Несколько месяцев назад я уже писала об анонимном блоге «Шалтай-Болтай», отмечая широкий разброс пострадавших от его публикаций и возможные последствия в виде новых внутриэлитных конфликтов.
Признаюсь, тогда я лично больше всего лично склонялась к «громовской» версии происходящего, то есть подозревала, что за активностью «Анонимного Интернационала» может стоять замглавы администрации президента Алексей Громов. Однако в конце года случилось знаменательное событие, которое любителями большой политики было истолковано как тактическое поражение громовского клана: отставка Михаила Лесина с поста главы «Газпром-медиа». Вслед за этим мы увидели отмену ряда репрессивных по отношению к медиа законов – в частности, о запрете рекламы на кабельных каналах (истинным автором этого закона в медиасообществе многие считают Лесина).
После этих событий я, как и некоторые другие наблюдатели, от «громовской» версии склонна отказаться: мы наглядно увидели, каким именно образом эти люди между собой разговаривают, тонны компромата в публичном поле им попросту не нужны – все вопросы решаются кулуарно и на уровне разговоров с первым лицом.
Тем временем в последние месяцы в блоге «Шалтай-Болтай» появился новый ряд публикаций, затрагивающий интересы различных элитных кланов. И это позволяет выдвигать новые версии о том, кто стоит за блогом.
Среди новых пострадавших от публикации вскрытых почтовых ящиков – депутат Госдумы Роберт Шлегель, замруководителя управления внутренней политики Тимур Прокопенко, известный прокремлевский блогер Кристина Потупчик, экс-глава Росмолодежи Сергей Белоконев, пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова, бизнесмен Михаил Дворкович (брат вице-премьера Аркадия Дворковича), премьер-министр Дмитрий Медведев.
В политических кругах несколько месяцев назад было принято, как уже говорилось, считать блог «Шалтай» частью большой внутриэлитной игры.
Сразу скажу, у меня по-прежнему нет никаких доказательств. Все, что я расскажу ниже, – это слухи, которые, надеюсь, никоим образом не повредят репутации упоминаемых иже персонажей.
Давайте поговорим о пострадавших и тех, кому может быть выгодно их ослабление. Кто их враги?
Что мы знаем о Кристине Потупчик? Пресс-секретарь движения «Наши», потом – якобы главный подрядчик в работе по блогам (после смены команды в администрации президента). Её многие ненавидят, «Шалтай» — не исключение. Особенно Потупчик не любят (насколько я знаю) люди из бывшего движения «Наши» — за «переприсягу» новым боссам. Ненавидят её (также по слухам) и другие подрядчики Кремля по работе в блогосфере – как конкурента.
Примерно та же история с Тимуром Прокопенко. Вчера – пресс-секретарь Грызлова, сегодня – замруководителя управления внутренней политики администрации президента. Сменил прошлую команду Росмолодежи во главе с Сергеем Белоконевым (сейчас ведомство возглавляет Сергей Поспелов). У него неприятелей во власти много (о них – ниже).
Есть недруги и у Роберта Шлегеля, депутата Госдумы. С ходу отнесем к ним бывших членов движения «Наши» и группировок около этого движения («Сталь» и т.д.), возможно – некие другие фигуры, которые желают заниматься интернет-подрядами.
Правительственный блок «ботофермы» и бывшие «Наши» не любят исторически, еще с 2007 года, когда некий источник газеты «Коммерсантъ» в Кремле назвал «Наших» «ликующей гопотой», а через некоторое время лидер движения Василий Якеменко заявил, что источником была Наталья Тимакова.
Теперь я предлагаю вернуться к самому «Шалтаю». В последний раз я брала у них интервью в крипточате и спрашивала, как они планируют зарабатывать на разоблачениях и планируют ли, на что мне отвечали уклончиво: да, заработок будет. Параллельно на онлайн-продажу выставлялось содержимое почтовых ящиков Натальи Тимаковой и Михаила Дворковича.
