В Великобритании вступил в законную силу так называемый «Закон о криминальных финансах» (Билль о криминальных финансах), утвержденный королевой 27 апреля 2017 года. Правоохранители теперь готовы изымать недвижимость, если бенефициар не сможет объяснить источник средств на её покупку. Сходная участь ждет тех, у кого проблемы с уголовным правом. Взяточникам расширили срок исковой давности. Также не сладко придется компаниям, у которых проблемы с уплатой налогов как в Британии, так и за рубежом.
Не секрет, что Туманный Альбион давно стал излюбленным местом для российских чиновников и бизнесменов, куда они десятилетиями отправляют нажитые миллиарды, скупая там замки и особняки. Теперь их поставили перед выбором: либо полностью раскрыть источник происхождения богатства, либо срочно выводить средства из этой страны, пока не нагрянули ревизоры.
Разговоры о том, что Лондон намерен «вывести на чистую воду» миллиардеров-иностранцев ходят уже достаточно давно. На фоне череды громких международных скандалов, связанных с офшорами, а также после выхода документального фильма об отмывании русских и арабских денег в Лондоне, со стороны британского общества возник запрос на принятие конкретных действий. Власти Соединенного Королевства не могли себе позволить проигнорировать ситуацию. В итоге на рассмотрение в парламент был внесен законопроект, обязывающий состоятельных иностранцев представлять властям полную информацию об источниках своих доходов. Текст этого документа ввел понятие «богатство необъясненного происхождения», которое и будет подлежать изъятию в пользу государственной казны. Как уже упоминается выше, закон утвержден королевой в конце апреля 2017 года и теперь вступает в силу.
«Закон о криминальных финансах» предусматривает существенное ужесточение законодательства в сфере борьбы с уклонениями от уплаты налогов, отмывания денег, коррупции и финансирования терроризма. Его нормами предоставляются полномочия правоохранительным органам изымать подозрительные объекты недвижимости (если стоимость объекта недвижимости превышает 50 000 фунтов стерлингов), если собственник (бенефициар) не может объяснить источник происхождения средств на их покупку. Недвижимость может изыматься у политически значимых лиц, или у лиц, которые вовлечены или связаны с серьезными уголовными правонарушениями. Предусматривается возможность расширения сроков расследования подозрительных сделок правоохранительными органами.
Закон, кроме прочего, предусматривает ответственность для компаний и партнерств в виде штрафа, а также субсидиарной ответственности за содействие в уклонении от уплаты налогов (как в своей стране, так и за рубежом) связанными лицами (включая сотрудников, агентов, других лиц). Потенциальные штрафы не ограничены. Компании и партнерства могут избежать ответственности в том случае, если докажут, что внедрили надлежащие превентивные механизмы, которые позволяют уменьшить риск уклонения от уплаты налогов. Кроме того, вводится уголовная ответственность для компаний, зарегистрированных в Великобритании, за неуплату налогов в других странах.
«Наша Версия» ранее уже писала о грядущих трудностях, с которыми в скором времени столкнутся российские нувориши, предпочитающие «нажитые непосильным трудом» миллионы вкладывать в покупку недвижимости в благополучной Англии. Возможно, в скором времени на страницах ведущих британских газет мы увидим громкие коррупционные скандалы о деятелях, которые так и не смогли объяснить правоохранителям – откуда у них взялись деньги на покупку замков, или сообщения о том, как кто-то в спешном порядке решил покинуть уютный остров.
Алексей Гречнев, юрист консалтинговой компании Horizon global:
Билль о криминальных финансах (Criminal Finances Bill) предоставляет правоохранительным органам больше полномочий для борьбы с отмыванием денег, коррупцией и финансированием терроризма. Закон предполагает, что правоохранительные органы, к которым, в частности, относится, и Налогово-таможенная служба ее Величества, и отдел по борьбе с экономическими преступлениями, получат полномочия требовать от собственников дорогостоящего имущества объяснений о его происхождении. Осуществлять британские органы исполнительной власти это будут в форме так называемых запросов о состоянии имущества неясного происхождения (unexplained wealth orders). Запрос может быть направлен собственнику активов стоимостью выше 100 тыс. фунтов стерлингов. В перечень собственности, которая подлежит конфискации, входят: банковские счета, недвижимость и драгоценные украшения толстосумов.
Принятие данного закона – это ответ на частые обвинения правозащитных организаций в том, что Великобритания стала пристанищем для коррупционеров, криминальных авторитетов и безопасной гаванью для отмывания денег. Народу Великобритании надоело мириться с тем, что старая добрая Великобритания – страна с традиционными пуританско-консервативными нравственными устоями в 20-21 веке превратилась в «обитель зла», рассадник коррупции и финансирования исламского терроризма.
Кроме того, в определенной степени данный закон имеет и «антиноворусский» характер. Британское общество устало от периодических скандалов и кутежей с участием «новых русских», имеющих криминальное прошлое, и, скрываясь от российской Фемиды, осевших в Лондоне. Великобритании надоело ассоциировать себя с дикими, невежественными, малокультурными сторонниками «дикого капитализма». Из "бывших российских граждан", которые могут попасть под удар английской Фемиды, - беглые российские олигархи, а также бывшие чеченские полевые командиры, осевшие после чеченского конфликта в Великобритании.
В Великобритании осложнят жизнь российским нуворишам
Английская королева Елизавета II разрешила изымать объекты недвижимости у бенефициаров, неспособных объяснить источник средств.