Привычка записывать все более-менее ценное движимое и недвижимое имущество на жену, тещу и двоюродную бабушку для многих отечественных бизнесменов сродни инстинкту выживания. Чуть что – а взять-то и нечего, гол как сокол. В случае с бывшими владельцами банка «Траст», чье дело будет рассматривать Высокий суд Лондона, эта схема может не сработать. Если английский суд посчитает, что переоформление недвижимости и договоры дарения были заключены с целью скрыть средства от кредиторов, жены Ильи Юрова,
Николая Фетисова и Сергея Беляева могут потерять элитную недвижимость за рубежом.
Финансовая корпорация «Открытие» с декабря 2014 года ведет санацию едва не обанкротившегося банка «Траст». Бывшие владельцы банка Илья Юров, Николай Фетисов и
Сергей Беляев объявлены в международный розыск (Илья Юров не так давно задержан на Украине). Все трое, также как и задержанные в России топ-менеджеры банка
Олег Дикусар и Евгений Ромаков, обвиняются в хищении принадлежавших «Трасту» средств. Гражданский иск о возмещении ущерба в 22,7 миллиарда рублей предъявлен в Басманный суд Москвы. Но еще одно рассмотрение идет за границей, в Высоком суде Лондона, где «Траст» пытается вытребовать от своих бывших владельцев и их супруг 908 миллионов долларов в качестве возмещения ущерба.
Речь идет об элитной недвижимости: замке в графстве Кент, особняке в Суррее, доме на Бали. Отреставрированный замок XVI века Оксни Курт (Oxney Court) британские путеводители нахваливают за «очаровательное смешение готического и георгианского стилей». Правда, теперь он именуется «фамильный замок Юровых». Наталия Юрова приобрела его за 4,11 миллиона фунтов стерлингов. К замку прилагается 35 акров садов и лужаек. Кроме того, у госпожи Юровой есть недвижимость на Кипре, три квартиры в Лондоне, существенные суммы вложены в инвестиционные компании.
«Судя по тому факту, что на протяжении последних 20 лет г-жа Юрова не имела независимого источника дохода, денежные средства на приобретение данной собственности были предоставлены г-ном Юровым», – говорится в иске. По сведениям истцов, Илья Юров перевел на счет жены 8,3 миллиона долларов и 7,3 миллиона рублей.
Супруга Николая Фетисова Елена Пищулина жилплощадью тоже обеспечена. Ей принадлежит трехэтажный загородный особняк в Суррее (шесть спален, кинозал, бассейн), квартиры в элитном лондонском районе Челси (1,6 миллиона фунтов), загородный дом под Москвой (4,35 миллиона долларов), дом на Бали за 870 тысяч долларов. Все это приобреталось супругами, начиная с 2012 года.
В «Трасте» считают, что указанная недвижимость была приобретена в период, когда у банка уже возникли проблемы.
«Акционеры перевели миллионы своим женам и другим членам семьи, оформив их как подарки», – говорит представитель банка. Как указано в исковом заявлении, на счета Юрова, Беляева и Фетисова в швейцарском банке Bordier & Cie поступили 68 миллионов долларов от оффшора, который связан с заемщиками «Траста». Далее эти деньги (как и деньги со счетов непосредственно в «Трасте») были переведены на счета жен тогдашних владельцев банка. Если в суде удастся доказать, что средства переводились, чтобы сделать их недосягаемыми для кредиторов, английский суд имеет право аннулировать соответствующие сделки – о чем и просит «Траст». Таким образом деньги и недвижимость окажутся принадлежащими Юрову, Беляеву и Фетисову, а значит, эти активы можно будет взыскать для возмещения нанесенного банку ущерба.
Рассмотрение этого дела предварительно назначено на октябрь 2018 года. Как минимум до этих пор супруги экс-банкиров могут наслаждаться уютом и комфортом.
Справка
Проблемы банка «Траст» связаны с периодом 2012-2014 годов, когда по схемам фиктивного кредитования из банка было выведено около 10 миллиардов рублей и 4,5 миллиарда отчуждено в виде еврооблигаций. Выгодоприобретатели, они же бывшие акционеры, Илья Юров, Николай Фетисов и Сергей Беляев успели выехать за границу и избежать ареста. Под суд пошли только зам председателя правления Олег Дикусар и финансовый директор банка «Траст» Евгений Ромаков.
В ответе за мужа своего
Жены бывших владельцев банка «Траст» могут потерять переписанную на них недвижимость в Англии и на Бали.