«Шалтай-Болтай» появился в крипточате под ником «Льюис» и пояснил, что он – координатор всей эпопеи. Мне было интересно, почему они выбрали именно эти объекты. Льюис поясняет мне, что Прокопенко был выбран, так как приобретает влияние, а по факту является «самовлюбленным юношей». На мой вопрос о том, как они собираются монетизировать все новый и новый компромат, Льюис молчит. Молчит он и в ответ на вопрос о том, вскрыты ли почты других сотрудников администрации или экс-руководителя Росмолодежи Сергея Белоконева, при том, что история Белоконева необычайно интересна. Я спрашивала о подлинности письма, в котором тот сам себе дарит квартиру на государственные средства, у различных правоохранителей, и они сказали, что письмо подлинное, а бывшими руководителями Росмолодежи сейчас занимается Следственный комитет. Возможно, будет возбуждено уголовное дело.
Я говорила с некоторыми пострадавшими – в том числе пострадавшими косвенно (я имею в виду тех, кто только упоминается в письмах, но чьи почты пока не были вскрыты). Они говорят, что не все письма, которые были выложены, – подлинные. Я не могу говорить об этом экспертно, но есть минимум одно письмо, которое вряд ли может быть настоящим (мне хорошо знакома подоплека описанной в нем истории, и письмо ей противоречит).
То, что бросается в глаза, – это лексика «Шалтая». Она изобилует жаргонизмами и прозвищами, присущими всего нескольким сотням человек по России, занимающихся политическими технологиями и знакомых с околокремлевской кухней: «открытка», «Прокоп» (Прокопенко), «Конь» (Белоконев), «прививка». Это значит, что версия про бизнесменов-хакеров не вполне выдерживает проверку: эти люди плотно связаны с политическими кулуарами. Если остановиться подробнее на Белоконеве, можно углядеть интересный нюанс: Льюис называет его «Конем», и так того именуют в администрации президента, бывшие же коллеги называют экс-главу Росмолодежи «Белый».
Еще один момент: в интервью «Медузе» Льюис говорит о том, что его сотрудники любят обедать там, где обедают люди из администрации. Весьма вероятно, что имеется в виду «Кофемания» недалеко от станции метро «Китай-город». Именно на этой станции на Старой площади и располагается здание администрации президента.
И еще одно. За некоторое время до публикаций некоторых почт – в частности, почты Михаила Дворковича, - «Шалтай» выходил на знакомых моих знакомых с предложениями о покупке содержимого айфонов.
Учитывая все изложенное, первая версия, которая мне кажется актуальной: «Шалтай-Болтай» — это осколки движения «Наши», ненавидящие Прокопенко, Потупчик, Шлегеля. А также правительство — по старой памяти.
Есть вторая версия: блог может быть связан с группой Германа Клименко, владельца Liventernet, который также находится в контакте с АП и претендует на её подряды (по слухам).
Откуда возникла эта версия? Фамилию Клименко мне назвал один из пострадавших, отвечая на вопрос, кто, связанный с Интернет-бизнесом, может, во-первых, тесно сотрудничать с Кремлем, во-вторых, иметь возможность выйти на хакеров высокого уровня, в-третьих, быть потенциальным конкурентом той же Потупчик по работе в блогосфере. В политических кулуарах Клименко принято считать одним из авторов «закона о блогерах», который заставляет владельцев популярных блогов регистрироваться в Роскомнадзоре. Из вскрытой почты Прокопенко, если считать её хотя бы отчасти подлинной, мы знаем, что Клименко переписывался с ним по поводу проекта мониторинга соцсетей Mediametrics. В интервью TJournal Клименко это комментировать отказался. Мои источники называют его чуть ли не единственным возможным подрядчиком АП по работе в блогосфере, который не пострадал (пока?) от взломов «Шалтая». Еще одним игроком, которого пока не коснулись сливы, является Apostol Media Тины Канделаки. Однако сами пострадавшие её подозревать не склонны, говоря, что у Тины другой стиль работы.
Кто бы ни стоял за «Шалтаем», в целом, мне кажется, это война плохих парней против плохих парней.
«Война плохих парней против плохих парней»
Кто стоит за «Шалтаем-Болтаем»: новые версии.