После серии публикаций The Moscow Post отрёкшегося от политики Президента России хозяина ГК "Русагро" Вадима Мошковича могут признать иностранным агентом.
Российские политики, наконец, обратили внимание на скандального олигарха Вадима Мошковича - раз уж наши правоохранители не торопятся проверять его деятельность. После ряда публикаций The Moscow Post о деятельности господина Мошковича, группа депутатов Госдумы от партии "Справедливая Россия - За Правду" направила коллективный запрос министру юстиции Константину Чуйченко с просьбой провести проверку деятельности олигарха на наличие фактов иностранного влияния.
Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post.
Несколько дней назад Президент выступил с посланием к Федеральному собранию. Там он, среди прочего, напомнил простые истины - бизнес должен работать в российской юрисдикции и не выводить деньги за рубеж. По словам главы государства, вкладывать ресурсы нужно в свою страну, в регионы, в развитие компании и подготовку кадров.
Очень похоже на то, что для Мошковича Россия куда больше похожа на кормовую базу, чем на родной дом, куда вкладываешься и сердцем, и душой. Буквально за несколько недель до выступления Президента в Сеть попала информация о завершении разбирательств Мошковича в Европейском суде. Полная версия решения опубликована на сайте судебного органа.
С начала Специальной военной операции Вадим Мошкович ни разу не осудил западных санкционеров, не поддержал действия российского руководства - мы уже не говорим о реальной помощи. Помощь армии - это одно, но от Вадима Мошковича не слышно даже слов поддержки и соболезнований в адрес мирных жителей, десять лет подряд страдающих от обстрелов Донбасса.
Зато Мошкович бегает по западным институциям, выбивая для себя индульгенцию на Западе. Что же он поведал Европейскому суду?
На голубом глазу он заявил, что ни российскую политику, ни лично Владимира Путина он не поддерживает, и вообще якобы такой добрый и хороший, против всего плохого. Значит, его нужно понять, простить, принять в европейскую семью. А еще не чинить препятствий родственникам, которые, вероятно, давным-давно проживают на Западе.
Будто бы Мошкович, который присутствовал почти на всех крупных встречах Президента и чиновников ниже рангом с бизнесом, вообще не имеет никакого отношения к российскому государству. А что насчет госконтрактов, субсидий, совместных проектов с регионами? Об этом санкционерам он упомянуть забыл.
Вот и получается, что Мошковичу куда ближе Западная Европа, чем страна, благодаря которой он достиг таких высот в бизнесе.
Возвращаясь к обращению депутатов, они напомнили министру Константину Чуйченко об офшорном характере бизнеса олигарха. Управляющая компания его агрохолдинга до сих пор прописана в недружественном государства, а именно на Кипре. Речь о Ros Agro PLC, где должны аккумулироваться доходы предпринимателя.
"Большую часть средств предприниматель аккумулирует в зарубежных финансовых учреждениях, вкладывает их в находящиеся в западных странах активы и недвижимость, что не может не ставить бизнесмена в зависимость от решений европейских властей, которые могут тем самым оказывать воздействие на его деятельность в России", - считают парламентарии.
Напомним, что призыв Президента деофшоризировать свои активы к крупным бизнесменам прозвучал задолго до начала СВО.
И здесь Мошкович сделал кульбит: он перегистрировал "Русагро" в Москву. Но управляется то она все равно кипрским офшором! Кого олигарх хочет ввести в заблуждение?
"Агро-Белогорье" на порохе захвата?
Иноагентство - это одно. Однако, Мошковича давно пора проверить на причастность к более серьезным делам. Ранее ему неоднократно приписывали рейдерские захваты предприятий, чьи активы также могут выводиться за рубеж. Сейчас самая острая точка - ситуация с ГК "Агро-Белогорье" Владимира Зотова в Белгородской области.
В 2019 году "Русагро" приобрела 22,5% в ООО ГК "Агро-Белогорье" за 8,5 млрд рублей, а три месяца спустя передала эту долю тому самому Ros Agro PLC, в результате чего в течение 2,5 лет дивиденды могли банально выводиться из России. А затем тот же офшор продал свою долю обратно группе "Русагро", но уже за 12 млрд рублей, т.е. намного дороже.
