Обыск в компании IKEA провели в пятницу в подмосковных Химках следователи Следственного комитета и оперативники ГУЭБиПК МВД. Их интересовали документы, касающиеся приобретения компанией земельного участка в Химках. СКР подозревает, что при этом использовалась мошенническая схема, и уже возбудило уголовное дело по соответствующей статье УК. IKEA все обвинения в свой адрес отвергает, утверждая, что арбитражи уже подтвердили право на землю.
Следователи главного следственного управления СКР по Московской области и оперативники прибыли в Химки на Ленинградское шоссе около десяти часов утра в сопровождении бойцов спецназа. Они направились в две башни комплекса "Химки бизнес парк", расположенного через дорогу от самого гипермаркета IKEA. Именно там находятся российские подразделения группы компаний. На ресепшене на первом этаже они предъявили удостоверения и беспрепятственно проследовали внутрь. Правда, обследовали они не все помещения.
"Следователь предъявил постановление о производстве обыска в рамках возбужденного уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК "Мошенничество"",— пояснил "Ъ" адвокат Александр Хохлов, представляющий интересы компании. По его словам, расследование касается якобы имевшего место факта мошенничества при приобретении земли, на которой построен "Химки бизнес парк". При этом поводом для возбуждения дела стали, по словам юриста, данные, собранные сотрудниками управления "Т" ГУЭБиПК.
В пресс-службе самой компании особо отмечают, что никакого противодействия следователям и оперативникам никто не оказывал, а, наоборот, всячески помогали. Тем не менее обыск продлился практически весь день.
По словам господина Хохлова, следователей интересовали только документы о покупке IKEA порядка 20 га земли вдоль Ленинградского шоссе. В начале 90-х годов более 1,5 тыс. га в этих местах были переданы Химкинским горсоветом народных депутатов в собственность Коллективного сельскохозяйственного предприятия (КСП) "Химки". В 1993 году более 20 га у КСП местные власти забрали, передав позже в долгосрочную аренду IKEA. Потом здесь было начато строительство, а в 2007 году IKEA выкупила эту землю за 105 млн руб. Официальным владельцем стало одно из подразделений IKEA — компания ООО "ИКЕА Ханим Лтд". Позже тут вырос "Химки бизнес парк". По некоторым данным, планировалось построить восемь башен, но возвели только две.
КСП "Химки" посчитало, что земля по-прежнему принадлежит именно ему, и началась долгая судебная тяжба в арбитражных судах. С 2012 года она шла с переменным успехом, представители КСП даже требовали вообще снести с якобы принадлежащей им земли башни IKEA. Но кончилось все победой IKEA, которой даже удалось добиться возмещения истцом 14 млн руб. в счет затрат на юристов и сам судебный процесс.
"Мы прошли все судебные инстанции, решения вступили в законную силу. Более того, суд указал, что КСП "Химки" вообще просрочило срок давности подачи иска. И тут неожиданно появляется уголовное дело, причем к нам сразу приезжают с обыском и спецназом!" — возмущается Александр Хохлов.
По его словам, из бумаг, предъявленных сотрудниками СКР, следует — дело возбудили еще 31 июля этого года. Но, как утверждает юрист, до пятницы им об этом ничего не было известно — никто не вызывал никого для опроса или предоставления каких-либо документов. Отдельно он отмечает, что так и не понял, какие признаки состава преступления следователь счел достаточными для возбуждения дела.
"Я не вижу пока никакой логики, мне надо еще тщательно изучить документы, предоставленные следствием",— заявил господин Хохлов. Он также подчеркнул, что "предмет уголовного дела — это судебный спор". Надо отметить, что в документах СКР имелась предварительная сумма ущерба, якобы нанесенного IKEA, но сумму представители компании называть пока не хотят, ограничиваясь фразами о том, что она "исчисляется миллионами".
В МВД и СКР в пятницу вечером от комментариев относительно обысков в IKEA воздерживались. Более того, официальный представитель областного главка СКР Ольга Врадий даже не подтверждала самого факта проведения следственных действий.
В IKEA пришли со спецназом
Следствие подозревает, что компания могла незаконно получить землю, на которой построила офисные центры.