Атака турецкими ВВС на российский самолет Су-24, который участвовал в антитеррористической операции в Сирии и не представлял угрозу для Турции, — это «удар в спину» России. Последующие же действия Анкары выглядят как попытка поставить НАТО на службу «Исламскому государству». Об этом заявил сегодня президент России Владимир Путин на встрече с королем Иордании Абдаллой II, комментируя атаку турецкого истребителя на российский бомбардировщик Су-24 в Сирии.
Владимир Путин подчеркнул, что российский бомбардировщик был сбит ракетой «воздух-воздух» с турецкого самолета F-16 над территорией Сирии, когда находился на высоте 6 тыс. м на удалении 1 км от турецкой границы. Он упал в 4 км от границы на территории Сирии.
— В любом случае наши летчики, наш самолет никак не угрожали Турецкой Республике. Это очевидная вещь. Они проводили операции по борьбе с ИГИЛ, — сказал Путин.
Президент отметил, что российский бомбардировщик действовал в горной части северной Латакии, «где сосредоточены боевики — в основным выходцы из РФ».
— И в этом смысле они (летчики) выполняли свою прямую задачу — превентивных ударов по террористам, которые в любую секунду, в любое время могли вернуться в Россию, — пояснил президент, пояснив, что речь идет именно о представителях международного терроризма.
По словам президента, крушение Су-24 выходит за рамки обычной борьбы с терроризмом; это удар, который РФ нанесли в спину пособники террористов, отметил Путин.
Россия давно фиксировала поставки нефти в Турцию из районов Сирии, захваченных террористами, отметил Путин.
— Мы давно фиксировали тот факт, что на территорию Турции идет большое количество нефти и нефтепродуктов с захваченных ИГИЛ территорий, — сказал он. По его словам, отсюда и шла «большая денежная подпитка бандформирований».
— Теперь еще и удары нам в спину, удары по нашим самолетам, которые борются с терроризмом, — продолжил Путин.
По его словам, атака Турции на российский Су-24 случилась, несмотря на то что «мы с американскими партнерами подписали соглашения о предупреждении инцидентов в воздухе, а Турция, как известно, в ряду тех, кто объявили о том, что они якобы воюют с терроризмом в составе американской коалиции».
— Если у них, у ИГИЛ, такие деньги — а счет идет на десятки, сотни миллионов, может быть, на миллиарды долларов — за счет торговли нефтью, плюс к этому они имеют защиту со стороны вооруженных сил целых государств, то тогда понятно, почему они ведут себя так дерзко и нагло, почему они умерщвляют людей самым изуверским способом, почему они совершают террористические акты по всему миру, в том числе в сердце Европы, — сказал Путин.
Россия не потерпит, чтобы совершались такие преступления, как атака на российский Су-24, подчеркнул президент.
— Мы, конечно, внимательно проанализируем всё, что случилось, и сегодняшнее трагическое событие будет иметь серьезные последствия для российско-турецких отношений, — сказал он.
— Я понимаю, что у каждого государства есть свои региональные интересы, и мы всегда относимся к ним с уважением. Но мы никогда не потерпим, чтобы совершались такие преступления, как сегодня, — сказал Путин.
Готовились давно
Акция Турции в отношении российского самолета готовилась давно, уверены эксперты. Все разговоры о случайности они отметают. По мнению бывшего начальника зенитно-ракетных войск Командования специального назначения ВВС РФ Сергея Хатылева, турецкие спецслужбы заранее собирали информацию о маршрутах работы российских военных самолетов, просчитали траекторию ракет и выбрали удобный момент для удара.
По словам Хатылева, российский самолет вели заранее, отслеживали его траекторию, прогнозировали его полет.
— Проводилась воздушная разведка как с воздуха, так и с земли, — добавил Сергей Хатылев. — Зенитно-ракетному комплексу достаточно 13 секунд, для того чтобы подготовиться к уничтожению цели. А предварительная подготовка — это ведение разведки, обнаружение может занимать от одной до двух минут. То есть от момента, когда на радаре появилась точка нашего самолета, до момента поражения цели прошло не более 3–4 минут.
Экс-начальник зенитно-ракетных войск считает, что маршруты наших бомбардировщиков могли быть заранее известны турецким спецслужбам.
