В Перми уже больше четверти века пытаются построить новую сцену для театра оперы и балета — с 2011 года его возглавляет Теодор Курентзис, один из самых титулованных дирижеров в мире. В 2019-м затянувшимся проектом занялись федеральные чиновники, в том числе премьер-министр Дмитрий Медведев; подключиться к нему также пытается бизнесмен и театральный деятель Владимир Кехман, худрук Новосибирского театра оперы и балета и Михайловского театра. «Медуза» рассказывает, почему участие Кехмана в строительстве новой сцены может плохо закончиться для пермского театра.
Новую сцену для пермского театра оперы и балета пытаются построить уже больше 25 лет. Но не могут
Историческая сцена театра оперы и балета в Перми — самая маленькая среди музыкальных театров России. Ее площадь составляет всего 308 квадратных метров, что почти вдвое меньше современных требований. Расширить сцену невозможно: здание театра, возведенное в 1879 году, нельзя перестраивать.
Более того, последний капитальный ремонт в театре проводился в 1957-м — оборудование устарело много лет назад, а условия работы артистов, по словам руководства, не соответствуют санитарным нормам. Не соответствует здание и статусу театра: его художественный руководитель — один из самых прославленных дирижеров в мире Теодор Курентзис, обладатель множества премий, худрук Дягилевского фестиваля. При нем в театре начали ставить европейские и американские режиссеры, на премьеры в Пермь прилетает Роман Абрамович и другие знаменитости, спектакли получают различные награды.
Построить для театра новую сцену в Перми хотят уже больше 25 лет. За это время в городе провели несколько архитектурных конкурсов. В 2010 году на таком конкурсе свои концепции представили шесть международных архитектурных бюро из Великобритании, Дании, Нидерландов и России. Победу одержало бюро Дэвида Чипперфильда — известного британского архитектора-модерниста, посвященного за свои заслуги в рыцари.
По концепции бюро Чипперфильда, к историческому зданию театра должно быть пристроено новое. Каждое из зданий получит собственную сцену и зрительный зал. Начать реконструкцию театра планировалось еще в 2012-м, а закончить — за три года. На проектные работы Пермский край подписал договор с ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» (КБ ВиПС) — одним из лидеров российского проектного рынка, который в том числе был генеральным проектировщиком нового здания Мариинского театра. Над проектом компания работала совместно с бюро Чипперфильда.
Однако в 2013 году проект не прошел государственную экспертизу, начало строительства перенесли на 2014-й. Спустя год проект реконструкции все-таки получил положительное заключение, но власти решили существенно сэкономить на новой сцене — изначально стоимость работ оценивалась примерно в 6,9 миллиарда рублей, но администрация края опасалась, что столь высокая цена превратит объект в долгострой.
В итоге за счет экономии на отделочных материалах и технологических решениях стоимость объекта довели до 2,7 миллиарда рублей. Был объявлен конкурс на строительство. Контракт снова заключили с КБ ВиПС, но вскоре чиновники решили вообще отказаться от проекта Дэвида Чипперфильда. Они сочли, что во время работ историческое здание может пострадать. Было решено строить отдельное здание, но с этим тоже возникли сложности.
В Перми менялись губернаторы. Это тоже мешало построить театр
С весны 2012-го в Перми сменились три губернатора. Сначала с поста после восьми лет работы по собственному желанию ушел Олег Чиркунов (при нем в Пермь переехал Курентзис), его место занял бывший министр регионального развития РФ Виктор Басаргин. Он пробыл губернатором пять лет, а в феврале 2017-го ушел в отставку и перешел на работу в Ространснадзор.
Источник «Медузы», хорошо знакомый с ситуацией вокруг строительства новой сцены пермского театра, пояснил, что у Чиркунова и Басаргина были кардинально отличающиеся взгляды на этот счет: «Чиркунов действительно занимался этой проблемой — уверен, что при нем к 2015 году новое здание бы уже стояло. А Басаргин хотел сэкономить и вообще был не очень заинтересован».
В итоге пермские власти несколько лет не могли договориться, по какому проекту и где именно строить театр. В качестве экономного варианта рассматривалось даже строительство здания по «типовому проекту»; в самом театре выступали против подобных решений. Теодор Курентзис говорил, что готов покинуть Пермь, если у театра не будет новой сцены.
