Дома и на работе у главного архитектора Воронежа Антона Шевелёва прошли обыски. Сам он, как сообщают местные СМИ, уже дает показания. Как считает следствие, чиновник, в компетенции которого находится распределение земельных участков, в течение года брал с местных бизнесменов деньги «за совершение действий в интересах коммерческого предприятия». Возбуждено уголовное дело о получении взятки в особо крупном размере.
Согласование архитектурных проектов, как и выделение земельных участков под застройку, да еще в центре города – это всегда щепетильный и практически всегда – очень денежный вопрос. По информации следователей, главный архитектор Воронежа Антон Шевелёв с начала 2016 года до января 2017 в несколько приемов (как наличными, так и путем перечисления на банковскую карту) получил от воронежских предпринимателей «благодарность за содействие» на общую сумму 500 тысяч рублей. Цифра эта приблизительная, реальная сумма взятки, в получении которой подозревается градостроитель, может оказаться почти в три раза больше – около 1,3 миллиона рублей.
Информация на сайте Управления главного архитектора Воронежа сугубо позитивная. Главный муниципальный советник муниципальной службы 2 класса, 39-летний Антон Шевелёв – уроженец Воронежа, отец троих детей, с отличием окончил Воронежскую государственную архитектурно-строительную академию по специальности «Архитектор», имеет прекрасный послужной список, массу грамот и дипломов.
«Поганить город не дадим никому!»
Задержание Шевелёва – не первый акт пьесы об «архитектурном бандитизме» (а именно так охарактеризовал ситуацию губернатор Воронежской области Алексей Гордеев на совещании 23 января. Появлению на сцене полутора десятков в масках – сотрудников Следственного комитета и ФСБ – предшествовал ряд инцидентов. Искрой, из которой возгорелось пламя, стало строительство кафе у знаменитого воронежского железнодорожного вокзала, ради чего под Новый год была вырублена зеленая зона.
«Прошу правоохранительные органы разобраться с Шевелёвым и строительным блоком города!», – заявил тогда губернатор. На что мэр Воронежа, Александр Гусев, тут же и сообщил, что предложения по реформированию Управления главного архитектора уже подготовлены: «Тема объективно назрела». Не стали мешкать и силовики…
Негодование и градоначальника, и губернатора, надо полагать, обоснованно и справедливо. Немного странно лишь, что оба на протяжении довольно долгого времени этого архитектурного бандитизма не замечали... Или замечали – но терпели?
Разрешение на строительство злополучного кафе у вокзала «Воронеж-1» было выдано в конце 2016 года. Согласно данным сайтов «Руспрофиль» и Картотека.ру, строительство ведет компания «Альф», учредителем которой является супруга бывшего мэра Воронежа Сергея Колиуха – Наталья Колиух, а директором – ее сын Владислав.
«Воспользовались праздничными днями, снесли деревья. Техника, заборы. Я считаю, что это вообще архитектурный бандитизм». Алексей Гордеев, губернатор Воронежской области
Воронежский вокзал – одно из знаковых и самых узнаваемых мест города, эту панораму даже на обертках конфет печатают. Строительство кафе на месте привокзального сквера катастрофически нарушает архитектурный ансамбль, считают воронежцы. Стройка, начатая под Новый год, развернулась масштабно: для возведения кафе с подвальным помещением успели вырыть котлован, завезти строительные блоки, а заодно вырубить не менее двух десятков деревьев, что вызвало негодование местных жителей. Однако Наталья Колиух утверждает, что претензии напрасны: все разрешительные документы получены открыто, законным путем, а концепцией проекта предусмотрена высадка новых деревьев. Говорить, что именно ООО «Альф» давало взятку главному архитектору, нет: силовики пока не называют компанию, которая фигурирует в деле Антона Шевелёва (по некоторым предположениям, речь может идти о согласовании проекта строительства жилого дома на набережной Массалитинова). Тем не менее, проверить законность строительства кафетерия у ж/д вокзала взялась проверить городская прокуратура.
По данным «Коммерсанта», ООО «Альф» зарегистрировано в Воронеже в 2000 году с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Основной вид деятельности предприятия – розничная торговля в неспециализированных магазинах. 2015 год компания завершила с чистым убытком 267 тысяч рублей. Все может быть немного сложнее…
На данном этапе выяснилось, что сквер, в котором ведется строительство, принадлежит вовсе не муниципалитету, а правительству области. И это областной департамент имущественных и земельных отношений сдал ООО «Альф» в аренду участок площадью 808 кв. метров. А вот разрешение на строительство кафе площадью 453 кв. м действительно получено в мэрии. Можно ли на данном этапе расторгнуть договор аренды и прекратить строительство, выясняют юристы.
Как информирует пресс-служба Следственного комитета по региону, расследование уголовного дела продолжается. 25 января Ленинский районный суд Воронежа, после двухчасового закрытого заседания, избрал главному архитектору города меру пресечения: два месяца домашнего ареста. Ни мэрия, ни сам задержанный ситуацию не комментируют. Санкция ч. 6 ст. 290 УК РФ, в нарушении которой подозревается Антон Шевелёв, предусматривает наказание в виде штрафа от 80-кратной до 100-кратной суммы взятки либо лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в 70-кратном размере взятки.
Справка
Двухэтажное здание вокзала «Воронеж-1» построено в 1954 году по проекту московского архитектора Скаржинского под руководством действительного члена Академии архитектуры СССР Алабяна. Старое здание, дореволюционной постройки, было взорвано немецко-фашистскими захватчиками во время оккупации Воронежа. По замыслу архитекторов, железнодорожный вокзал и расположенные рядом с ним жилые дома составляют единый архитектурный ансамбль. Вид площади Черняховского и вокзала «Воронеж-1» является одним из символических изображений города, нередко используется в сувенирной и рекламной продукции. В частности, эта панорама изображена на обертке «Воронежских конфет».
Воронежский архитектурный бандитизм
Главный архитектор Воронежа Антон Шевелёв заподозрен в получении взятки в 500 тысяч рублей и помещен под домашний арест.