Уголовное дело экс-главы Серпуховского района Александра Шестуна, возбужденное после публикации им аудиозаписей, компрометирующих генерала ФСБ Ивана Ткачева и высокопоставленного кремлевского чиновника Андрея Ярина, дошло до логического завершения: суд приговорил чиновника к 15 годам лишения свободы, признав виновным в преступлениях по четырем статьям УК. Как развивалась скандальная история и кто, по мнению Шестуна, стоит за обвинением, — в материале ПАСМИ.
В Подольском городском суде завершилось пятидневное оглашение приговора бывшему главе Серпуховского района Подмосковья Александру Шестуну. Судья Татьяна Юферова признала экс-чиновника виновным в получении взятки, мошенничестве, легализации незаконно полученных средств и незаконном предпринимательстве и назначила ему наказание 15 лет в колонии строгого режима и штраф в размере 49 млн рублей.
Месяц назад в ходе прения сторон представитель обвинения запросил для Шестуна 20 лет лишения свободы и штраф в 50 млн рублей. Столь суровое наказание за мошенничество с ущербом 64,5 млн рублей и взятки на общую сумму 9,9 млн вызвало бурную реакцию общественников и правозащитников. Дело экс-чиновника даже стало предметом обсуждения на встрече президента России Владимира Путина с членами СПЧ, а Московская Хельсинкская группа обратилась к специальному докладчику ООН с просьбой обсудить уголовное преследование Шестуна на сессии Организации объединенных наций.
Действительно, столь длительные сроки лишения свободы за должностные преступления — большая редкость. Из громких дел последних лет вспоминается лишь приговор бывшему главе ГУЭБиПК Денису Сугробову — 22 года колонии. Но ему, в том числе, вменялась тяжелая статья “Организация преступного сообщества”, а кроме того, в апелляции срок был снижен до 12 лет.
Тривиальная схема
Но, наверное, дело Шестуна надо сравнивать не с делом Сугробова или, к примеру, Алексея Улюкаева, а с многочисленными делами его коллег — муниципальных чиновников, которые были осуждены за различные махинации с землей. К слову сказать, схема, которую вменили Александру Шестуну — вполне законная. Она заключается в продаже земли по льготным ценам собственникам зданий и сооружений, находящихся на этих участках. Правда, по версии следствия, в данном случае в качестве зданий выступали будки для сторожей, а покупателями участка стали аффилированные с главой района лица.
Очень похожий сценарий распродажи государственных земель, но не не миллионы, а на миллиарды рублей, в свое время реализовал бывший управделами президента Владимир Кожин. И раздача элитных участков по бросовым ценам сошла ему с рук: махинации выявило подразделение вышеупомянутого Дениса Сугробова, но в колонию в итоге отправился не Кожин, а сами полицейские.
Но рядовых глав районов за земельные махинации к ответственности привлекают довольно часто. Правда, обычно им вменяют статью “Превышение должностных полномочий”, и соответственно наказание назначают более мягкое. К примеру, глава Партизанского района Приморского края отправился в колонию на 4 года по делу с ущербом 45 млн рублей, такой же срок получил глава Дербентского района Дагестана.
Растущие аппетиты
Кстати, первое уголовное дело в отношении Александра Шестуна было возбуждено именно по статье о превышении полномочий с причинением тяжких последствий. Постановление 13 июня 2018 года в 2 часа ночи подписал Эдуард Кабурнеев — на тот момент руководитель Главного следственного управления СКР, а ныне — первый заместитель Александра Бастрыкина. Наказание, предусмотренное ч.3 ст. 286 УК РФ, составляет от 3 до 10 лет лишения свободы. По версии следствия, чиновник в 2008 году незаконно передал в аренду земельные участки в деревне Борисово, которые затем были приватизированы по льготной цене.
В тот же день рано утром в дом Шестуна через окно ворвались несколько десятков автоматчиков в масках. Обыск завершился задержанием главы района, а на следующий день Басманный суд отправил его под арест.
В конце августа того же года против Шестуна возбуждают новое дело. Речь идет о тех же эпизодах, но меняется квалификация — теперь чиновника обвиняют в особо крупном мошенничестве, легализации денежных средств, и незаконной предпринимательской деятельности. Соответственно увеличивается срок возможного лишения свободы: максимальное наказание по ч. 4 ст. 159 УК РФ — 10 лет, по ч.4 ст. 174.1 — 7 лет, по ст. 289 УК РФ — 2 года.