Весной 2017 года врио губернатора края стал Максим Решетников. Он начал работать в администрации Пермской области еще в 2000 году — в возрасте 20 лет. К 2007-му дослужился до первого заместителя руководителя администрации губернатора, а затем переехал на повышение в Москву, где курировал оценку эффективности регионов в министерстве регионального развития.
В 2009-м Решетников на полгода стал главой администрации губернатора Пермского края, но затем вернулся на работу в правительство РФ, а через год перешел в мэрию Москвы. Туда его позвала Анастасия Ракова, нынешний заместитель Сергея Собянина по социальной политике. С Решетниковым Ракова работала, когда тот трудился в министерстве регионального развития.
С апреля 2012 года Решетников возглавлял департамент экономической политики и развития Москвы. В частности, он отвечал за реформу уличной торговли. Если раньше город сдавал предпринимателям землю под установку киосков, то сейчас установил собственные киоски, которые сдает в аренду через аукционы. Одновременно с этой реформой в феврале 2016 года в Москве случилась «Ночь длинных ковшей», когда в городе массово сносили торговые киоски, — по данным мэрии, они были незаконно установлены, хотя некоторые из объектов работали несколько лет. Сам Решетников говорил, что такие действия — продолжение последовательной политики мэрии.
В феврале 2017-го Владимир Путин назначил Решетникова врио губернатора Пермского края. 10 сентября того же года он выиграл губернаторские выборы в качестве кандидата от «Единой России», набрав 82%.
Решетников считал строительство новой сцены приоритетным проектом для Перми — и сразу после назначения врио губернатора встретился с Теодором Курентзисом и другими руководителями театра. Стороны договорились, что здание будет построено по доработанному проекту бюро Дэвида Чипперфильда, именно за это всегда выступал Курентзис. После этого представители бюро даже приезжали в Пермь и выбрали подходящее место для строительства. Однако потом все снова изменилось.
Теперь проект курируют в Совете Федерации. В нем появился Владимир Кехман
Сейчас пермские власти снова оценивают строительство новой сцены театра в семь миллиардов рублей (то есть проект вернулся к изначальной стоимости). Эти деньги заложены в адресной инвестиционной программе региона на срок до 2024 года — здание планируется построить в 2022-м. Однако сразу два источника «Медузы», хорошо знакомые с ситуацией, говорят, что построить здание без помощи из федерального бюджета будет очень сложно.
Эту помощь во время своего визита в Пермь в апреле 2019 года пообещал премьер-министр Дмитрий Медведев. То же самое Медведев обещал еще в 2012-м, а Владимир Путин — в 2017-м, но, по словам Решетникова, на этот раз Москва не подведет: федеральное финансирование может появиться уже в 2020 году. Правда, его точный объем не раскрывается; по данным источников «Медузы», федеральные власти готовы выделить около полутора миллиарда рублей. Курировать строительство планируют в том числе в Совете Федерации — взять шефство над проектом предложила Валентина Матвиенко.
Три источника «Медузы», в том числе в правительстве Пермского края, рассказали, что одновременно с федеральными чиновниками интерес к проекту начал проявлять Владимир Кехман — театральный деятель, близкий к министру культуры Владимиру Мединскому. Кехман также известен как основатель компании JFC, когда-то крупнейшего импортера фруктов в Россию. Сейчас он занимает должности художественного руководителя сразу двух театров — Михайловского театра в Петербурге и Новосибирского театра оперы и балета. Судом Кехман был признан банкротом, его долги перед различными банками и компаниями оцениваются в сумму около 17 миллиардов рублей.
По словам собеседников «Медузы», 19 апреля в администрации Пермского края прошло срочное совещание по поводу строительства новой сцены: на нем присутствовали губернатор Решетников, чиновники из правительства региона, а также исполнительный директор театра Андрей Борисов. По словам одного из источников, вел совещание Владимир Кехман, который заявил, что теперь тоже будет заниматься проектом. Свой статус он никак не объяснил, но присутствующим показали новый проект строительства сцены, который лоббирует Кехман. В соответствии с презентацией, которая есть в распоряжении «Медузы», новая сцена будет представлять собой большое здание, напоминающее ангар, с большим количеством стеклянных конструкций. Автор проекта в презентации не указан.
По словам собеседников «Медузы», местные власти согласны с участием Кехмана, поскольку рассчитывают, что его хорошие отношения с министром культуры Владимиром Мединским, спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко и другими чиновниками позволят построить здание во многом за счет федерального бюджета: по данным «Коммерсанта», краевые власти надеются, что бюджет РФ выделит до 95% необходимых средств.
