Как стало известно “Ъ”, обвинение в участии в организованном преступном сообществе (ОПС) предъявлено двум фигурантам масштабного расследования о хищениях в структурах группы «Сумма» — бывшему финансовому директору ADG Group Александру Кабанову и экс-сотруднику ФСБ Роману Грибанову, возглавлявшему отдел сопровождения бизнеса Объединенной зерновой компании (ОЗК). Господину Кабанову, которого МВД считает активным участником ОПС, созданного братьями Зиявудином и Магомедом Магомедовыми, также инкриминируются два эпизода мошенничества, связанных с закупками оборудования у ЕЭС ФСК.
По данным источников “Ъ”, следствие практически полностью унифицировало обвинение всем фигурантам масштабного дела организованного преступного сообщества, созданного, по версии следственного департамента (СД) МВД, Зиявудином и Магомедом Магомедовыми. На днях обвинение по наиболее тяжкой из фигурирующих в деле статей УК РФ — 210-й (организация преступного сообщества и участие в нем) — предъявлено еще двум фигурантам расследования, экс-финдиректору московской ADG Group Александру Кабанову и руководителю отдела ОЗК Роману Грибанову. Отметим, что господин Кабанов попал в СИЗО первым из всех обвиняемых по этому громкому делу: Тверской суд санкционировал его арест в феврале этого года, тогда как, например, братьям Магомедовым такую меру пресечения избрали в конце марта. Господин Грибанов, напротив, был арестован одним из последних фигурантов — в сентябре.
Претензии к бывшему финдиректору ADG Group у СД МВД возникли в ходе изучения деятельности структур группы «Сумма», в которой господин Кабанов долгое время работал. С ноября 2008 года он занимал должность вице-президента по финансам и экономике управляющей компании ООО «Сумма Капитал». В ней обвиняемый отвечал за финансово-экономическую политику, бюджетный процесс, отчетность, отношения с кредитными организациями и т. д. МВД считает финансиста одним из активных членов ОПС братьев Магомедовых и инкриминирует ему два эпизода особо крупного мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ) при покупке оборудования у ФСК ЕЭС. По данным “Ъ”, ущерб по ним составляет порядка 300 млн руб.
Также обвинение в участии в ОПС предъявлено и бывшему начальнику департамента сопровождения бизнеса ОЗК Роману Грибанову. Бывший сотрудник ФСБ, долгое время проходивший свидетелем по делу братьев Магомедовых, был задержан чекистами, которые осуществляют оперативное сопровождение уголовного дела, в сентябре этого года. Господин Грибанов, по версии следствия, был соучастником хищения средств ОЗК, сопровождая в 2012–2013 годах сделки по приобретению зерна у группы компаний Newbay Investments L. P. Получив в рамках двух контрактов полную предоплату в размере $20,25 млн, на поставку с Украины и перевалку зерна, Newbay так и не выполнил обязательств. А в прошлом году поставщик был обанкрочен. При этом компании-поручители, среди которых, по данным СД МВД, было и ООО «Адмата», принадлежащее господину Грибанову, ущерб от потерь по договору не компенсировали. Следствие считает, что зерновые контракты были фиктивные и проводились исключительно для вывода средств из ОЗК в компании, связанные с Зиявудином Магомедовым.
Стоит отметить, что всего в деле братьев Магомедовых и их сообщников семь эпизодов. В их числе махинации при подготовке земельного участка под строительство стадиона «Балтика» в Калининграде, реконструкция аэропорта Храброво в том же городе, обустройство острова Крестовский в Санкт-Петербурге, где построена «Зенит-Арена». Общий ущерб, нанесенный действиями участников ОПС, следствием оценивается в 2,5 млрд руб. Никто из подследственных вины не признает. Сегодня суд рассмотрит ходатайства следствия о продлении сроков ареста Зиявудину и Магомеду Магомедовым.
В деле «Суммы» уравняли обвинения
Еще двум фигурантам инкриминировали участие в преступном сообществе.