А в начале февраля 2019 Александру Шестуну предъявили новое обвинение — в получении взятки. По версии следствия, с 2012 по 2018 год, руководитель автономной некоммерческой организации по развитию физической культуры и спорта передала главе района за общее покровительство около 9,4 млн рублей, а также приобрела для базы отдыха Шестуна спортивное оборудование стоимостью более 519 тыс. рублей. Ч. 6 ст. 290 УК РФ предусматривает лишение свободы на срок от 8 до 15 лет.
Следственные нестыковки
Сам Александр Шестун вины ни по одному из обвинений не признает. Он неоднократно утверждал, что история с постановлением 2010 года о выделении земли ООО»Центр», которая легла в основу обвинения, была предметом десяти доследственных проверок, в ходе которых никаких нарушений закона выявлено не было. Законность передачи земельных участков подтвердил и Арбитражный суд.
Кстати, подписи главы района на документе нет — там стоит виза его заместителя и еще ряда сотрудников местной администрации. И данные сотрудники в 2018 году заявили, что подписали постановление под давлением своего руководителя, хотя в ходе вышеуказанных проверок давали диаметрально противоположные показания. Шестун уверен, что подчиненные “переобулись” после целого ряда жестких обысков в администрации Серпуховского района и показательного задержания его самого.
Непросто все и с вмененным Шестуну получением взятки. С поличным главу района никто не брал, все доводы следствия основаны на показаниях свидетелей. Сам чиновник утверждает, что его оговорила директор МКУ Серпуховского муниципального района «Департамент по обеспечению деятельности учреждений здравоохранения, физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики» Татьяна Гришина, которая, по версии следствия, и передавала указанные деньги через посредника.
И доводы экс-главы района нельзя назвать неубедительными. Дело в том, что Гришина — 63-летняя тяжелобольная женщин, которая недавно похоронила дочь, мужа и мать, сама находилась в СИЗО по обвинению в мошенничестве, а после дачи обличающих показаний против Шестуна меру пресечения ей изменили на домашний арест, а затем приговорили к условному сроку.
Как заявил Александр Шестун в день ареста, его уголовное преследование — месть губернатора Московской области Андрея Воробьева и генерала ФСБ Ивана Ткачева. Этой же позиции он придерживался во время предварительного следствия и судебного процесса, о мести заявил и в последнем слове. И мстить, по большому счету, было за что.
Проблема для губернатора
Конфликт с главой Подмосковья, по словам Александра Шестуна, начался еще в 2014 году, когда глава района попытался вступиться за местных предпринимателей, с которых вымогали взятку в размере 350 млн рублей за разрешение на разработку песчаного карьера. Затем областное правительство безуспешно пыталось выжить Шестуна из собственного дома под предлогом того, что здание было построено на землях лесного фонда и угрожало ему уголовными делами.
Окончательно ситуация обострилась в 2017 — после протестов населения Подмосковья против мусорных свалок. В ходе прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным жители Балашихи пожаловались на соседство с огромным полигоном “Кучино”. На встрече с главой государства Андрей Воробьев заверил, что свалка закрыта, и проблема решена, но Александр Шестун обвинил губернатора во лжи президенту.
Массовые протесты против свалок начались во многих районах Подмосковья, и Шестун стал одним из немногих муниципальных чиновников, который не только согласовал митинг против серпуховского полигона “Лесная”, но и сам выступил на протестной акции в апреле 2018. Словами дело не ограничилось — администрация Серпуховского района добилась в арбитраже закрытия свалки, но после посадки Шестуна не стала отстаивать свои права в кассации, оставив жителей в “приятном” соседстве с вонью мусорного полигона.
На фоне этих протестов Серпуховской район оставался одним из немногих, кого не коснулась административная реформа Воробьева — объединение сельских районов Подмосковья и их центров в городские округа. Более того, это было единственное муниципальное образование в Московской области, где сохранился институт прямых выборов главы администрации, а Шестун был самым популярным кандидатом на этот пост.
