Пока в администрации Ноябрьска проходят громкие отставки, а в структурных подразделениях ловят чиновников-кокаинщиков, ожила и другая группа влияния города – ТЭК. Как стало известно Znak.com, здесь активизировался один из местных нефтегазовых предпринимателей - единоросс Виктор Гузь, который в очередной раз обвинил нефтяников во всех смертных грехах, начиная от варварского отношения к недрам, заканчивая падением добычи. Как и шесть лет назад, господин Гузь направил массу обращений в правоохранительные органы с тем, чтобы там проверили его заявления. В «Ноябрьскнефтегазе», на который направлена атака, лишь разводят руками, говоря в кулуарах, что на таких людей обижаться нельзя.
Накануне ряд информационных ресурсов опубликовали громкие заявления председателя Союза предпринимателей Ноябрьска Виктора Гузя. Бизнесмен обвинил руководство основного добывающего актива «Газпром нефти» – «Ноябрьскнефтегаз» - в хищнической политике использования недр и, как следствие, в падении добычи чуть ли не на 50% по сравнению с началом нулевых, когда ННГ еще принадлежал «Сибнефти» Романа Абрамовича.
Повестка господина Гузя была подхвачена в блогах и на форумах, что сделало происходящее похожим на спланированную PR-акцию. По данным Znak.com, за медийное сопровождение кампании ноябрьского бизнесмена взялся небезызвестный в городе политтехнолог Алексей Кунгуров, хотя сам он в беседе с нами заявил, что не имеет к этому отношения. «Я на эту тему много говорил в 2007 году, – сказал господин Кунгуров. – Сегодня об этом говорит Гузь».
Как бы то ни было, но попытка предпринимателя придать «проблеме» масштабность почти удалась. Он пообещал провести в городе общественные слушания с привлечением видных ученых в лице профессоров Ивана Нестерова и Алексея Конторовича (знают ли они сами об этом, неизвестно), а также по линии военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, которую возглавляет вице-премьер Дмитрий Рогозин, довести свои размышления до президента РФ Владимира Путина.
Тем временем местные политики-старожилы, комментируя эту активность, вспоминают, что нечто подобное Гузь затевает примерно раз в шесть лет. «Отношение к этому ироничное, – говорит один из депутатов думы города. – Всерьез никто не воспринимает». По мнению нашего собеседника, главная причина этой активности - в попытке Виктора Гузя получить контроль над огромным фондом низкодебитных скважин, которые находятся на балансе ННГ (более 4 тыс. скважин), чтобы довыкачать остатки нефти. Связаться с самим автором проекта сегодня не удалось.
В апреле 2007 года господин Гузь даже судился (правда, безуспешно) с прокуратурой, которая прислала ему постановление об отказе в возбуждении уголовного дела о якобы имевшихся нарушениях у нефтяников. Тогда, правда, он заявлял, что плачевные последствия освоения недр на Ямале связаны с работой империи Романа Абрамовича. Сегодня, как следует из его тезисов, в разрушении месторождений виноваты структуры «Газпрома». По словам Гузя, пик добычи ННГ пришелся на эпоху «Сибнефти» в 2004 году, а в 2006 году прокуратура официально сообщала прессе, что в период 2000 по 2004 годы за предприятием были зафиксированы факты сверхлимитной добычи и незаконный доход компании от реализации добытой нефти составил свыше 17 млрд рублей. Учитывая ремарки надзорного ведомства, корректность выводов бизнесмена из Ноябрьска о серьезном падении добычи в ГПН-ННГ можно ставить под сомнение.
Ранее в беседе с нашим корреспондентом источники, близкие к ННГ, так говорили об отношениях компании и Виктора Гузя: «Он объявился еще в 97-м году. Тогда он с мегафоном у здания управления ННГ призывал жителей, имеющих акции предприятия, не менять их на акции «Сибнефти». Гузь устраивал пикеты, выдвигал лозунги по типу: «Не отдадим жидомасонской лиге народное достояние» и прочее. Потом выяснилось, что он состоял в какой-то партии националистического толка (где, вероятно, состоялось его знакомство с Дмитрием Рогозиным, – прим. редакции). Вроде бы был членом Союза народовластия и труда, который возглавлял некий генерал Андрей Николаев. Позже Гузь писал открытые письма на имя тогдашнего главы администрации президента РФ Николая Бардюжа. Жаловался на беспредел, который на Ямале творит Березовский. В итоге некоторые акционеры из числа коллектива ННГ ему поверили. Акции не поменяли. Сейчас бумаги практически обесценились. Люди потеряли солидные деньги».
В итоге, по словам нашего собеседника, нефтегазовый генералитет «Ноябрьскнефтегаза» решил, что будет проще устроить его на работу, на предприятие. «Матевосов (Андрей Матевосов – бывший гендиректор ННГ, – прим. редакции) устроил его в муравленковский филиал «дочки» ННГ – центральной ноябрьской трубной базы ЦБПО БНО. С тех пор Гузь забыл про беспредел и несправедливость в «Сибнефти», – рассказывал инсайдер. – В то время гендиректором был уже Михаил Ставский, который решил заняться фондом малодебитных скважин. Придумали технологию. Как позже оказалось, Гузь эту технологию запатентовал как свою. В период реорганизации Гузя уволили. Но тот стал требовать вакансии. Ему было предложено место председателя Союза предпринимателей Ноябрьска. В 2005 году президент Путин заявил об идее создания в стране системы технопарков, и господин Гузь решил, что настал его час. Эту идею по партийной линии «Единой России» он начал активно «пиарить». Поэтому тогда он снова взялся шантажировать компанию. Ему нужен целый фонд низкодебитных скважин».
Перспективы нынешней PR-кампании ноябрьского предпринимателя наблюдатели, опрошенные Znak.com, оценивают как нулевые. «Все закончится так же, как шесть лет назад: побузит-побузит, получит отказное из прокуратуры - и на этом все закончится», – говорит один из наших собеседников.
В ЯНАО спекулируют на Рогозине
Чтобы получить 4 тыс. скважин, местных нефтяников пугают вице-премьером.