Накануне вовсю старался финансовый директор "Уральской стали" Денис Скроботов, рассказывая о преимуществах родного предприятия. И это не удивительно. Ведь Денису Сафину, который владеет компанией, и одновременно является хозяином "Загорского трубного завода" (ЗТЗ), нужно во что бы то не стало из потенциальных инвесторов "выбить" 5 млрд. рублей.
Аргументы у Скроботова вроде убедительные. Убедительные для лозунгов времен СССР. Одним из основных является то, что Металлургический комбинат "Уральская сталь" увеличит поставки чугуна на международные рынки в 2023 году - и не просто увеличит, а поднимет их едва ли не вдвое, до 1,8 млн тонн.
Что правда, а что нет в бизнесе "трубного короля" разбирался корреспондент The Moscow Post в Оренбургской области.
Судя по всему, расположенной в Оренбургской области "Уральской стали", как и ныне ее владельцу Сафину, могут благоволить местные власти во главе с губернатором Денисом Паслером. Минувшим летом последний как раз присутствовал при начале строительства нового трубопрокатного цеха "Уральской стали", уже после того, как актив перешел к Денису Сафину.
Финансы в трубу
Новый цех требует многомиллионных инвестиций. Сам по себе проект должен показать инвесторам, что компания Сафина развивается. Однако деньги на реализацию проекта, судя по всему, просить придется именно у них.
В апреле 2023 года стало известно, что "Уральская сталь" планирует провести сбор заявок на трехлетние облигации объемом не менее 5 млрд рублей. И это уже не первый раз – в декабре 2022 года произошло размещение облигаций на 10 млрд рублей. При этом стоимость активов АО "Уральская сталь" оценивается в 42 млрд рублей. – получается, ему нужно не менее четверти стоимости своей же компании, чтобы показать рост.
Однако, при таких активах "Уральская сталь" оказалась еще и большим должником. Сегодня долги предприятия составляют почти 38 млрд рублей.
Обратите внимание это пишут сами инвесторы, которые боятся остаться без своих денег.
При этом, если за 2022 год выручка немного подросла, то прибыль компании стала снижаться даже с учетом госконтрактов предприятия. И это тоже тревожный звонок для инвесторов.
Последние данные по долгам "Уральской стали" приводятся, судя по всему, с учетом размещения прошлогодних бондов. Таким образом, если Сафин вновь разместит облигации, долг АО может превысить стоимость чистых активов, а затем и вовсе уйти в минус. Поэтому тревога инвесторов вполне понятна.
При этом долги АО постоянно растут. Конечно, это было еще при Усманове. Однако если на конец 2021 года долг составил 34 млрд рублей, то через год, как уже говорилось, почти 38 млрд. Обратной тенденции не наблюдается.
Кроме того, несколько последних лет у АО фиксировались проблемы с рентабельностью продаж, собственного капитала и активов. Лишь в 2021 "предсанкционном" году показатели несколько выровнялись. Сейчас можно ожидать очередного падения – ведь уверенно стоящее на ногах предприятие вряд ли будет выпускать по несколько облигационных займов в квартал.
При этом Сафин уже сейчас живет на кредитные деньги. Еще в 2019 году он договорился о кредите в 35 млрд рублей для ЗТЗ в государственном банке ВТБ. Деньги оказались нужны на строительство производства бесшовных труб. Именно такие трубы, судя по всему, будут выпускаться в новом цеху "Уральской стали".
А ведь тревожные звоночки для господина Сафина уже были. Его ЗТЗ получал субсидию на 133 млн рублей от Минпромторга, которая могла уйти, что называется, "налево". В 2017 году Сафина даже помещали под домашний арест в связи с этой ситуацией, об этом писал РБК.
Сам Сафин заявлял, что сумма ушла на погашение очередного кредита "Сбербанку". И как будто вернул деньги, которые взял у государства. В итоге уголовное дело было закрыто, а Денис Сафин из-под ареста освобожден. Более того - банк внезапно реструктуризировал долг Сафина, перенес по нему выплаты. А "бонусом" кредитовал ЗТЗ еще на миллиард рублей.