Как утверждают в Сети, якобы "Русагро" понесло убытки только на бумаге, а на самом деле могла хорошо заработать. А пострадать могли, опять же, российские интересы и бюджет нашей страны, который мог недополучить налогов. Как тут не вспомнить уголовное дело руководства автодилера "Рольф", которое осудили за вывод из страны 4 млрд рублей по похожей "схеме"?
Кроме того, господину Мошковичу могли помогать люди, близкие к власти. Ведь, как выяснилось, ранее долей в 10% в Ros Agro PLC был Максим Воробьев - брат губернатора Московской области Андрея Воробьева. Вот вам и еще одна ниточка к российским чиновникам, о которой Мошкович предпочел не вспоминать в Европейском суде.
Кажется, основатель "Агро-Белогорья" Владимир Зотов прекрасно понимает, к чему все идет. Ранее ему и его партнеру по бизнесу Ларисе Ковалевой по иску "Русагро" запретили совершать сделки со своими долями в агрохолдинге. Якобы, "Русагро" не сообщили об изменениях в ЕГРЮЛ, которые внесли с подачи Зотова и Ковалевой. Это может быть элементом давления, чтобы вынудить их расстаться с активом в пользу Мошковича.
РСХБ в помощь
Обеспечительные меры - палка о двух концах, она била и по Мошковичу. Несколько лет назад суд заморозил его актива на 22 млрд рублей по иску компании "Синко Трейд", которая выдавала кредиты "Волжскому терминалу".
Волжский терминал входил в холдинг "Солнечные продукты", к краху которого мог приложить руку господин Мошкович. А помогать ему могли фукнционеры Минсельхоза - министр Дмитрий Патрушев и его вездесущая заместитель Оксана Лут, курирующие Россельхозбанк.
Ранее именно "Россельхозбанк" кредитовал "Солнечные продукты". Этот долг выкупил Мошкович. Только вот расплатиться по долгам "Волжского терминала" после сделки не спешил, за что его и попытались привлечь к субсидиарной ответственности по иску ФНС. В конечном итоге, активы разморозили, только вот вернул ли Мошкович средства - до сих пор не ясно. Видимо, искать их нужно на Кипре.
Поглощение "Солнечных продуктов" тоже могло быть одним из вариантов редейрского захвата. The Moscow Post уже подробно рассказывал о схемах, по которым Россельхозбанк может способствовать получению активов от одних предпринимателей к другим - и не без пользы для своего собственного руководства.
Рейдерские захваты Мошковичу пытаются приписать уже более 20 лет. Не пора ли силовикам разобраться - бывает ли дым без огня? Еще в 2001 году "Русагро" вошел в Краснодарский МЖК, получил два элеватора, Усть-лабинский сахарный завод. Потом было поглощение компании "Роспрод", владеющей сахарным заводом в Тамбовской области, а также получение 57% акций Аннинского МЭЗа.
Кстати, в Тамбовской области у Мошковича есть крупное предприятие, выпускающее продукцию под маркой "Тамбовский бекон". Компания несет тяжелые убытки, из нее могут выводить деньги. Есть предположение, что поглощение "Агро-Белогорья" может ставить своей целью присоединить "Тамбовский бекон" к этой группе и перевести все долги и проблемы на нее.
Несколько лет назад Мошкович поглотил "Орловский Мелькомбинат". Изначально заявление о банкротстве последнего за долги подал "Минбанк". На момент введения процедуры конкурсного производства в реестр кредиторов общества были включены долги на 479,16 млн руб.
А в июне 2021 года "Русагро" Вадим Мошковича выкупила у "Россельхозбанка" (РСХБ) права требования к мелькомбинату на 298 млн рублей и стала его основным кредитором. И вновь "Россельхозбанк". Неужели Мошковичу, которого, возможно, признают иностранным агентом, и правда кто-то помогает в Правительстве?
