Дело уже бывшего министра экономики Алексея Улюкаева, арестованного за взятку в 2 миллиона долларов, похоже, принесет неприятности многим так называемым «системным либералам». Недаром они вместо того, чтобы яростно защищать коллегу и соратника, лишь осторожно высказываются, что нужно во всем разобраться. И, похоже, под удар могут попасть другие члены правительства, в том числе и отвечающий за приватизацию первый вице-премьер Игорь Шувалов. В этом случае даже не стоит сомневаться, что чиновнику припомнят многое.
Ваш выход, господа
Пока нет смысла рассуждать, виновен ли Алексей Улюкаев в вымогательстве взятки, или же он стал жертвой роковых обстоятельств. Следствие все еще не предоставило широкой публике доказательств, главное из которых – оперативная съемка. Зато нет никаких сомнений, что круги по воде будут идти еще очень долго. А лучше назвать это не кругами, а мощными волнами, которые способны накрыть не одну политическую персону. Об этом открыто говорят журналисты и политологи. И сейчас главный вопрос даже не судьба экс-главы Минэкономразвития, а будущее тех, кого принято называть «системными либералами». Среди них – первые лица правительства.
Газета «Ведомости» со ссылками на источники уже написала, что помимо министра экономики силовики вели разработку вице-премьера Аркадия Дворковича и помощника президента, предшественника Улюкаева в Минэке Андрея Белоусова. Следствие, правда, опровергло эту информацию, назвав ее выдумками. Но осадок, конечно, остался. И те, кому этот осадок предназначался, вполне могли поперхнуться. Обращает на себя еще одна колонка, опубликованная на сайте авторитетной экспертной организации. Автор, тоже со ссылками на источники, в данном случае в кабмине, обрисовывает будущее других крупных политических фигур, которые могут попасть под удар.
И если ему довериться, «Дело Улюкаева ... может затронуть не одного, а двух или даже трех высокопоставленных фигурантов. Подчиненного Улюкаева – начальника Росимущества
Дмитрия Пристанскова, юриста из Санкт-Петербурга и ставленника премьера Медведева. И, вполне вероятно, самого первого вице-премьера Шувалова. На всех распорядительных документах по приватизации «Башнефти» стоят их подписи».
Если в центре политической бури окажется Дмитрий Пристансков, вряд ли это вызовет большой общественный резонанс. В Росимущество (в лице этой организации правительство владеет госкомпаниями) он пришел относительно недавно, уже после того, как было объявлено о большой приватизации. И, вероятно, к его приходу в ведомство уже вовсю развернулась борьба за «Башнефть», которая в итоге и привела к краху Алексея Улюкаева. Но совсем другое дело, если главным героем второй серии станет Игорь Шувалов. Впрочем, по сути, он уже таковым стал.
Как выяснили журналисты, при задержании Алексей Валентинович звонил неким покровителям. Кому именно – неизвестно, но можно предположить, что Игорь Иванович Шувалов был среди этих абонентов. Первый вице-премьер курирует финансово-экономический блок правительств. То есть является непосредственным начальником министра экономики. Кому как не ему было звонить в первую очередь. О чем, кстати, прямо написал «народный блогер» Станислав Садальский. Вот только начальник во время задержания министра был далеко, за тысячи километров от Москвы, в Японии. Впрочем, это не самое главное. Суть в том, что именно Шувалов в правительстве отвечает за приватизацию государственных активов. Значит прогноз, что и его может постигнуть незавидная участь, вполне имеет право на существование. И вот тогда первому вице-премьеру вспомнят многое.
Владелец самолета, квартиры и собак
Давно известно, чтобы нанести удар по политику, не нужно прикладывать так уж много усилий. Он обязательно сам совершит множество ошибок, здесь скажет что-нибудь не то, там случайно продемонстрирует не соответствующий статусу предмет роскоши… Главное, чтобы публика это заметила. Вот так и с Шуваловым. Все началось с не очень красивой реплики чиновника по поводу маленьких квартир. Первого вице-премьера насмешило, что россияне покупают жилье площадью всего в 20 квадратных метров. Фраза широко разлетелась по интернету и выяснилось, что россиянам, в отличие от обеспеченного госслужащего Шувалова, совсем не смешно.
А дальше за дело взялся блогер Алексей Навальный, который выяснил, что первый вице-премьер купил себе «царь-квартиру» в высотке на Котельнической набережной. Площадь жилья 700 квадратных метров, рыночная стоимость 600 миллионов рублей (это примерно в 4,5 раза больше суммы взятки, которую инкриминируют Улюкаеву). И снова не до смеха. Улыбнуться заставила другая публикация Навального, о том, как Шувалов перевозит в своем личном элитном самолете «Бомбардье» любимых собачек элитной породы корги.