— Стрельба произошла в заданной точке, то есть полеты проходили по маршрутам заранее известным, поэтому у противника была возможность заранее всё разведать, подсчитать и применить это оружие, — отметил он. — Это еще говорит о том, что нашим летчикам нужно применять противоракетные маневры даже над территорией нейтральной страны, не участвующей в боевых действиях. Надо действовать снижениями скорости, изменением диапазонов, применением тепловых ловушек.
По мнению героя России, летчика-испытателя Магомеда Толбоева, в любом случае турецкие военные действовали преднамеренно жестко.
— Это очень печальная новость. Не было никакой необходимости уничтожать российский бомбардировщик. Если даже предположить, что он что-то нарушил, его бы было достаточно предупредить, — рассказал «Известиям» Магомед Толбоев.
Военный эксперт Александр Жилин напомнил, что существует регламентированная система воздействия на самолет, нарушивший границы страны, которая не была соблюдена турецкой стороной.
— Если бы даже самолет пересек границу Турции, то есть целая процедура. Сначала на перехват нарушителю поднимается звено — четыре самолета — и устанавливают с ним связь, поскольку нужно убедиться, что летчики живы-здоровы (может быть, отказала навигация или система управления и экипаж «заблудился»). Если установлено, что экипаж вменяем, но продолжает движение, происходит принуждение к посадке на территории страны — один самолет заходит сверху, другой снизу, третий впереди показывает направление движения, а четвертый прикрывает, чтобы в случае чего нанести удар. Если он не подчиняется, то звено отходит, выполняет предупреждающий залп и только после этого атакует. Здесь этого не было, нас атаковали стремительно и на территории Сирии, потому что нужно было сбить российский самолет, — сказал Жилин.
Косвенно, версию о том, что преднамеренная провокация против российского самолета готовилась заранее, подтверждает наличие большого количества видео, снятого турецкими телеканалами. Хотя представители телеканала Haberturk заявили, что случайно сняли пикирующий горящий российский самолет Су-24, в такие совпадения верится с трудом.
Эрдоган и нефтедоллары
Российские и иностранные эксперты уверяют, что акция турецких властей преследовала не политические, а экономические цели. По их мнению, обстрел российского самолета показал, что эффективная борьба российской авиации по уничтожению контролируемых ИГИЛ заводов по нефтедобыче и караванов, которые нефть доставляют до покупателей, задевает интересы Эрдогана и его семьи. При этом Турция о готовящейся акции, естественно, не известила никого из своих партнеров по НАТО.
По мнению первого зампреда комитета Совета Федерации по международным делам Владимира Джабарова, решение о нападении на российский Су-24 Турция приняла самостоятельно, причем с разрешения президента страны Тайипа Эрдогана.
— Я полагаю, что Турция приняла это решение самостоятельно, не советовавшись с Америкой. При всех сложностях в наших отношениях со Штатами американцы всё же здравомыслящие люди, и вряд ли бы они допустили такую провокацию. Это был шаг самостоятельный, на который турки решились в связи с перекрытием финансирования, в частности перекрытием поставок нефти, каналов торговли артефактами и истреблением лидеров террористических группировок. Такой акт возмездия боевиков за нанесенный им урон действиями российской авиации. Причем без санкции Эрдогана ни один самый высокопоставленный военный чиновник Турции не отдал бы подобного приказа на уничтожении военного российского самолета, — сказал он.
Заместитель председателя сената Итальянской Республики Роберто Калдероли считает, что Турция играет на стороне ИГИЛ, и назвал эту страну «троянским конем» фундаменталистов.
— Сбив по приказу президента [Турции] Эрдогана российский самолет, участвовавший в операциях по уничтожению исламских террористов в Сирии, Турция сегодня официально вступила в войну на стороне ИГИЛ, — заявил Калдероли. — Эта страна является троянским конем, при помощи которого исламский фундаментализм хотел бы совершить контрольный выстрел в Запад.
Главная причина, по которой турки решились на прямую провокацию в отношении России, — дешевая нефть, которую террористы ИГИЛ переправляют в Турцию. Не раз западные СМИ сообщали, что сын турецкого президента Билал Эрдоган связан с террористами ИГИЛ и контролирует нефтяные потоки в стране. Именно тот факт, что российская авиация нанесла массированные удары по нефтепромыслам боевиков, стал для турецких властей последней каплей. В СМИ даже появлялись фотографии, на которых наследник турецкого лидера позирует рядом с руководителями «Исламского государства».