Понятное дело, такая ситуация устраивать губернатора Воробьева не могла, и он попытался сделать все, чтобы Шестун на выборы не пошел.
Тяжелая артиллерия
О беспрецедентных шагах, предпринятых Андреем Воробьевым для устранения главы района, стало известно из обращения Александра Шестуна к президенту Владимиру Путину, которое было опубликовано в апреле 2018 года. В видеоролик вошли записи разговоров Шестуна с главой администрации Подмосковья Михаилом Кузнецовым, руководителем Управления К ФСБ России Иваном Ткачевым и начальником Управления Администрации президента по внутренней политике Андреем Яриным.
Суть этих бесед, которые состоялись в здании кремлевской администрации, проста — Шестун должен уйти в отставку, в противном случае его ждет уголовное дело, конфискация имущества и массированное очернение в СМИ.
“Воробьев поднял на уровень президента. Ты не понимаешь, что ли? Об этом говорит директор [ФСБ Александр Бортников], говорит Кириенко. Ты шутить, тебя катком переедут. Они залезут в твои дела восьми- семилетней давности, у нас срок давности десять лет. После этого тебе нарисуют: приедет Москва или менты, заберут, арестуют, а потом нароют и закроют. Зачем тебе проблемы, жене, детям? Отойди ты в сторону, ему тоже недолго, поверь. Я имею в виду губернатора. Самое лучшее решение — бумагу [об увольнении], она без даты, оставляешь”, — советовал генерал Ткачев, предрекая Шестуну судьбу Дениса Сугробова, а также бывших глав Удмуртии и Марий Эл Александра Соколова и Леонида Маркелова.
«В этом кабинете решаются судьбы очень важных людей, судьбы глав районов решаются в кабинетах ниже уровнем. Если бы мне надо было упаковать Шестуна, я бы это сделал, не тратя время на обсуждение», — подчеркнул в свою очередь Андрей Ярин. Когда же Шестун отказался подписывать заявление, он подытожил: «Вам надо было принять мое предложение, Вы его не приняли. Будем считать, что этого разговора не было, все, спасибо».
Публикация скандальных аудиозаписей вызвала широкий резонанс, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что в Кремле обязательно ознакомятся с обращением, но в дальнейшем никакой реакции главы государства не последовало.
Подстава для генерала
Обнародовав разговоры, не предназначавшиеся для посторонних, Александр Шестун нажил себе еще одного могущественного врага в лице Ивана Ткачева, ведь это стало серьезным ударом по его репутации. В частности, генерал ФСБ в отставке Алексей Кондауров заявил ПАСМИ, что тот факт, что Ткачев позволил себя записать, говорит о его полной профнепригодности. Кроме того, по его словам, то, что руководитель такого крупного управления спецслужбы занимается политическим рэкетом, позорит все ведомство Александра Бортникова.
Впрочем, ветеран спецслужб выразил уверенность, что вся эта скандальная история грозит тяжелыми последствиями не для генерала Ткачева, а для самого Шестуна. Так и произошло — спустя два месяца после публикации аудиозаписей главу подмосковного района арестовали.
Но и после ареста он продолжил разоблачение высокопоставленного чекиста в своих тюремных записках, а затем обратился в Главное военное следственное управление СКР с рядом сообщений о преступлениях, обвинив начальника Управления «К» ФСБ генерала Ивана Ткачева и других высокопоставленных сотрудников центрального аппарата в вымогательстве и получении взяток на протяжении многих лет за общее покровительство и предоставление госзащиты. После долгое волокиты уголовное дело по этим заявлениям военные следователи возбуждать отказались.
Отложенная месть
Говоря о тех, кто мог мстить бывшему главе Серпуховского района, нельзя не упомянуть бывшего генпрокурора Юрия Чайку. Дело в том, что еще в 2009 году Шестун стал заявителем и одним из основных свидетелей обвинения по уголовному делу о подпольных подмосковных казино, в крышевании которых подозревались сотрудники прокуратуры Московской области. Причастен к этим деяниям, по словам Шестуна, мог быть и сын генпрокурора Артем Чайка. Кстати, именно тогда глава Серпуховского района активно сотрудничал с ФСБ и, в частности, с Иваном Ткачевым и получил государственную защиту. Впрочем, “игорное дело подмосковных прокуроров” развалилось, но его отзвуки настигли Шестуна после ареста — в 2019 году.