В Пермском театре оперы и балета отказались комментировать «Медузе» участие Кехмана в проекте. Сам Кехман не ответил на звонки «Медузы». Министр культуры Пермского края Вячеслав Торчинский в беседе с «Медузой» назвал сотрудничество властей с Кехманом «слухами» — и тоже отказался обсуждать эту тему.
В пресс-службе губернатора Максима Решетникова в ответ на просьбу «Медузы» прокомментировать информацию об участии Кехмана заявили, что «на совещания у главы региона, посвященные проекту новой сцены театра, привлекается широкий круг экспертов». «Это необходимо для учета опыта строительства подобных объектов», — добавили в пресс-службе, не называя фамилии Кехмана.
По данным источника «Коммерсанта» в правительстве Пермского края, Кехман участвовал в совещании в качестве «театрального эксперта». Краевой вице-премьер по вопросам образования, спорта, туризма и культуры Антон Клепиков добавил, что Кехмана могут привлечь проектировщики строительства новой сцены в качестве консультанта. «Новая сцена — знаковый и сложный объект, и к его реализации могут привлекаться десятки экспертов», — сказал он. Почему Кехман представлял на совещании уже готовый проект, власти не объяснили.
У Кехмана уже есть опыт реконструкции театров
И в Михайловском театре в Петербурге, и в Новосибирском театре оперы и балета при Кехмане шли масштабные ремонтные работы.
Генеральным директором Михайловского театра Кехман стал в 2007 году при губернаторе Валентине Матвиенко. К тому моменту здание нуждалось в серьезном ремонте — в работы Кехман вложил около 20 миллионов долларов из собственных средств. При этом артисты театра сообщали, что многие работы в историческом здании театра велись без согласования с городским комитетом по охране памятников.
Сам Кехман был уверен, что все делает правильно, и сразу заявил, что будет применять в театре «бизнес-подход». Благодаря этому на сцену императорского театра выходили, например, Валерий Сюткин и Сергей Шнуров. Регулярно вмешивался он и в творческую деятельность: главный дирижер Андрей Аниханов, ушедший из театра, рассказывал, как в антракте одного из показов «Лебединого озера» Кехман позвонил ему и предложил выпить коньяку, «оживить лебедей»; те, по мнению гендиректора, плыли слишком «медленно и печально».
В 2010 году на Михайловский театр обратил внимание Владимир Путин. Именно там состоялась знаменитая встреча Путина с деятелями культуры, на которой Путин якобы не узнал лидера группы ДДТ Юрия Шевчука. Встречи такого уровня с тех пор проводились в театре регулярно — туда приезжали гости экономического форума и даже Леонардо ди Каприо. Сам Путин тоже регулярно бывал в театре.
В 2015 году министр культуры Владимир Мединский назначил Кехмана генеральным директором Новосибирского театра оперы и балета. Там он занял место Бориса Мездрича, уволенного Минкультом из-за скандала вокруг оперы Вагнера «Тангейзер». Сам Кехман активно выступал против «Тангейзера» и заявлял, что постановка оскорбляет его как «верующего, православного, как еврея». В новой должности Кехман сразу же убрал постановку из репертуара, а сам театр был освящен. В интервью летом 2017 года он говорил, что все, кому понравился постер «Тангейзера», на котором Иисус изображен распятым между ног женщины, «либо умерли, либо заболели» — и это «Божья кара» за богохульство.
В новосибирском театре Кехман тоже затеял ремонт и реконструкцию; работы внутри театра начались без согласования с новосибирским управлением по государственной охране объектов культурного наследия. Суд неоднократно штрафовал Кехмана за нарушение требований по охране объекта культуры федерального значения, а общественное движение «Искалеченный Новосибирск» обвиняло директора в том, что театр после ремонта стал похож на «мещанский турецкий отель средней руки».
Вместе с тем при Кехмане новосибирский театр действительно начал больше зарабатывать — в основном из-за роста цен на билеты. Рост доходов считает одной из заслуг Кехмана и министр культуры Владимир Мединский, который в целом был доволен работой директора. Однако летом 2017 года Кехман ушел с поста директора новосибирского театра из-за дела о банкротстве: по закону, после завершения процедуры банкротства должник в течение трех лет не имеет права занимать руководящие должности. Сейчас Кехман является художественным руководителем и в новосибирском, и в петербургском театрах.
