Очередная попытка Третьего управления СКР оказалась безуспешной. Прокурор окружного управления Генпрокуратуры Михаил Толстобров вновь не утвердил обвинительное заключение.
Уголовное дело №270016 было возбуждено 2 марта 2016 года в 3-м Следственном управлении СК России по признакам преступлений, совершенных против ЗАО «Саратовский авиационный завод» по ст.196 (преднамеренное банкротство), ст.201 ч.2 (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия), ст.199 ч.1 (неисполнение обязанностей налогового агента).
Юридически гигант авиастроения перестал существовать в 2012 году, но в реальности в пучину проблем предприятие погрузилось в 90-ые годы прошлого столетия, причем не только из-за сокрушительных реформ, но и по причине непродуманной политики экс-гендиректора и основного акционера завода Александра Ермишина.
В начале 2000-х иск к САЗу в сумме 335,9 млн рублей предъявила компания «Газкомплектимпэкс», с этого иска в 2005 году стартовало первое банкротство, в ходе которого право требования долга перекупили сторонники пензенского СРО АУ «Лига», на счету которого немало уничтоженных гигантов индустрии.
На предприятии дважды вводилась процедура банкротства, ее вели арбитражные управляющие из «Лиги», причем ее члены, в нарушение закона, и возглавляли предприятие, и занимались его банкротством.
Так, конкурсным управляющим в первой процедуре стал представитель этой СРО Игорь Скляр, гендиректором САЗа долгое время был Олег Фомин, в то время возглавлявший «Лигу», в совете директоров тоже заседали представители этой СРО. В дальнейшем Скляр и Фомин сменяли друг друга на руководящих постах на авиазаводе.
Тотальное господство «Лиги» позволило ее членам бесконтрольно освоить активы саратовского гиганта, причем завод с оценочной стоимостью 8 млрд рублей, будучи проданным весь, так и не сумел погасить долг, с которого началась история его краха.
Во втором банкротстве (началось в 2010 году) вся задолженность предприятия выросла до 1,033 млрд рублей, в ходе конкурсного производства удалось выручить всего 107 млн рублей. Налоговая инспекция как крупнейший кредитор завода (свыше 800 млн рублей), не сделала ничего, чтобы повлиять на ход процедуры.
В 2009 году в промежутке между двумя банкротствами по решению собрания акционеров львиная доля активов предприятия была выведена в два ОАО — «Аэродром Южный» и «Развитие». В результате такой реорганизации с предприятия ушло 264 гектара аэродромной земли и огромное количество объектов недвижимости – 33 земельных участка в Саратове, 68 зданий, нежилых помещений, квартир.
На поприще разорения завода особенно усердствовали, как установили следователи Третьего управления СКР, бывший гендиректор завода Олег Фомин (ст.196, ст.201, ч.2 УК РФ), конкурсный управляющий проводивший первую процедуру банкротства Игорь Скляр (ст.196, ст.201 ч.2, а также ст.199.1 ч.1 УК РФ – неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента) и член совета директоров ЗАО «САЗ» Олег Тюгаев.
Его дело выделено в отдельное производство, он находится в розыске по ч.3. ст.33 (организатор преступления), ст.196, ст.201 ч.2 УК РФ. Все они проходят обвиняемыми по уголовному делу №270016. В 2019 году Олег Фомин и Игорь Скляр удостоились персональных уголовных дел по ч.2 ст.201 УК РФ (превышение должностных полномочий, повлекшее тяжелые последствия).
Само уголовное дело было возбуждено благодаря принципиальной позиции СУ СКР по Пензенской области и депутатов Госдумы от КПРФ Ольги Алимовой и Валерия Рашкина. В основу легли материалы дела о неправомерном возмещении НДС, которое вели следователи Пензенского СУ СК. Благодаря проведенным ими выемкам на предприятии в Саратове были спасены от уничтожения документы, изобличавшие «оккупационную» администрацию САЗа.
Спустя несколько лет возбужденное в 2016 году дело послужило толчком к грандиозным земельным реституциям: участки авиазавода, которые так ловко прибрали к рукам пензенские дельцы, триумфально возвращались в собственность РФ. Суды начались в 2018 году, а к 2022-му через арбитраж удалось вернуть в собственность страны почти 300 гектаров территории САЗа и десять убежищ ГО и ЧС.
Но, как выяснилось, проще вернуть государству сотни гектаров, нежели привлечь к суду ловких арбитражников. В нынешнем году 265 томов уголовного дела №270016 уже в третий раз отправились в Управление генпрокуратуры по ПФО для утверждения обвинительного заключения. В апреле стало известно, что и на этот раз прокурор окружного управления Генпрокуратуры Михаил Толстобров обвинительное заключение не утвердил.
Раньше представитель надзора не мог увидеть причинно-следственную связь между деяниями Фомина и Скляра и банкротством предприятия, указывал на истечение сроков следствия, выдвигал формальные замечания. Всякий раз следователи добросовестно работали над этими возражениями, проводили экспертизы. Что именно не понравилось теперь, неизвестно, но прокурорский барьер снова оказался непреодолим.
Не возымели действия и обращение главы СКР Александра Бастрыкина, и депутатские запросы парламентария Ольги Алимовой. Какие именно аргументы были приведены в ответе Генпрокуратуры на обращение главы СКР Александра Бастрыкина, нам неизвестно, а депутату Госдумы Ольге Алимоой «инстанции» ответили кратко. Член фракции КПРФ обращалась к генпрокурору Игорю Краснову (он лишь сообщил, что управление по ПФО отказало обоснованно), и к заместителю председателя Совета безопасности Дмитрию Медведеву, который просто сослался на ответ Генпрокуратуры.
- Все это возмущает меня, конечно, но с другой стороны, не для того весь этот беспредел на авиазаводе начинался, не для того предприятие уничтожили, чтобы потом кто-то вдруг сел на скамью подсудимых, - считает Ольга Алимова. - Эта система, в которой своих не сдают, стоит и прекрасно себя чувствует. Даже то, что землю вдруг вернули государству, выглядит как передел собственности в чьих-то интересах, а возле не торжество справедливости. Ощущение такое, что не во имя закона реституцию провели, это просто ход в очередной игре. Поэтому, для баланса, землю вернули, а деятелей, которые на САЗе резвились и уничтожили завод, не трожь.
Справка «БВ». По версии следствия, изложенной на официальном сайте СКР, в 2009 году генеральный директор ЗАО «Саратовский авиационный завод» Скляр и председатель совета директоров предприятия Фомин вывели ликвидное имущество завода по заниженной стоимости, а также создали искусственную кредиторскую задолженность, что привело к банкротству предприятия и причинению материального ущерба на сумму 895,8 млн рублей. Кроме того, Скляр не исполнил обязанности налогового агента ЗАО «Саратовский авиационный завод» по перечислению в бюджет НДФЛ, исчисленного из заработной платы работников завода, в размере 41,3 млн рублей.
В Генпрокуратуре в упор не видят разорителей Саратовского авиазавода
Даже Александр Бастрыкин не смог добиться передачи в суд уголовного дела.