Тогда ходили слухи, что в ситуацию со своими связями мог вмешаться как раз упоминавшийся Николай Егоров. Выручит ли он еще раз при возникновении подобной ситуации - вопрос.
К слову, субсидии эти, как и другие поступления в сафинский бизнес, могут оседать далеко не в России. В Реестре юридических лиц Кипра легко находится офшор ZTZ HOLDING LIMITED - судя по всему, управляющая компания всем холдингом ЗТЗ. Ее руководящим лицом указан лично Денис Сафин. Так не туда ли могут утечь кредиты? При этом почему-то санкции господина Сафина не берут, никто ему кислород на Западе не перекрывает, что уже само по себе вызывает вопросы.
Т.е. бизнес Сафина может носить офшорный характер. При этом его ЗТЗ остается одним из крупнейших поставщиков труб для отечественных государственных монополий, того же "Газпрома".
Общая сумма госконтрактов ЗТЗ превышает 12 млрд рублей. При этом по итогам 2021 года, при всех своих инвестиционных планах, завод принес чистый убыток в 1,5 млрд рублей. При этом стоимость активов завода за год снизилась на четверть.
Согласно данным открытых источников, у завода есть риски и по финансовой устойчивости, и по платежеспособности. А эффективность предприятия признана низкой. Возможно, при Сафине аналогичным образом дела повернутся и для "Уральской стали".
Рынок под себя
Отдельный вопрос - каково будет качество продукции Сафина на "Уральской стали". Потому что ранее к его ЗТЗ уже возникали подобные вопросы. И, в первую очередь, у тех игроков рынка, которые остались без контрактов того же "Газпрома", присутствуя на рынке на протяжении длительного времени.
Дошло даже до идеи создания единого оператора по организации тендеров на поставку труб для "Газпрома", которую предложил Фонд развития трубной промышленности. Делается это, похоже, чтобы урезонить ЗТЗ.
На рынке помнят ситуацию с поставкой труб для ныне печально известного "Северного потока-2". В том самом 2016 году предполагалось, что тендер на поставку труб большого диаметра для проекта поделится между предприятиями ОМК, ТИТ, ЧТПЗ, ТМК, и Ижорским трубным заводом "Северстали".
Однако ЗТЗ Сафина предложил огромную скидку - до 15% стоимости. В результате контракт отдали именно ему. И многие другие последующие - тоже. Возникает вопрос - а за счет чего господин Сафин мог выдерживать такие низкие цены?
"Гнилые" трубы?
Тут то и появилось предположение о контрафакте. В этом контексте Сафину припомнили скандал со строительством нефтепровода в Усть-Луге в Ленобласти, чем занималась "Транснефть".
Трубы поставляла фирма "Промышленные технологии". Как писала "Версия", трубы были бывшие в употреблении, с них лишь удаляли ржавчину и старую изоляцию, устраняли дефекты и клеили поддельную маркировку.
Занималась этим фирма "Изоляционный трубный завод" (ИТЗ, Ржев) – на тот момент дочерняя структура "Загорского трубного завода".
Ту аферу раскрыли, сумма ущерба составила 4,5 млрд рублей, но фигурантом дела стала фирма "Промышленные технологии", а вовсе не "Изоляционный трубный завод" и не ЗТЗ. Ни для Сафина, ни для его партнеров в итоге никаких проблем не возникло.
В 2018 году Денис Сафин продал ИТЗ малоизвестному Сергею Фролову, за которым сегодня кроме этого никаких бизнесов нет. Сам ИТЗ при этом оказался в процедуре ликвидации. В последние годы он не ведет никакой финансовой деятельности. Не ждет ли такая же судьба и "Уральскую сталь"?
Таким образом, складывается впечатление, что господин Сафин усиленно делает хорошую мину при плохой игре - большом количестве долгов и угрозе потери кредитных ресурсов в будущем. При этом деньги могут оседать в офшорах, а сам предприниматель даже не думать о качестве своей продукции.
"Уральская сталь" Сафина наварила у себя долги
Денис Сафин бравирует планами по расширению бизнеса, но на самом деле может испытывать серьезный недостаток средств. Куда делись его миллиарды.
18.04.2023