Теодору Курентзису не нравится участие Кехмана в пермском проекте
Представители Пермского театра оперы и балета пока не комментируют возможное участие Владимира Кехмана в проекте. Однако один из источников «Медузы» уверен, что Теодор Курентзис откажется работать с Владимиром Кехманом. О негативном отношении Курентзиса к происходящему говорят и источники «Коммерсанта».
Это уже не первое столкновение Кехмана и Курентзиса. Во время скандала вокруг «Тангейзера» Курентзис, который ранее работал в новосибирском театре оперы и балета, открыто поддерживал уволенного Бориса Мездрича и называл происходящее цензурой. Сам Кехман позже говорил, что за время работы в Новосибирске Курентзис «ничего не оставил театру и очень много оттуда забрал», поэтому «должен» новому руководству во главе с Кехманом.
При этом источники «Медузы» говорят, что фигура Кехмана может быть удобна губернатору Максиму Решетникову, который находится с Курентзисом в сложных отношениях из-за независимой творческой позиции дирижера и его высоких требований к условиям работы театра. В 2018 году, например, власти хотели присвоить Курентзису звание почетного гражданина Пермского края — но затем отказались от этого; по словам источников «Медузы», такое решение было принято лично Решетниковым.
«Губернатор чувствует, что рядом есть сильная фигура, с которой ему одному не справиться. Местные [в принципе] не могут справиться с Теодором, а есть достаточно явные риски из-за неподцензурности. Кехман же привлекателен для губернатора. Он может и строительство курировать, и финансирование лоббировать, и творческую стратегию определять. В Перми нет фигуры такого масштаба», — говорит один из собеседников «Медузы».
По мнению источника, сам Кехман может видеть в работе с пермским театром возможность не только подвинуть Курентзиса, но и шанс на осуществление своей давней мечты — объединить несколько императорских театров под руководством общей дирекции. Об этом он говорит как минимум с 2007 года, когда стал директором Михайловского театра. Возглавить такую дирекцию Кехман изначально планировал сам, но потом допускал и иные варианты.
В Перми уже объявили новый конкурс на проектирование театра
30 апреля управление капитального строительства Пермского края объявило еще один конкурс на проектирование нового театра оперы и балета. Но где будет построено здание, до сих пор неизвестно. В техническом задании конкурса говорится, что проектировщики должны рассмотреть сразу две площадки — в микрорайоне Разгуляй у сквера Татищева и в квартале № 5, примыкающем к набережной Камы.
Местные издания отмечали, что с обеими площадками есть сложности — строительство в Разгуляе (этот участок уже огородили для работ) может оказаться слишком дорогим из-за особенностей территории, а в квартале № 5 есть проблема с выкупом земли под строительство у собственников, в том числе в предполагаемую зону работ попадает многоквартирный дом. Спор за землю в квартале № 5 уже дошел до суда.
Обосновать целесообразность строительства на одной из этих площадок должен именно подрядчик конкурса на проектирование. Он же должен спроектировать «уникальный облик» нового театра, говорил краевой министр строительства и архитектуры Михаил Сюткин.
Согласно техническому заданию, здание театра займет 32 тысячи квадратных метров. Зрительный зал должен вмещать 1150-1350 мест. Максимальная стоимость контракта на проектирование составляет 221,5 миллиона рублей. Заявки принимаются до 6 июня, окончательно итоги торгов планируется подвести 14 июня. Выполнить все проектные работы необходимо до декабря. О том, как должно внешне выглядеть здание театра, в документах практически ничего не сказано. Источники «Медузы» говорят, что это может позволить Владимиру Кехману продвинуть собственный проект нового здания театра.
Министр культуры Пермского края Вячеслав Торчинский в разговоре с «Медузой» подчеркнул, что власти будут опираться именно на мнение театра относительно нового проекта. При этом Торчинский затруднился ответить, будет ли новый проект основываться на концепции бюро Чипперфильда. В пресс-службе театра «Медузе» сказали, что заявленные в документации требования в целом согласованы с руководством театра, в том числе с Теодором Курентзисом. В театре надеются, что проектировщики учтут их в полной мере.
Владимир Кехман рвется станцевать в Перми па-де-де
Потеряет ли Пермь Теодора Курентзиса?