Пока врачи спасают заболевших, футурологи гадают об устройстве мира после пандемии. Сегодня ясно одно: прежним он не останется, а дорога в будущее будет непростой. Для России настало самое время сбросить последние обрывки наследства 90-х. Страна просто не выживет без ответственного бизнеса, который заботится об общественном благе так же, как это делают миллиардеры на Западе и в Китае. Но понимают у нас это далеко не все.
Сытые западные страны давно не сталкивались с такими масштабными бедствиями, поэтому смотрят в будущее одновременно и с тревогой, и с надеждой. В России всё кажется проще – и не такое ведали. Всего за четверть века: то дефолт, то кризис 2008-го, то санкции против нас введут. Все эти кризисы заметно меняли наше государство и общество. Неизменным оставалось одно – гигантская пропасть между народом и хозяевами крупного бизнеса, олигархами. Алармисты не первый год твердят, что однажды страна попросту рухнет в эту пропасть.
Время действовать
Два года назад ВЦИОМ спросил россиян о том, есть ли в стране олигархи – и кто они. Тройку лидеров возглавили Роман Абрамович, Олег Дерипаска и Михаил Прохоров. При этом 44% опрошенных заявили, что сверхбогатые люди приносят нашей стране больше вреда, чем пользы. Трудно назвать это сенсацией. Бизнесмены у нас часто жалуются на негативное отношение со стороны общества. Совладелец «Альфа-Групп» Пётр Авен (в 2019 году Forbes оценил его состояние в 5,2 млрд долларов) на бизнес-форуме «Атланты» посетовал, что негативное отношение к богатству и бизнесу формировалось в России столетиями.
«То, что у нас в стране к богатым относятся плохо, тянется ещё с эпохи Ивана Грозного. Это очень естественный результат исторического развития, и это не будет быстро меняться. Поэтому, когда вы начинаете заниматься бизнесом, вы должны быть готовым к тому, что окружающие, если вы будете становиться богатым, будут думать, что вы украли», – сказал он. Одним словом, по версии Авена, судьба у бизнесменов такая – надо терпеть.
В подобном ключе часто рассуждают те, кто говорит о неком особом «рабском менталитете» россиян. Хотя, как мы знаем, менталитет – абсолютно антинаучное понятие. Ни Иван Грозный, ни даже 70 лет коммунистического режима – ничего из этого не повлияло на отношение наших людей к участникам списка Forbes. Всё, что они думают про олигархов основано на восприятии ими событий, которые они лично наблюдали в России в последние 30 лет. Размер капитала играет здесь второстепенную роль. Если сравнить отношение россиян к условным Цукербергу и Вексельбергу, то симпатии явно будут не на стороне последнего. При всём при том, что основатель Facebook в семь раз богаче владельца «Реновы». Ключевой момент здесь – отношение «форбсов» к общественному благу, в первую очередь в родной стране.
Кризис, усиленный пандемией COVID-19, – лучший момент, когда российские миллиардеры могут продемонстрировать свою заботу об этом самом благе. У нас перед глазами уже появились яркие, но единичные примеры такой заботы. Поэтому возник вопрос: как насчёт остальных?
Борьба с COVID-19: главные спонсоры
Владелец холдинга «Интеррос» Владимир Потанин выделил на борьбу с пандемией 10,5 млрд рублей. Деньги направлены на приобретение аппаратов ИВЛ и тест-систем для выявления нового коронавируса, а также на закупку средств индивидуальной защиты для врачей и работников «Норникеля». В Норильске более чем вдвое – с 45 до 100 – увеличено число коек в инфекционном отделении городской больницы. В Мончегорске организованы 40 взрослых и 20 детских дополнительных коек инфекционного профиля.
Значительная доля из этих десяти миллиардов будет потрачена на социальную поддержку сотрудников компании и малого бизнеса на территориях её присутствия. В начале апреля в интервью «Комсомольской правде» Потанин сказал, что готов подставить плечо государству. Сегодня мы видим, что он сдержал обещание. Конечно, многие бизнесмены сегодня помогают бороться с пандемией, но таких масштабных пожертвований больше не сделал никто. 10,5 млрд рублей – это почти 140 млн долларов. Для сравнения: Билл Гейтс, один из богатейших людей мира, выделил на борьбу с вирусом 100 млн долларов. Китайский миллиардер Джек Ма – всего 14 млн долларов.
Опрошенные нами эксперты называли двух главных спонсоров борьбы с пандемией в России: Владимир Потанин и Алишер Усманов. При этом многие из тех, кто находится на верхних строчках российского рейтинга Forbes, как будто куда-то испарились.
… и беглецы
Олег Дерипаска недавно получил сотни миллионов долларов дивидендов от «Норникеля», но, судя по всему, не потратил на борьбу с пандемией даже десятой части этих денег. В 2007 году он объявил, что если потребуется, он готов отдать государству своей ключевой актив – компанию «Русал». Однако сегодня приоритеты алюминиевого магната, по всей видимости, изменились. Ранее «Версия» предположила, что значительная часть дивидендов, которые он получит от «Норникеля», может достаться Натану Ротшильду и Айвану Глазенбергу – партнёрам Дерипаски в холдинге компании En+.
К слову, «Интеррос» предлагал «Русалу» отказаться от акционерных выплат в «Норникеле» в 2020 году с тем, чтобы сохранить деньги на поддержание производства и выполнение инвестиционной программы, но представители Дерипаски с таким предложением не согласились. По всей видимости, он настолько зависит от своих иностранных партнёров, что во время кризиса готов рискнуть устойчивостью крупнейшей в России металлургической компании.
Ни Ротшильд, ни Глазенберг в благотворительных проектах на территории России замечены не были. Впрочем, как и большинство других иностранцев, зарабатывающих на российских ресурсах. В частности, нам не удалось найти информацию о пожертвованиях на борьбу с COVID-19 от компании «Энел Россия», контрольный пакет в которой принадлежит итальянской Enel S.p.A. При этом активы этой компании – Невинномысская, Конаковская и Среднеуральская ГРЭС – считаются одними из самых доходных предприятий в российской энергетике. На фоне этого слова сожаления по поводу негативного отношения россиян к крупному капиталу, звучащие на разнообразных деловых форумах, выглядят более чем странно.
Крупный бизнес в России может использовать коронавирусный кризис, чтобы радикально изменить своё восприятие в обществе. Слово «олигарх» должно уйти в прошлое вместе с малиновыми пиджаками. Смогут ли выжить в новой реальности те, кто до сих пор этого не понял?
Конкретно
Пандемия и связанный с ней режим самоизоляции больно ударили по секторам, которым государство вряд ли сможет оказать полноценную помощь. Речь идёт о некоммерческих организациях и предприятиях малого и среднего бизнеса. Денег в бюджете на всех не хватит. Именно поэтому крупные компании сегодня должны поддерживать деньгами малые предприятия в регионах своего присутствия, а также проекты, связанные с культурой и искусством. Владимир Потанин через свой благотворительный фонд выделил 1 млрд рублей на поддержку НКО. «Норникель» предоставил арендные каникулы более чем сотне малых предприятий, работающих на его объектах в Норильске и на Кольском полуострове.
В разгар пандемии Дерипаска отслюнявил дивиденды ‟Норникеля‟ Ротшильду и Глазенбергу
Кризис, усиленный пандемией COVID-19, – лучший момент, когда российские миллиардеры могут продемонстрировать свою заботу об этом самом благе. Однако делают это единицы.