В деле экс-губернатора Сахалина Александра Хорошавина, обвиняемого в получении многомиллионных «откатов», могут появиться новые эпизоды. Источники «Известий» в правоохранительных органах рассказали, что следственная бригада намерена изучить материалы проверки деятельности администрации Сахалина, которую в 2014 году проводила Счетная палата (СП). Тогда были выявлены нарушения почти на 3,5 млрд рублей, в том числе и по средствам Резервного фонда.
Ревизоры изучали ситуацию с расходами местного бюджета за 2013 год, а также траты из Резервного фонда. На тот момент размер фонда составлял 1,56 млрд рублей. Результаты ревизии оказались неутешительными: выявлены нарушения на сумму в 3,47 млрд, после чего местная прокуратура потребовала от губернатора их устранить.
Как сообщил «Известиям» источник в правоохранительных органах, сейчас следственная бригада по делу губернатора Хорошавина решила вернуться к материалам этой ревизии, потому что ключевые решения о тратах из Резервного фонда и бюджета принимал лично глава региона. Если выяснится, что в этих тратах содержался умысел, в деле губернатора может появиться новое обвинение.
Тучи над головой сахалинского губернатора стали сгущаться еще в 2013 году, когда представители Общероссийского народного фронта (ОНФ) доложили президенту Владимиру Путину о многочисленных сомнительных закупках за бюджетные средства, которые проводило руководство Сахалинской области. Например, 680 млн рублей губернатор планировал потратить на улучшение собственного рейтинга. Представители ОНФ обратились в СП с просьбой проверить бюджетные траты сахалинского правительства.
Впоследствии ОНФ неоднократно выступал с докладами, касающимися этической стороны трат губернатора, а в 2014 году материалом доклада «фронтовиков» стала потенциально криминальная история.
— У нас был закрытый доклад Счетной палате в 2014 году, когда одна сахалинская компания выиграла большие контракты на строительство, а ее учредителем была кипрская компания, — сообщил «Известиям» сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов.
Резервные фонды создаются для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации: если необходимо восстановить разрушенное жилье или закупить технику для ликвидации последствий стихийного бедствия, глава региона особым распоряжением выделяет средства. Согласно материалам СП, за 2013 год Резервный фонд Сахалина похудел на 1,2 млрд рублей, причем на траты, связанные с предупреждением и ликвидацией ЧС, ушло только 165,9 млн. По словам пресс-службы СП, остальные траты не были связаны с непредвиденными либо чрезвычайными обстоятельствами и не имели должного обоснования.
По данным ревизии, губернатор Хорошавин распорядился выделить деньги на покупку объектов незавершенного строительства (долгостроев) у частных компаний, при этом такие траты в бюджет не были заложены. Также деньги фонда пошли на увеличение уставного капитала местных сельскохозяйственных ГУПов. На деньги Резервного фонда власти Сахалина купили теплоход «Поларис» по завышенной цене в 140 млн рублей.
Недочеты нашлись и в сфере госзакупок: имущество на 270 млн рублей купили вообще без проведения конкурсных процедур и к тому же с нарушением процедуры оценки этого имущества. На Сахалине не выполнялись программы по обеспечению жильем детей-сирот, не был достроен спортивный центр и не отремонтирован жилой фонд. Например, для переселения граждан из аварийных домов область заключила контракт на 4,1 млрд рублей с единственным поставщиком и без снижения стартовой цены.
В 2013–2014 годах правительство Сахалинской области потратило более 850 млн рублей на фешенебельный ремонт здания кабинета министров, зоны губернатора и на благоустройство прилегающей территории. По информации экспертов антикоррупционного проекта ОНФ «За честные закупки», более скромное использование бюджетных денег позволило бы губернатору Сахалина Александру Хорошавину сэкономить 700 млн рублей.
В то время в приемную ОНФ поступал шквал обращений от жителей Сахалина, которые оказались недовольны тратами своего губернатора. Особенное негодование у граждан тогда вызвали траты на ремонт губернаторской зоны в здании правительства. На ремонт зоны Александра Хорошавина (170 кв. м) потратили 49,7 млн рублей. В ОНФ отмечают, что капитальный ремонт, в котором нуждается хирургическое отделение Сахалинской больницы (1 тыс. кв. м), обошелся бы всего в 20 млн.
Мебель для министров также была выбрана со вкусом: на ее покупку в правительстве Сахалинской области потратили 55 млн рублей. Среди приобретений значатся стол для губернатора и тумба с отверстием для питьевой воды за скромные 1,5 млн рублей. За эту сумму можно было бы купить игрушки для детского сада на 326 детей. Отдельное новшество — это наноунитаз. Интерактивный унитаз с пультом управления имел встроенную гидромассажную функцию и фен. Подобная покупка обошлась в 200 тыс. рублей. Стоимость равноценна ремонту трехкомнатной квартиры ветерана Великой Отечественной войны в Южно-Сахалинске.
Внимания проверяющих удостоилось и одно из самых скандальных казенных предприятий в области, находящееся под эгидой управделами губернатора. «Производственно-техническое управление (ПТУ) правительства Сахалинской области» как единственный исполнитель ремонтировало и обслуживало машины местных чиновников, содержало недвижимость и приобретало квартиры для нужд органов исполнительной власти. За год общая сумма исполненных им контрактов составила 1 млрд рублей. По оценке СП, это «привело к ограничению конкуренции и недостижению экономии бюджетных средств». Данные СП подтверждаются материалами с портала госзакупок: за период 2009–2015 годов ПТУ поучаствовало в 84 конкурсах и по их итогам заключило 84 контракта. Поскольку, согласно СПАРК, по иерархии ПТУ подчиняется управделами губернатора и правительства, изучение материалов этих закупок также может вывести следствие на новые потенциальные эпизоды преступной деятельности губернатора или его аппарата.
Сейчас Александр Хорошавин подозревается в получении взятки. По версии следствия, губернатор получил «откат» в $5,6 млн от бизнесмена Николая Крана за преференции для его компании «Энергострой» при исполнении госконтракта при строительстве энергоблока № 4 Южно-Сахалинской ТЭЦ-1.
А ранее источники «Известий» в МВД рассказывали, что в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) регулярно поступали сигналы и оперативная информация о случаях коррупции среди чиновников администрации Сахалина. Не исключено, что в скором будущем фамилии этих чиновников пополнят список фигурантов большого уголовного дела. Подтверждения тому есть и в материалах СП, оказавшихся в распоряжении «Известий». Так, в прошлом году представления от прокуратуры получили и мэры сахалинских городов: руководитель Поронайского городского округа Александр Радомский (за переплату чиновничьему аппарату) и мэр Холмского городского округа Олег Назаренко (за нарушение законов о конкуренции и сокрытие информации о расходах бюджета). Третьим оказался тогдашний мэр Южно-Сахалинска Андрей Лобкин, который превысил лимиты финансирования на муниципальные контракты.
В деле губернатора Хорошавина может появиться новый эпизод
Следственный комитет изучает претензии прокуратуры и Счетной палаты, возникшие к экс-губернатору еще в 2014 году по поводу расходования Резервного фонда.