Уже в 2022 году все имущество "Орловского Мелькомбината" продали единым лотом за 223 млн рублей - почти в три раза дешевле изначальной цены. При этом Мошкович скооперировался с бывшей гендиректором предприятия Ириной Васильковой, которая могла действовать в его интересах - они пытались вернуть актив, преследуя собственные интересы. А мы напомним, что Василькову привлекли к субсидиарной ответственности по долгам предприятия. "Дружба" с Мошковичем не помогла, "схематоз" не прошел?
В нулевые не чурался вести бизнес Вадим Мошкович и с фирмой "Сигма", которой также приписывали рейдерские захваты. Еще в 2006 году "Коммерсант" писал, как "Сигма" отобрала у "Русской бакалеи" сразу два крупных предприятия - Кропоткинский и Лабинский МЭЗы. В итоге они оказались именно у Вадима Мошковича.
Собственники "Русской бакалеи" сдаваться не хотели. Клин клином вышибают, и они привлекли к ситуации "специалистов по корпоративным спорам" из "Альфа-Групп" Михаила Фридмана, а именно его давнего товарища Александра Курта, который пытался использовать свое влияние для возможного давления на Мошковича. Против олигарха чуть не возбудили уголовное дело о мошенничестве в особо крупных размерах, но ему удалось вовремя "решить" вопрос. Вероятно, не без помощи из каких-то крупных чиновников.
Несмотря на все это, Мошкович продолжает прекрасно чувствовать себя в России. Более того - получает все новые и новые предприятия, как будто не было никакого покаяния у Европейском суде, как будто в его офшоры перестала поступать прибыль, заработанная в России.
"Спецпорученцы" по офшорам
А ведь интересы Мошковича выходят далеко за пределы только сельскохозяйственного бизнеса. С ним связывают девелопера Level Group и множество других активов. Сейчас люди Мошковича могли нацелиться на "освоение" территории завода "Машиноаппарат" в Москве, чем могут заняться близкие к Мошковичу бизнесмены Дмитрий Черемухин (выкупил доли Leve Group в юрлице "Машиноаппарата") и Алексей Богачев.
Последний занимался бизнесом вместе с Мошковичем в Тамбовской области. А теперь может быть "спецпорученцем". При этом ранее связанные с Богачевым компании мелькали в скандально известном "панамском досье" - списке офшорных компаний и связанных с ними высокопоставленных чиновников и крупных бизнесменов, в том числе, из России. Через эти офшоры из страны могли вывести миллиарды долларов.
Богачев выступал миноритарием коммерческого банка "Система". Его доли находились в залоге у офшора "ТАНЖИР ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД" с британских Виргинских островов, чье название и мелькало в "досье".
Этот офшор и засветился в т.н. "панамском досье", полученном в результате масштабного расследования, основанного на документах панамской юридической компании Mossack Fonseca, занимающейся регистрацией и сопровождением офшоров. Через них из России могли вывести миллиарды рублей.
Этот офшор и сейчас активен. Он же связан с офшорной компанией MCG Foundation, которая по названию подозрительно похожа на "МСК Менеджмент", которое управляет активами Богачева. Этот же офшор связан еще с несколькими иностранными компаниями.
Ранее The Moscow Post проводил собственное расследование, которое показало, что помимо Богачева за ним может стоять еще один скандальный предприниматель Алексей Северилов.
В общем - офшор на офшоре, и офшором правит. И вокруг этого - Мошкович. Ситуация с налогами, предполагаемые рейдерские захваты и возможный вывод денег за рубеж - чего еще не хватает? Ах да, компании Мошковича едва ли не регулярно гадят на той земле, на которой зарабывают деньги - т.е. в России.
Ранее сложная ситуация сложилась в той же Тамбовской области, где принадлежащий олигарху Знаменский сахарный завод, не только загадил речку Царевку, но и категорически не желает устранять последствия своих действий. Дошло до того, что губернатору региона Максиму Егорову пришлось обращаться в прокуратуру.
А может быть, Мошкович делает все это по заданию западных разведок? Так сказать, вымаливает у них возможность спокойно жить и работать в Европе, где давным-давно должна находиться его семья? В этом случае одним иноагентством он может не обойтись...
Вадим Мошкович наговорил на иноагентство
Депутаты Госдумы направили запрос в Минюст с требованием проверить миллиардера на наличие иностранного влияния.