К многомиллиардным убыткам и смутным перспективам самого известного долгостроя «Газпрома» в ЯНАО добавили многомиллионные потери бюджета. «Газпром Новоуренгойский газохимический комплекс» («Газпром НГХК»), который не могут окончательно ввести в эксплуатацию три десятилетия, проиграл разбирательства фискалам, касавшиеся НДС и налога на имущество организаций. В частности, претензии службы были связаны с деньгами, полученными структурой «Газпрома» от «ПФ «ВИС» по мировому.
Это соглашение заключалось на фоне многомиллиардных конфликтов и проигранных «Газпром НГХК» судов и на тот момент вызвало немалое удивление среди участников рынка, ведь стороны договорились действовать без «вреда деловой репутации» оппонентов.
Также ФНС заинтересовало отнесение объектов к определенной амортизационной группе, вероятно, стоившее казне десятков миллионов. Говоря об этих конфликтах, отраслевики вспоминают историю Дмитрия Доева, который возглавляет теперь группу «ВИС», его давнего товарища Игоря Снегурова, и рассуждают о нарастающих потерях «Газпрома», а также новых перспективных конфликтах с миллиардными последствиями не в пользу госкомпании.
ООО «Газпром Новоуренгойский газохимический комплекс» («Газпром НГХК», Новый Уренгой) так и не смогло оспорить в суде многомиллионные претензии Межрайонной инспекции ФНС №2 по ЯНАО.
Как следует из документов, по результатам выездной ревизии компания была привлечена к ответственности за налоговое правонарушение в виде штрафа на 1,9 млн, также ей предъявили недоимку на 265,9 млн, из которых 168,3 млн – НДС, 97,5 млн – налог на имущество организаций.
Структура «Газпрома» изначально обратилась с жалобой в управление, и УФНС по ЯНАО отменило вышеуказанное решение в части претензий на 155,9 млн по НДС. Остальные требования представители газохимического комплекса пытались оспорить в арбитраже.
Отметим, ранее «Правда УрФО» сообщала об очередных тратах глубоко убыточного «Газпром НГХК» на юристов, как раз в части сопровождения «в ходе обжалования в ФНС, а также судебного обжалования решения налогового органа по результатам выездной налоговой проверки за 2018-2020 годы».
Претензии ФНС в этот раз были разделены на 2 основных эпизода, и первый касался налога на добавленную стоимость. Так, фискалы пришли к выводу, что «Газпром Новоуренгойский газохимический комплекс» должен был включить в налоговую базу по НДС взысканные с ООО «ПФ «ВИС» (бенефициар – Игорь Снегуров) по мировому соглашению 74,2 млн.
Уточним, речь идет о том самом мировом соглашении, когда структура «Газпрома» и бизнес Снегурова на фоне многомиллиардных конфликтов и судов, связанных с возведением новоуренгойского комплекса, решили прийти к соглашению, одним из пунктов которого были обязательства «не использовать материалы настоящего дела с целью нанести вред деловой репутации другой стороне».
Разбирая ситуацию с «ПФ «ВИС», фискалы отметили: соглашением было зафиксировано, что «Газпром НГХК» передало (выдало в монтаж) оборудование на 19,133 млрд рублей. При этом «ПФ «ВИС» возвратило «НГХК» оборудование на общую сумму 19,059 млрд рублей. Оставшаяся сумма и стала предметом взыскания.
«При передаче давальческих материалов подрядчику, а также при возврате неизрасходованных материалов заказчику не происходит перехода права собственности (реализации). <…> Это означает, что начислять НДС при передаче подрядчику материалов на давальческих условиях и возврате остатков не требуется. <…> Вернув денежные средства за давальческое оборудование, «ПФ «ВИС» выкупило <…> права на невозвращенные материалы и оборудование на возмездной основе, в связи с чем фактически произошла смена собственника товара, то есть его реализация от общества к «ПФ «ВИС», что свидетельствует о возникновении объекта налогообложения по НДС», – заключил в итоге суд, согласившись с позицией ФНС.
Второй эпизод, соответственно, касался налога на имущество организаций. Фискалы заключили, что «дочка» «Газпрома» неверно установила 7 амортизационную группу (вместо 10) по объектам основных средств, лишив бюджет таким образом десятков миллионов. Арбитраж ЯНАО, изучив позиции сторон, и в этом случае согласился с ФНС, создав основу для новых финансовых потерь «Газпром НГХК». Отметим, ранее «Правда УрФО» подробно разбирала налоговые схемы, которые применял один из подрядчиков на строительстве газохимического комплекса и в результате которых в бюджет также не попали крупные суммы.
Особенно примечательно конфликты смотрятся в ретроспективе реализации амбициозного проекта «Газпрома» и истории менеджера Дмитрия Доева.
Так, согласно биографии, Доев еще в начале 2000-х возглавлял производственную фирму «ВИС» (сейчас стройдивизион «ВИСа», бенефициаром которого так же числится Игорь Снегуров). Далее управленец попадает в структуры «Газпрома», и как рассказывали федеральные медиа, параллельно с этим идет резкий рост выручки «ВИС». В 2009 «ПФ «ВИС» заключает с «Газпром НГХК» договор генерального подряда по газохимическому комплексу, а на реализацию проекта идут сотни миллиардов.
При этом с 2015 по 2019 год проектом управляло ООО «Газпром центрремонт», которое в это время возглавлял Дмитрий Доев. В 2017 стороны разрывают договор генподряда, «Газпром НГХК» проигрывает ПФ «ВИС» суды на миллиарды рублей, а в 2021 уже Дмитрий Доев, как иронизируют участники рынка, «без вреда деловой репутации» возвращается в «ВИС», на этот раз в качестве генерального директора группы.
Отметим, издание детально рассказывало и о других финансовых скандалах, которые связывают Доева с «Газпромом». В частности, его пытаются привлечь к субсидиарной ответственности по долгам обанкротившегося «Энергогаза», выступавшего субгенподрядчиком проекта расширения Пунгинского ПХГ в ХМАО.
Второй аспект, обращающий на себя внимание в этих спорах, – это история реализации проекта Новоуренгойского газохимического комплекса, которая тянется с 1993 года и никак не может завершиться. Финальные сроки ввода его в эксплуатацию неизвестны до сих пор. При этом, как рассказывала «Правда УрФО» со ссылкой на государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО), на конец 2022 «Газпром НГХК» продемонстрировал убыток в 185,8 млрд рублей.
«ВИС» Снегурова обул и Газпром, и бюджет
Мировое соглашение оказалось убыточным для компании Миллера.