Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров направил обращения (есть у «Известий») на имя министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и генерального прокурора Юрия Чайки с просьбой рассмотреть вопрос о признании деятельности американской консалтинговой компании Oliver Wyman нежелательной на территории России. По мнению парламентария, иностранная компания, услугами которой пользовался Центробанк, может представлять реальную угрозу безопасности России в сфере финансово-экономической деятельности и, как следствие, угрозу обороноспособности и основам конституционного строя государства.
Еще в середине прошлого года председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина подписала распоряжение № P-601, согласно которому федеральный финансовый регулятор приступил к разработке новой системы управления рисками. Для этой работы, как было указано в распоряжении, привлекалось российское представительство американской компании Oliver Wyman, а руководители всех подразделений ЦБ обязаны предоставлять в трехдневный срок всю запрошенную американскими консультантами информацию.
Осенью прошлого года пресс-служба ЦБ сообщала «Известиям», что выбор консультанта проходил на конкурсной основе из числа организаций, аккредитованных тендерным комитетом Банка России, а у Oliver Wyman уже был опыт работы в области разработок систем управления рисками в других странах.
Евгений Федоров в своих запросах отметил, что Россия не может предоставлять стратегически важную финансовую информацию компании, которая представляют одну из стран, применивших в отношении России, ее граждан и компаний санкции.
«По сути система управления рисками представляет собой механизм контроля за основными ресурсами всей национальной банковской системы. Тот, кто имеет возможность получать информацию обо всех процессах, протекающих в работе ЦБ, может легко просчитать стратегию и при необходимости вмешаться, соблюдая некие интересы ФРС США, МВФ и какой угодно иной международной финансовой структуры, но никак не национальные интересы России», — отметил в обращениях депутат Федоров.
Исходя из этого, законодатель просит ГП РФ и МИД РФ рассмотреть вопрос о признании работы Oliver Wyman в России нежелательной.
— Эта компания осуществляла подготовку решений, которые потом реализуются в виде документов ЦБ. Вред от нее двойной. Во-первых, у нее есть право запрашивать любую информацию в ЦБ, а туда сливается инсайд из каждого банка, о каждой крупной сделке, о всей экономике страны, включая оборонный комплекс, — считает Федоров. — Дальше возникает эффект санкций. США хотят надавить на российскую экономику, но где им брать информацию? Конечно, в Oliver Wyman и ей подобных. Эта компания готовит инсайд о слабых местах для более точечных ударов США. Во-вторых, сама компания может продавливать правовые положения, которые несут скрытую угрозу стране.
Закон о нежелательных иностранных и международных компаниях был принят парламентом и подписан президентом в конце мая 2015 года. Согласно документу, деятельность компании может быть признана нежелательной, если Генеральная прокуратура РФ примет решение, что данное юридическое лицо «представляет угрозу основам конституционного строя РФ, ее обороноспособности и безопасности». В этом случае без решения суда компания лишится права работать в России.
— Проект по выработке рекомендаций в области совершенствования управления рисками был завершен в декабре 2014 года. В настоящее время компания Oliver Wyman не привлечена Банком России к реализации каких-либо проектов, касающихся управления рисками, и она не имела и не имеет доступа к стратегической финансовой документации Банка России, за исключением информации, находящейся в открытом доступе на интернет-сайте Банка России, в том числе содержащейся в годовых отчетах, — рассказали в пресс-службе ЦБ РФ.
В московском представительства Oliver Wyman сообщили «Известиям», что в настоящее время нет компетентного сотрудника, который может комментировать взаимоотношения компании с ЦБ и другими структурами в России.
Финансовый омбудсмен и экс-советник председателя ЦБ РФ Павел Медведев рассказал «Известиям», что привлечение иностранных консультантов — обычное явление для центральных банков многих стран и в сотрудничестве ЦБ РФ и Oliver Wyman не нужно искать какие-то скрытые смыслы.
— Эти взаимоотношения распространены за границей. В ЕС, где практически нет границ, национальная принадлежность компании особой роли не играет. Что же до мировых китов в консалтинге, то эти компании носят негласный статус интернациональных. Я не знаком с работой Oliver Wyman, однако мне известно, что ЦБ всегда с особой осторожностью подбирает партнеров, — поделился омбудсмен. — Так было и в 1990-е годы, когда я был ответственным за банковское законодательство. Своих специалистов у нас тогда было мало, и поэтому часто приходилось — и это очень спасало — обращаться к иностранным коллегам по поводу вопросов, которые у них уже реализованы, а у нас были лишь в зачатке.
Председатель Межрегионального профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников Леонид Блинков сказал «Известиям», что опасения депутата Федорова всё же являются далеко не безосновательными.
— Занимаясь работой над системой управления рисками, эта компания полностью владеет информацией по стратегически важным финансовым документам, контролирует ее и может даже внести изменения. В таких условиях при разработке проекта реален допуск третьих лиц к информации, — считает Блинков. — Поэтому привлекать к такого вида работам иностранную компанию в сегодняшней обстановке нелогично и опасно.
Oliver Wyman, несмотря на то что закон о нежелательных организациях работает меньше двух месяцев, стала далеко не первой организацией, которую законодатели не хотят видеть в России. 8 июля Совет Федерации на пленарном заседании поддержал обращение в Генпрокуратуру, МИД и Минюст, в котором попросил рассмотреть предложенный сенаторами так называемый «патриотический стоп-лист». В этот документ вошли 12 организаций, которые сенаторы не желают видеть в России. Среди них оказались Фонд Макартуров, Фонд Сороса, «Фридом Хаус», Национальный фонд демократии, «Международный республиканский институт», «Национальный демократический институт по международным вопросам», Фонд Чарльза Стюарта Мотта, фонд «Образование для демократии», «Восточно-Европейский демократический центр», «Украинский всемирный координационный совет», «Всемирный конгресс украинцев» и «Крымская полевая миссия по правам человека».
В список «нежелательных организаций» просят включить Oliver Wyman
Генпрокуратура и МИД рассмотрят обращение депутата, который просит признать работу американской консалтинговой компании нежелательной в России.