Как выяснил “Ъ”, консультанты Сбербанка и «Газпром нефти» проводят аудит гражданского дивизиона Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Решение об этом принято по поручению правительства на фоне объявления о переносе сроков поставок новых гражданских самолетов. Ряд источников “Ъ” утверждают, что возможно привлечение менеджеров банка и нефтекомпании к руководству ОАК или вообще передача им управления. В Минпромторге и «Ростехе» подтвердили «выработку управленческих практик», но отрицают планы передачи ОАК или ее гражданских проектов в стороннее управление. Аналитики подчеркивают, что без решения проблемы с поставщиками комплектующих ускорить проекты в авиапроме будет сложно.
Как стало известно “Ъ”, группа консультантов из Сбербанка и «Газпром нефти» проводит аудит на заводах ОАК, где производятся новые гражданские самолеты SJ 100, МС-21, Ил-114 и Ту-214. По словам источников “Ъ”, проверка проходит по поручению правительства, данному весной, когда в «Ростехе» (управляет ОАК) объявили о переносе сроков поставок самолетов (см. “Ъ” от 1 марта).
Внешние эксперты, уточняют собеседники “Ъ”, изучают эффективность освоения бюджетных средств в гражданском дивизионе ОАК, выстраивания производственных процессов и руководящих практик. По информации источников “Ъ”, аудит продлится до августа, по итогам привлеченные эксперты двух компаний должны предоставить в правительство отчет с рекомендациями по оптимизации всех процессов для ускорения вывода самолетов.
Аудиторы, по словам собеседников “Ъ”, работают на предприятиях ОАК уже несколько месяцев и успели посетить заводы «Яковлев» и «Ил».
Группа экспертов побывала в Комсомольске-на-Амуре, где производятся SJ 100, на Иркутском авиазаводе, где собирается МС-21, а также на предприятии в подмосковных Луховицах, где собирают Ил-114. Также запланирована поездка в Казань на «Туполев», где выпускаются пассажирские Ту-214.
По одной из версий близких к правительству источников “Ъ”, по итогам аудита изучается возможность передачи гражданских проектов ОАК в управление Сбербанка, «Газпром нефти» или консорциума двух компаний. Решение, по словам одного из собеседников “Ъ”, не принято, в том числе по форме, в которой возможна передача.
В марте источник “Ъ” говорил, что рассматривается возможность передачи акций ОАК аналогично тому, как ВТБ получил в управление Объединенную судостроительную корпорацию. Но другие источники “Ъ” более вероятным называют возможный приход менеджеров из «Газпром нефти» или Сбербанка в органы управления гражданскими активами ОАК.
Один из источников “Ъ” уточняет, что со стороны «Газпром нефти» процесс курирует бывший заместитель главы, советник председателя правления компании Вадим Яковлев. После ухода с поста заместителя главы «Газпром нефти» топ-менеджер в обращении к коллегам объявил о намерении продолжить карьеру «за пределами группы» (см. “Ъ” от 4 апреля).
Сергей Чемезов, гендиректор «Ростеха», в интервью РБК в мае:
«Я думаю, что с 2030 года начнется заметное убытие иностранных самолетов из российских авиакомпаний».
В «Газпром нефти» и Сбербанке не предоставили комментарии. Источник “Ъ”, близкий к «Газпром нефти», настаивает, что речь идет только о консалтинге и обмене лучшими практиками: «Любые другие предположения — домыслы».
В Минпромторге “Ъ” заверили, что «передача пакета акций ОАК не обсуждается», подтвердив, что сторонние эксперты привлечены «для изучения отдельных вопросов и выработки рекомендаций по применению управленческих практик».
В «Ростехе» также подчеркивают, что передача авиастроительных активов «под управление сторонних компаний не обсуждается». Собеседник “Ъ” в «Ростехе» добавил, что в составе госкорпорации консолидирована почти вся кооперационная цепочка: от изготовителей ключевых систем и агрегатов до производителей финальной продукции. «Яковлев», добавляет он, тесно завязан с другими компаниями ОАК, например ОКБ Сухого, которое помимо гражданских самолетов выпускает военную авиатехнику. Передача этого актива под управление непрофильной компании разрушит сложившуюся кооперацию, создаст риски для гособоронзаказа и гражданских программ, указывает собеседник в «Ростехе».
Разделить ОАК на гражданскую и военную составляющие будет невозможно ни в части производственных мощностей, ни по кадровому составу, соглашается один из собеседников “Ъ” в авиационном экспертном сообществе.
В то же время он считает, что привлеченный аудит мог бы конкретизировать объемы и эффективность бюджетного финансирования гражданских проектов: «Без четкого сведения всех субсидий и вливаний в одну программу отследить их все будет невозможно». В целом, добавляет собеседник “Ъ”, «при любом руководстве» производитель должен разделять ответственность за риски по срокам и цене самолетов.
Аудит со стороны независимых экспертов с опытом в других отраслях и «незашоренным взглядом» может дать положительный эффект с точки зрения повышения прозрачности компании, а также обнаружения скрытых проблем и резервов, отмечает глава «Авиапорта» Олег Пантелеев. По его словам, возможное привлечение новых представителей в совет директоров и топ-менеджмент — «давняя практика», которая может помочь усилить контроль и привнести новые компетенции. Эксперт отмечает прецедент с приглашением Романа Троценко (основатель корпорации AEON) на пост президента ОСК в 2009 году в качестве антикризисного менеджера.
Но возможный пересмотр структуры собственников и передачу акций Олег Пантелев называет «неоправданным решением». «Проблема переноса поставок авиатехники не в стиле работы руководства, не в персоналиях и не в структуре управленческой вертикали, а в том, что в условиях СВО приоритет гособоронзаказа выше, чем у гражданского»,— подчеркивает он.
В текущей ситуации, поясняет эксперт, гражданские проекты испытывают серьезные сложности с поставками комплектующих, а усиление конкретных направлений работы с поставщиками и управление цепочкой поставок — «это сложнейшая задача». Можно ли ее решить через привлечение новой экспертизы в совет директоров или по итогам аудита, по мнению господина Пантелеева, «остается открытым вопросом».
В ОАК зашли ревизоры
"Сбербанк" и "Газпромнефть" изучают ситуацию со строительством гражданских авиалайнеров.