Проект «Компроматвики» (Сompromatwiki) в Сети называют «черной Википедией», видимо, в противовес «белой».
Отчасти из-за использования одинаковой интернет-технологии wiki (по-гавайски означает «быстро»), позволяющей любому посетителю подобного ресурса напрямую создавать и редактировать его контент. А отчасти из-за того, что «Компроматвики» тоже позиционирует себя «энциклопедией», только весьма своеобразной – «Энциклопедией компромата».
На этом, собственно, сходство и заканчивается, так как содержание «Компроматвики» если и является познавательным, то весьма специфического свойства. Несмотря на сравнительно небольшой возраст – создатели до сих пор называют его «стартапом» - проект уже успел стать причиной нескольких громких скандалов, после чего появились слухи о том, что ресурс «вот-вот прикроют». Поэтому первый вопрос к авторам «Компроматвики» Павлу Волошину и Михаилу Синельникову был естественным:
- Что показала проверка по тем документам, которые были выложены на вашем сайте?
- Чтоб было всем понятно, речь идет о материалах о коррупционной деятельности мэра одного из российских городов, предоставленных местным депутатом. Он направлял их в тамошнюю прокуратуру, обращался в городские СМИ и в ответ получал, либо молчание, либо отписки. А стоило выложить на «Компроматвики», как все, вдруг, сразу заинтересовались и засуетились. Возможно потому, что возможности ресурса позволяют закачивать огромный массив документов с фото и видеоматериалами, просто так отмахнуться от которых уже довольно сложно. Одно дело какие-то отдельные заметки про чью-то неблаговидную деятельность и совсем другое – полный расклад коррупционных схем, подтверждаемых бумагами с соответствующими печатями и подписями.
- Насколько законна такая публикация для всеобщего доступа?
- Ровно настолько, насколько законно любое общественное и журналистское расследование, подкреплённое конкретными фактами.
- Но ведь подобная информация может быть ангажированной?
- Да может. К сожалению, иногда бывает, что разоблачая одного мерзавца, ты невольно помогаешь двум другим. Выход один – создать для всех мерзавцев равные условия, когда каждый из них рискует попасть на «Компроматвики», невзирая на чины и звания, были бы соответствующие факты. Суть нашего проекта в том, что мы создали некую черную доску позора и положили рядом мел, а уж какие надписи там появятся мы и сами не знаем.
- Да уж, вам там понапишут…
- Ну, у нас все-таки «доска позора», а не забор. Есть простые и четкие правила – никакая информация не воспринимается «на веру» - любой контент должен быть подтверждён ссылками, сканами документов, фото и видеоматериалами, просто сообщить, что некий «Иванов - жулик» не получится. Кроме того и у абстрактного «Иванова» тоже существует такая же возможность зарегистрироваться на «Компроматвики» и отредактировать недостоверную информацию в отношении себя: есть решение суда, пожалуйста, публикуйте.
- Но почему должны идти именно к вам, в Сети давно существует огромное количество разных антикоррупционных и тех же узкопрофильных «компроматных» сайтов?
- Деятельность любого ресурса, основанного не на принципах wiki-движка, всегда ограничена возможностями и желанием владельца и его команды. Наша же потенциальная «команда» - все пользователи Интернета. Другими словами –«Компроматвики» – это компромат версии 2.0
- В чем тогда ваша «корысть»?
- В трафике. Хотя изначально наш проект затевался в помощь журналистам-расследователям. Качественное расследование – это всегда долгий и кропотливый труд, результаты которого могут быть аннулированы просто потому, что его редактор не захочет с кем-то обострять отношения. Или бывает, все-таки выставят, а потом «прогнутся» и удалят. Тот же депутат, о котором мы вспоминали вначале, нигде не мог опубликовать собранный материал, несмотря на богатейшую фактуру. «Не интересно» - говорили ему. А нам интересно всё - по определению. Пользователям, обеспечивающим наш трафик, тоже польза. «Сила» любого интернет-ресурса напоминает второй закон Ньютона – масса помноженная на скорость, где под массой понимается весь контент, а под скоростью – частота его обновления. Понимаете, почему классическая «Википедия» всегда в «топе» поисковиков? Ведь информация, содержащаяся там, зачастую не является уникальной, однако её очень много, она хорошо систематизирована и обновление идет постоянно. Отсюда отличная СЕО-оптимизация контента. Если всё пойдёт так, как мы рассчитываем, то и материалы «Компрматвики» будут хорошо проиндексированы и не «утонут» в поисковых системах.
- Кто финансирует ваш проект? Существует ли какой-то инвестор, у которого тоже могут быть, скажем так, определенные «пристрастия»?
- Пока все это наши собственные средства и добровольные пожертвования. Надеемся, что после преодоления планки в 50 тысяч уникальных посетителей в сутки, проект станет полностью финансово независимым, а функции модераторов, станут выполнять, наши добровольные волонтёры, так же, как это принято в той же Википедии.
- А какие-нибудь политические пристрастия у вас существуют? Я говорю про категорию «Разбор пропаганды»…
- Мы уже объясняли, что главное для нас – трафик. Если какая-то тема интересна большому кругу пользователей – пожалуйста. Но здесь мы никому не даём приоритета. «Разбор пропаганды», или по-другому «Энциклопедию вранья» нам предложили несколько энтузиастов, они и ведут эту тему, собирая «фейки», касающиеся освещения российско-украинских событий. Принцип прост – сначала сама новость, потом доказательства-разоблачения, почему она считается «фейковой». И здесь неважно, с какой стороны «прилетело». Наряду с репортажем про «распятого мальчика» в Славянске соседствует информация о применении тактического ядерного оружия по Украине.
- Вы не обижайтесь, но, по-моему, вы создали, хоть и не плохой, но все-таки «сливной бачок»…
- А мы не разделяем пренебрежения к такой, в общем-то, полезной в любом хозяйстве вещи, как «сливной бачок». Без него рискуешь захлебнуться дерьмом.
Волошин и Синельников взялись за "доску позора"
Коррумпированные журналисты Михаил Синельников и Павел Волошин планируют подзаработать на Википедии компромата.