Крупнейший отечественный производитель соли «Руссоль» раскрыл бенефициаров. Помимо гендиректора Сергея Черного среди них названы оренбургские предприниматели Арам Екавян и Сергей Левин, ранее занимавшиеся нефтегазовым бизнесом
Шесть известных
Кипрский офшор Russalt Limited, который управляет крупнейшим производителем соли в России, компанией «Руссоль», обнародовал информацию о составе бенефициаров. Как следует из данных кипрского реестра, поступивших в распоряжение РБК, в начале января 2017 года компания провела несколько операций внутри «Руссоли», по итогам которых у нее оказалось шесть владельцев — физических лиц. Двое из них ранее уже упоминались в СМИ как люди, связанные с «Руссолью», — это генеральный директор компании Сергей Черный и руководитель Роскачества Максим Протасов, которые владеют долями в 48,5 и 1,5% соответственно. Другие акционеры Russalt Limited — Сергей Левин (28,34%), Арам Екавян (5%), а также Сергей и Полина Захаровы (11,12 и 5,54% соответственно).
«Руссоль» была создана в 2008 году на базе астраханской компании «Бассоль» и оренбургской «Илецк-соль». В Оренбургской области Арам Екавян и Сергей Левин известны как крупные бизнесмены. Помимо «Руссоли» у них есть и другие совместные с Сергеем Черным активы. В частности, все трое входят в число акционеров банка «Форштадт», который, по данным Banki.ru, занимает 189-е место среди российских банков и первое — в Оренбургской области с размером активов более 14,6 млрд руб. Согласно выписке Банка России на 20 августа 2014 года, Екавяну принадлежат в банке 43,1%, Черному — 6,8%, а Левину через ООО «Энергоинвест» — 50%. По информации на сайте «Форштадта», все они также являются членами совета директоров «Руссоли».
В 1990-х — начале 2000-х годов деятельность Екавяна и Левина была связана с нефтегазовой отраслью. По данным «Коммерсанта», до 2006 года Арам Екавян был миноритарным акционером (6,14%) ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», пока не продал свой пакет, по оценкам издания, за $55–60 млн.
Левин, по данным СПАРК, владеет 100% ООО «Оренсал». Основными видами деятельности компании являются покупка и продажа земельных участков. Однако в перечне отраслевой принадлежности по ОКВЭД указаны также оптовая торговля и транспортировка природного газа. В 2006 году «Оренсал» занимала 73-е место в рейтинге крупнейших непубличных российских компаний по версии Forbes с выручкой $590 млн. В рейтинге компания была обозначена как поставщик газа и нефтяного конденсата.
Максим Протасов, до того как он возглавил Роскачество, был известен как владелец и основатель инвестиционной компании P-Holding, которая управляла активами в машиностроительной, добывающей и аграрной отраслях, в том числе владела пакетами акций производителя консервов «Помидорпром» (торговые марки Lutik и «Огородников»), маслозавода «Сарепта», мясопереработчика «Гурман», холдинга АФГ «Националь». После назначения на должность главы Роскачества Протасов, по словам его представителя, продал или сократил размер принадлежащих ему пакетов до менее блокирующего и передал оставшиеся у него акции в управление менеджменту компаний.
Найти сведения о Полине и Сергее Захаровых РБК не удалось. Однако ранее их однофамилец Виталий Захаров возглавлял совет директоров компании «Бассоль». Согласно ЕГРЮЛ, в декабре 2010 года она «прекратила свою деятельность при присоединении».
Из чего состоит «Руссоль»
В группу «Руссоль» входят «Бассоль», «Илецк-соль» и «Усольский солепромысел», расположенные, соответственно, в Астраханской, Оренбургской и Иркутской областях. По данным СПАРК, выручка компании в 2015 году составила 5,4 млрд руб. (данные за 2016 год еще не опубликованы). Ассоциация «Руспродсоюз» называет компанию крупнейшим производителем соли в России. На втором месте находится Восточно-Сибирская торгово-промышленная компания (ВСТПК), которой принадлежит Тыретский соляной рудник в Иркутской области. В июле 2016 года ВСТПК перешла под контроль Артема Чайки, по некоторым данным — сына генерального прокурора России.
Деофшоризация соли
Получить оперативный комментарий у руководства компании «Руссоль» относительно состава акционеров не удалось.
Адвокат Московской коллегии адвокатов «Карабанов и партнеры» Александр Карабанов считает, что раскрытие компанией личностей ее владельцев может быть связано с объявленной в России деофшоризацией. Тем более ФНС уже доказала, что способна максимально оперативно получать информацию от зарубежных коллег и находить интересующих ее лиц.
Президент России Владимир Путин неоднократно говорил о необходимости деофшоризировать российскую экономику. «Серые схемы, вывод активов в офшоры, сокрытие собственников долей недопустимы», — заявлял он.
К словам президента прислушались многие крупные бизнесмены. В декабре 2014 года компания Алишера Усманова USM Holdings объявила о завершении реорганизации своей структуры и перевода ключевых активов — компаний «МегаФон» и «Металлоинвест» — в российские холдинговые компании.
К концу 2015 года изменилась схема владения компанией Volga Group, бенефициаром которой является миллиардер Геннадий Тимченко. Он лично стал владельцем 99,99% ООО «Волга Груп», еще 0,01% компании принадлежит ООО «Волга груп холдинг». Ранее эти доли, по данным ЕГРЮЛ, принадлежали зарегистрированной на Кипре Volga Resources Ltd и люксембургской компании VRN Sarl.
В 2016 году Роман Абрамович перевел под российскую юрисдикцию принадлежащие ему 24% ОАО «Первый канал», Виктор Вексельберг — «Акадо», РКС, «Оргсинтез» и «Аэропорты регионов», а Михаил Прохоров — 59,27% ПАО «Квадра».
Владельцы «Руссоли» выглянули из офшора
Крупнейший российский производитель соли раскрыл всех бенефициаров.