— Турция намеренно мешает проведению российской военной операции в Сирии, поскольку с территории этой страны боевики ИГИЛ транспортируют в Турцию дешевую нефть, а российские самолеты занимаются уничтожением колонн бензовозов, — говорит военный эксперт, директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов.
Сенатор Джабаров полагает, что ряд стран, в том числе Италия, Франция, Чехия, не одобрят поступок Турции, которая постарается выгородить себя перед членами альянса.
— Я думаю, что полного единодушия мнений у стран НАТО не будет. Конечно, США попытаются взять турок под защиту, но не все согласятся с этим. Я надеюсь, что здравый смысл проявят и Франция, и Италия, и ряд других стран. Все страны должны понимать, что поступок Турции — нападении на наш самолет — свидетельствует о том, что они поддерживают террористов, не важно, официально или нет, — считает Джабаров. — Мы ни разу не слышали ни об одной антитеррористической операции турецких войск, за исключение отдельных военных действий курдов, против ИГИЛ, зато после того, как были нарушены поставки иракской-сирийской нефти, сразу последовала такая реакция.
Джабаров отметил, что обращение Турции к представителям НАТО показывает, что «они испугались того, что натворили и сразу побежали под защиту старшего брата».
Продолжать удары по ИГИЛ
Сенатор считает, что ,несмотря на произошедшее, Россия будет продолжать антитеррористическую операцию в Сирии и оказывать содействие сирийским войскам в борьбе с ИГИЛ.
— Россия, конечно, внесет определенные коррективы, в том числе самолеты, наверное, будут летать в сопровождении истребителей. И теперь при любой попытке нанести урон российской авиации со стороны турок или кого-то еще истребители смогут сбивать вражеские самолеты, — считает сенатор. — К тому же Россия должна поднимать все мировое сообщество, возможно, даже инициировать обсуждение этой ситуации на Совете Безопасности ООН. Турция должна определиться — либо она с ИГИЛ, либо с цивилизованным миром.
Сенатор также добавил, что принимать решения о разрыве дипломатических отношений и закрытия авиасообщения с Турцией необходимо чуть позже, «когда схлынут эмоции».
— Конечно, если подтвердится информация, что в воздухе были расстреляны наши парашютисты, то прощения этой стране нет. Надо будет пересмотреть и отношении к Турции как к туристическому курорту. За себя и свою семью я могу сказать, что после этой ситуации отдыхать в этой стране — просто кощунство, недопустимо поддерживать таким образом экономику страны, нанесший нам удар в спину, — сказал он.
Александр Жилин считает, что России необходимо жестко обозначить свою позицию и усилить атаки на ИГИЛ.
— Россия должна усилить удары по нефтебизнесу ИГИЛ — ни одна машина с нефтью не должна пересечь границу Турции, если уничтожат наших летчиков, то мы должны «сжечь» всё живое рядом. Обозначить себя так, что если самолеты в Турции пересекут границу Сирии, они будут мгновенно уничтожены, должны заявить, что мы пришли в Сирию по приглашению легитимного президента, — говорит Жилин.
Ранее Россия заявила военному атташе Турции официальный протест. Минобороны России разрабатывает комплекс мероприятий по реагированию на инциденты, связанные со сбиванием российских воздушных судов.
Минобороны РФ рассматривает атаку турецких истребителей на российский бомбардировщик Су-24 как недружественный акт, заявили в ведомстве.
— Попытки специалистов Минобороны России организовать взаимодействие с турецкой стороной по линии экстренной связи успехом не увенчались, — отметили в ведомстве.
Сегодня российский бомбардировщик Су-24, возвращавшийся на авиабазу Хмеймим в Сирии, был сбит ракетой «воздух-воздух», выпущенной турецким истребителем F-16. Российский самолет находился на высоте 6 тыс. м на расстоянии 1 км от границы Турции. Минобороны РФ сообщало, что летчикам, по предварительным данным, удалось катапультироваться, их судьба выясняется.
Владимир Путин предупредил Эрдогана о последствиях
Президент России заявил, что атака Турции на Су-24 — это «удар в спину» от пособников террористов.