Отставки в губернаторском корпусе, начавшиеся на прошлой неделе, очевидно, будут продолжены. По слухам, теперь готовиться к отставкам следует главам сибирских регионов. В СМИ уже прошла информация о том, что среди возможных кандидатов на вылет – руководители Новосибирской и Омской областей, а также Алтайского края. Другой вероятный лузер – глава Иркутской области Сергей Левченко.
Главе Приангарья удалось сделать поистине невозможное. Нерешённой оказалась даже самая, казалось бы, пустяковая проблема, прозвучавшая во время «прямой линии» с президентом Владимиром Путиным. Тогда главе государства дозвонилась учительница начальных классов из Шелеховского района Иркутской области Алёна Остальцова, пожаловавшаяся президенту на низкую зарплату.
Обычно подобные вопросы на местах решают чуть ли не на следующий день после «прямой линии», дабы продемонстрировать Кремлю свою эффективную деятельность. Однако в Иркутской области сумели сломать эту традицию. С нового учебного года зарплата Алёны Остальцовой не повысились ни на копейку. «После «прямой линии» с президентом увеличения заработной планы не произошло, потому что она начислялась в полном соответствии с требованиями действующего законодательства», – заявили в администрации района.
К сожалению, мизерные зарплаты учителей далеко не единственная и не самая серьёзная недоработка губернатора Сергея Левченко. «С точки зрения грядущей президентской кампании самые высокие риски – в Иркутской области, – рассуждает иркутский политолог Максим Глазунов. – Здесь у власти находится представитель КПРФ, причём имеющий амбиции внутрипартийного роста. Заксобрание, контролируемое «Единой Россией», находится в оппозиции к губернатору и заинтересовано в его провале. Есть и третья сила – группа, связанная с мэром Иркутска Дмитрием Бердниковым, который сам имеет губернаторские амбиции». То есть налицо управленческий раздрай.
Жители Байкальска остались без новой ТЭЦ
Тем временем социально-экономических проблем в регионе столько, что политическая карьера Левченко идёт ко дну сама собой. Уже упомянутая проблема с зарплатами учителей на поверку оказывается лишь верхушкой айсберга. Даже по официальным данным областного правительства, задолженность по зарплате в регионе в настоящее время составляет 35,1 млн рублей. Казалось бы, сегодня многие российские регионы испытывают трудности со своевременной выплатой зарплат. Однако в Иркутской области 83,7% (29,4 млн рублей) задолженности приходится на организации, находящиеся в конкурсном производстве. А это означает, что в области есть серьёзные проблемы не только с выплатами зарплат, но и с безработицей. Люди, которые сегодня ждут выплат этих 29,4 млн, по факту сегодня уже оказались на улице.
Улучшить ситуацию на рынке труда властям региона скорее всего едва ли удастся. Тем более что немало трудностей и в других сферах. Одна из таких – строительство новой ТЭЦ в самом южном городе области – Байкальске. Уже второе лето подряд 13 тыс. жителей этого города сидят без горячей воды. В августе, уже после «прямой линии», жители Байкальска писали обращение к Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию, однако кардинального решения этого вопроса как не было, так и нет.
Между тем проблема в Байкальске существует аж с 2014 года. Дело в том, что до настоящего момента единственным источником тепла в городе служит ТЭЦ, работавшая ещё на ныне закрывшемся Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате (ВЦБК). Решение о том, что городу нужна новая котельная, было принято ещё в 2014 году, более того, под это дело даже было выделено 2 млрд рублей из федерального бюджета. С тех пор прошло три года (!), но региональные власти так и не смогли определиться, какой тип котельной они будут возводить в Байкальске: угольную, газовую или электробойлерную. Так проект с новой котельной оказался практически заморожен.
Старая ТЭЦ сегодня уже не «тянет», поскольку не выполняются нормативы по поддержанию необходимого запаса топлива. Причём, по словам руководства станции, с правительством области изначально существовала договорённость о том, что ТЭЦ будет поддерживаться в рабочем состоянии до тех пор, пока не будет построен новый источник энергии. Летом ситуацию в Байкальске обсуждали на совещании высокие чиновники из Минэнерго, Минстроя и Ростехнадзора. Постановили, что ситуация с подготовкой Байкальска к зиме – критическая. На том и разошлись.
Подвозкой щебня пришлось заняться президенту
Ещё одна проблема, озвученная в ходе «прямой линии» с президентом, тоже оказалась локальной. Решить её можно было бы на уровне региональных властей. Однако дело, как и в случае с ТЭЦ, дошло до самого верха. Речь идёт о строительстве дороги на байкальском острове Ольхон. Жители пожаловались президенту на то, что дорогу не строят, поскольку для её строительства необходим щебень. Добывать его из карьера на берегу Байкала запрещено экологическим законодательством. А больше строительный материал взять неоткуда.
В августе в ходе своего рабочего визита в Бурятию Владимир Путин провёл совещание, посвящённое развитию Прибайкалья. Парадоксально, но факт: главе государства пришлось обсуждать с региональными чиновниками вопросы доставки щебня на стройплощадку. Но и это ещё не самое главное. Оказалось, что региональные власти не могут доложить президенту, сколько щебня необходимо для строительства дороги. «Сергей Георгиевич, вы нас ставите в трудное положение, потому что вы говорите, что увеличится стоимость, но насколько конкретно она увеличится, вы не знаете. Сколько нужно щебня, вы ответить не можете», – отчитал губернатора президент Путин.
Кстати, по итогам той встречи заявление на увольнение по собственному желанию написал председатель правительства Иркутской области Александр Битаров. Щебня, правда, в Ольхоне от этого не появилось. И строительство дороги так и не было закончено.
10 миллиардов долларов инвестиций проплыли мимо
Похоже, что в Иркутской области вообще не очень хорошо обстоят дела с реализацией инфраструктурных проектов. По-видимому, ни один сколько-нибудь важный проект в регионе так и не удалось закончить. В частности, на месте уже упомянутого БЦБК должен был появиться крупный туристический центр. Его строительство предусмотрено федеральной целевой программой «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы». Общий объём финансирования программы – 57 млрд рублей.
Предполагалось, что к настоящему моменту для проведения рекультивации промплощадки уже должен был быть найден инвестор. Более того, ещё в прошлом году о своей готовности вложить средства в развитие будущего туристического центра заявляли китайские компании, которые хотели проинвестировать в туристический кластер 10 млрд долларов. Местным властям для этого оставалось только закончить строительство злополучной ТЭЦ, которое, как мы знаем, так и не было начато. А также найти подрядчика на рекультивацию земли и отходов на месте БЦБК. Ничего из этого так и не произошло, в результате будущий туристический кластер лишился 10 млрд долларов китайских инвестиций.
На этом фоне кажется вполне логичным, что ещё в июне рейтинг губернатора Сергея Левченко в исследовании Агентства политических и экономических коммуникаций опустился сразу на пять пунктов – до 80-й строчки. «В ходе «прямой линии» Иркутская область упоминалась в контексте низких зарплат учителей и в связи с проблемами социально-экономического характера, что также подрывает позиции главы региона Сергея Левченко», – констатировали составители рейтинга.
Утонул в щебёнке
Губернатор Иркутской области Сергей Левченко не может решить элементарных проблем.