Судя по тому, что до сего момента последствий для Игоря Ивановича не было, можно предположить, что высшее руководство страны смотрело на прихоти первого вице-премьера сквозь пальцы. В конце концов квартиру-то он купил в России, а не за рубежом. В матушке-Москве, а не в злодейке-Европе. Ну а то, что летает на частном самолете – так это даже плюс. Не использует служебный транспорт. Он человек не бедный, до прихода во власть работал в бизнесе, поэтому может позволить себе личный джет. Никаких вопросов. Впрочем, сейчас все может поменяться.
Получить щепку в лоб
Вполне вероятно, что Игорю Шувалову припомнят и как он одной фразой обвалил капитализацию «Башнефти». В августе на совещании в Свердловской области он заявил, что 50,08% нефтяной компании, которые приватизировало государство, стоят всего 3 миллиарда долларов. После чего акции «Башнефти» рухнули. Дело в том, что Игорь Иванович на 2 миллиарда долларов занизил стоимость пакета. Почему первый вице-премьер назвал такую цифру – неизвестно. Но в свете истории Улюкаева можно предположить, что это заявление могло быть вызвано очередной интригой вокруг приватизации нефтяной компании.
Впрочем, это все лишь детали, которые могут осложнить судьбу чиновника, если над ним сгустятся тучи (если они уже не сгустились). Ключевой фактор – то, что Шувалов, как уже было упомянуто, был непосредственным начальником Улюкаева и куратором продажи госсобственности. Если верить следствию, то министр экономики дал положительное заключение на покупку «Башнефти» и потребовал за это 2 миллиона долларов. Но после того, как Минэкономразвития подготовило этот документ, правительство выпустило директиву, рекомендовав «Роснефти» купить «Башнефть», что в итоге и произошло. Причем, к самой сделке СКР не имеет претензий, силовиков занимает лишь то, что могло быть вымогательство. Но ведь подпись под директивой правительства, конечно же, первого вице-премьера. Допустим, имела место взятка. Знал ли о ней Шувалов? Ответ на этот вопрос, возможно, даст следствие. И, вполне вероятно, это сейчас может очень волновать Игоря Ивановича. Очень болезненная будет щепка в процессе рубки леса.
Дружно умыли руки
Кстати, он уже вернулся из страны восходящего солнца. И даже пообщался с журналистами. Но ситуацию, в которую попал его подчиненный, комментировать не стал. А на просьбу назвать преемника Улюкаева, ответил коротко и по ощущениям немного грубовато: «Спросите у председателя правительства». И этот ответ нисколько не выбивается из общей реакции российских либералов на дело Улюкаева. Казалось бы, все они должны были как один встать на защиту соратника. Нет, не ругать следователей. А просто сказать что-то вроде: «Я не верю в то, что Алексей Валентинович мог требовать взятку, он честный человек». Однако коллеги Улюкаева по либеральному лагерю высказались очень аккуратно. «Необходимо объективное расследование», - написал в Твиттере Алексей Кудрин.
«Стоит вспомнить одно золотое правило – послушай обе стороны», - назидательно высказался в Фейсбуке Анатолий Чубайс. «Никаких выводов сделать невозможно», - поддержал нейтральный тон Герман Греф. А вице-премьер Аркадий Дворкович и вовсе отказался от комментариев. Не будем осуждать друзей и коллег Алексея Улюкаева. Событие произошло, мягко сказать, нерядовое. Впервые в новейшей истории России арестован, точнее, помещен под домашний арест, министр. И не просто министр, а один из авторов реформ 90-х годов, столп рыночной экономики российского розлива. Либеральное крыло сейчас явно лихорадит. Кто-то, наверное, переживает за свои скелеты в шкафу. А чьи-то скелеты в виде дорогущей недвижимости и других атрибутов роскошной жизни уже вытащены, осталось только включить яркий свет.
И уж точно есть понимание, что общественное мнение не будет на их стороне. Не любит прошедший через 90-е годы народ либеральных реформаторов. Они, наверное, хотели как лучше. И щедро усеяли добрыми намерениями дорогу. Так что сочувствия ждать не приходится. Разве что в соцсетях появятся скорбящие посты. По соседству с шутками вроде «листая старенький айпад уволенного либерала».
В ожидании бури
Как отразится дело Алексея Улюкаева на первом вице-премьере Игоре Шувалове.