Дзержинский районный суд Нижнего Тагила начал рассмотрение иска профсоюза «Солидарность» против «Уралвагонзавода». Объединение трудящихся требует признать необоснованным пересмотр норм выработки и расценок на изготовление деталей, который привел к резкому падению оплаты труда нескольких десятков сотрудников в цехе №563. Юристы УВЗ неоднократно ходатайствовали о прекращении дела, а сторона профсоюза просила заменить судью. Представители предприятия «Ростеха» предъявили в суде аргументы, исходя из которых после проведенной модернизации качество плавки деталей увеличилось, что снизило нагрузку на персонал при последующей их обработке. Напротив, по мнению сотрудников, существенно эти показатели не изменились, процент брака был пересмотрен исключительно формально, а реальная трудоемкость при этом даже выросла. Впрочем, как выяснилось, и сам завод разошелся в расчетах уменьшенной нагрузки и представил в суд две разные ведомости с разными объемами обработки деталей в смену.
В Дзержинском районном суде Нижнего Тагила 6 февраля был рассмотрен иск профсоюза «Солидарность», поданный в интересах 24 сотрудников цеха №563 «Уралвагонзавода» (входит в НПК «УВЗ» госкорпорации «Ростех») с требованием признать решение о пересчете норм выработки и расценок на изготовление деталей необоснованным. В октябре, по данным объединения трудящихся, на предприятии были введены новые нормы, в рамках которых необходимый объем обработки деталей в смену был увеличен в несколько раз, а оплата этой работы уменьшена, о чем подробно рассказывала «Правда УрФО».
«По нашим данным, если до изменения норм и расценок зарплата, например, у одного обрубщика была 112 тысяч рублей, то после – 34 тысячи. У сварщиков она тоже сократилась», – рассказали изданию в профсоюзе «Солидарность». При этом на предварительном слушании резонансного дела представители УВЗ признали, что хронометраж обработки деталей (боковых рам) после изменения норм не проводился.
Юристы УВЗ в основном слушании начали выступления с попыток прекратить рассмотрение дела. Дважды они заявляли соответствующие ходатайства, мотивируя свою тактику подачей иска от неопределенного круга лиц и наличием якобы схожего иска от другого заводского профсоюза. Однако судья Марина Каракаш отклонила просьбы, не найдя подтверждений заявленным аргументам. После этого представители УВЗ ходатайствовали о рассмотрении дела в закрытом режиме, так как, по их мнению, затрагиваются вопросы коммерческой тайны. В зале тем временем, кроме сотрудников предприятия, собралось значительное число журналистов местных СМИ. Данные требования представителей предприятия судья также не удовлетворила. Руководитель профсоюза «Солидарность» Алексей Димитров в свою очередь просил о замене судьи, но и это ходатайство не получило одобрения.
Представители УВЗ введение новых норм на предприятии объяснили проведенной модернизацией, за счет которой снизилась нагрузка на сотрудников, и сократился брак деталей.
«Объем брака на «Уралвагонзаводе» при производстве рамы боковой по сравнению с 2015 годом снизился в 3 раза, по сравнению с 2016 годом – в 2 раза. Это произошло благодаря изменению технологии производства данного изделия, использованию новых материалов и другим мероприятиям. Соответственно, нагрузка на сотрудников, которые производят дальнейшую обработку этих деталей, уменьшилась. Юристами УВЗ предоставлено полное обоснование позиции предприятия в отличие от «Солидарности». Рабочие не могли ответить на вопросы судьи, так как не были подготовлены должным образом, и даже на вопрос, «в чем выражается моральный вред», не находили, что сказать», – сообщили «Правде УрФО» в пресс-службе УВЗ.
В качестве свидетеля от УВЗ на процессе выступил главный металлург Хакимжан Байков, который, по словам участников заседания, подтвердил снижение количества дефектов на деталях. Работодатель приобщил к доказательствам таблицы с указанием снижения брака за последние годы с 25 до 8%.
«Главный металлург сообщил, что вводилась новая технология, ставилось оборудование, но не в цехе 563. Говорил, что обновлялись формовочные машины, но не объяснил, какие именно. Если это были основные формовочные машины – тогда качество действительно могло измениться, если прочие – то это не так значительно влияет», – объясняет Алексей Димитров.
Сами рабочие завода снижения нагрузки с проведенной модернизацией, по их отзывам, не почувствовали. «По технологическому процессу у нас изменились нормативы. Если полтора года назад внутренний радиус – 55, то нельзя было варить, и детали с дефектами отправлялись в брак, а теперь можно. Радиусы – это те места на раме, где часто ломается деталь – зона неразрушимого контроля. Сейчас мы обрабатываем детали, которые раньше выкидывали в брак. В результате время на обработку деталей не уменьшилось, а увеличилось», – рассказал «Правде УрФО» сварщик цеха №563 Максим Соложнин.
Как добавляют в профсоюзе, новые нормы выработки основаны исключительно на математических расчетах, но без замеров времени, необходимого на обработку деталей. Точную формулу, по которой произведен расчет, на УВЗ изданию представить отказались, сославшись на коммерческую тайну. При этом на судебном процессе предприятие предъявило две ведомости – с разными нормами выпуска деталей в смену.
«С первой ведомостью сотрудники были ознакомлены за 2 месяца, согласно Трудовому кодексу. Она была более жесткой и начала действовать в октябре. Потом появилась вторая, с менее жесткими нормами, но теми же расценками на изготовление деталей. Мы не знали об этом документе. Сотрудников не предупреждали об этой ведомости за 2 месяца, поэтому есть основания для ее отмены. По первой ведомости на УВЗ сейчас не работают. Сейчас в суде нас просят уточнить предмет иска: какую из ведомостей о нормах и расценках мы требуем отменить», – говорит Алексей Димитров.
В заседании суда сегодня объявлен перерыв до 7 февраля. Пока представители профсоюза проводят консультации с юристами об уточнении предмета иска. В то же время ходатайствовать о проведении независимой экспертизы, которая позволит установить, насколько реально снизилась нагрузка на работников, в «Солидарности» не намерены. Ранее профорги также заявляли о намерениях донести проблемы оплаты труда на предприятии до администрации президента.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
УВЗ утвердил «выпуск брака»
Профсоюз ищет правды в администрации преидента. «Дочка» «Ростеха» запуталась с документами в суде.