В январе официальный представитель генпрокуратуры Александр Куренной обнародовал сенсационную новость: у Александра Шестуна нашли незаконно приобретенное имущество на 10 млрд рублей — на 2 млрд больше, чем у рекордсмена того времени полковника МВД Дмитрия Захарченко. Прокуроры заявили о намерениях обратиться в суд с просьбой обратить стоимость этого имущества — свыше пятисот земельных участков и 22 автомобилей — в доход государства.
Откуда взялась цифра 10 млрд рублей, непонятно. Иск генпрокуратуры Красногорский суд удовлетворил в апреле 2019 года, но речь шла о 2,5 миллиардах, причем активы на эту сумму принадлежали не самому Шестуну, а неким 35 физическим и юридическим лицам. А ходатайства адвокатов об экспертизе, которая могла бы подтвердить озвученную Куренным сумму, суд проигнорировал.
Впрочем, на этом генпрокуратура не остановилась; в ноябре 2019 года органы надзора сообщили, что в ходе дополнительной проверки нашли у аффилированных с Александром Шестуном 25 физических и 20 юридических лиц еще 858 объектов недвижимости общей стоимостью свыше 1 млрд рублей. Иск об обращении этих активов в доход государства в августе 2020 удовлетворил Одинцовский районный суд.
Разные судьбы
Таким образом, все угрозы генерала ФСБ Ивана Ткачева, зафиксированные на скандальной аудиозаписи, сбылись на сто процентов. Шестуна “переехали катком”, как это раньше произошло с Денисом Сугробовым и упомянутыми высокопоставленным чекистом губернаторами: “забрали и закрыли” по старым делам, а его семья “пошла по миру”, лишившись единственного жилья.
Правда, Ткачев ошибся, утверждая в беседе с Шестуном, что губернатору Воробьеву тоже осталось “недолго”. 9 сентября 2018 года последний был переизбран на пост главы Подмосковья, набрав 62,52% голосов. Правда, в ряде муниципальных образований, среди которых те, где прошли мусорные протесты, результат бы гораздо ниже: в Волоколамском района за Воробьева проголосовали чуть более 20% избирателей, в том же Серпуховском — 33%.
Буквально на днях волоколамский мусорный полигон “Ядрово” и серпуховская свалка “Лесная” были официально закрыты, но о их рекультивации речи пока не идет. Самого Серпуховского района уже не существует — в апреле 2019 года он, как и хотел Андрей Воробьев, был упразднен, а входящие в район поселения вошли в городской округ Серпухов.
Сам же генерал Ткачев после публикации аудиозаписей с угрозами получил дисциплинарное взыскание, затем в СМИ появилась информация о том, что эта история лишила его шанса на повышение, а в последние месяцы в сети начали муссироваться слухи о том, что директор ФСБ Александр Бортников хочет отправить ставшего слишком токсичным генерала в отставку. Правда, по данным источника ПАСМИ, благодаря вмешательству главы “Роснефти” Игоря Сечина, из органов Ткачева все-таки не уволят. Ему подыскивают новую должность, среди вариантов называют посты главы Департамента военной контрразведки, руководителя УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти и даже заместителя директора ФСБ.
Юрий Чайка покинул пост генпрокурора в январе 2020 года и был назначен полномочным представителем президента в Северо-Кавказском федеральном округе. Впрочем, теперь ему прочат отставку и с этой должности. Следует отметить, что миллиардные иски о конфискации имущества Шестуна генеральная прокуратура подавала еще при Чайке, то рекордный срок сторона гособвинения запросила для бывшего чиновника уже при его преемнике — Игоре Краснове, которого в сети называют знакомым и даже родственником Ивана Ткачева.
Остается добавить, что в марте 2019 года ПАСМИ предложило читателям проголосовать по вопросу, кому они больше доверяют в конфликте Александра Шестуна с Андреем Воробьевым и Иваном Ткачевым.
Воробьев, Ткачев и Чайка сообща замочили Шестуна
Резонансное дело подмосковного чиновника завершилось суровым приговором.