Вросший в Ростов
Василий Голубев достроил в области свою вертикаль.
"Ъ" продолжает серию репортажей из регионов, где произошла смена губернаторов. Василий Голубев, сменивший на посту главы Ростовской области Владимира Чуба, который руководил регионом 19 лет, дорабатывает пятилетний срок. За это время господин Голубев успел поконфликтовать с местными влиятельными группами, найти с ними общий язык и выстроить свою вертикаль власти. Губернатор намерен идти на выборы.
Пролетарцев сменили ленинцы
Для Ростовской области назначение в 2010 году Василия Голубева стало неожиданностью. Кроме него в тройку кандидатов, предложенных "Единой Россией", вошел заместитель экс-губернатора Владимира Чуба Сергей Назаров и мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев — у обоих были губернаторские амбиции. При этом господин Назаров считался преемником главы области, который на тот момент управлял ею 19 лет.
Василий Голубев в разговоре с "Ъ" также назвал предложение администрации президента возглавить регион "неожиданным". Над решением размышлял он недолго. "Я родился здесь, начинал здесь работать штурвальным на комбайне, первая запись в трудовой книжке появилась на шахте. Я всегда находил возможность приезжать сюда, даже когда не занимал никаких должностей",— поясняет губернатор. До назначения в область Василий Голубев руководил Ленинским районом Московской области с перерывом на вице-губернаторство в подмосковном правительстве. Он уверяет, что поддерживал связь с регионом: "Когда я возглавил Ленинский район, появилась возможность помогать Ростовской области с газификацией: на территории района располагается "Мострансгаз". Позже как вице-губернатор Подмосковья я инициировал подписание соглашения между Московской и Ростовской областями".
В Ростове Василий Голубев был воспринят как "однозначный варяг, хотя всеми силами пытался показать себя своим", говорит депутат Госдумы справоросс Михаил Емельянов. "Одно дело ностальгировать по малой родине, полям, березкам, другое — знать тех, кто там работает, как все развивалось",— поддерживает его депутат Госдумы от КПРФ Владимир Бессонов.
Сам Владимир Чуб, по словам одного из чиновников областного правительства, был не прочь проработать еще один срок. Господин Емельянов полагает, что назначение главы подмосковного района ростовским губернатором показало, что "Москва решилась на кардинальный слом чубовской системы". Большинство значимых постов в правительстве области занимали выходцы из Пролетарского района Ростова-на-Дону, где начинал работать господин Чуб. "Я тоже пролетарец. Но Чуб требовал от своих замов профессионализма и добросовестной работы. От "пролетарских", может быть, требовал больше",— сказал "Ъ" спикер ростовского заксобрания единоросс Виктор Дерябкин, бывший вице-губернатор в команде господина Чуба.
Вскоре после назначения Василия Голубева ключевые фигуры в обладминистрации были заменены в том числе чиновниками, работавшими с господином Голубевым в Подмосковье. "У нас такие люди и элиты, что любую власть воспринимают как власть от Бога. Но Василий Голубев показал нрав — уволил даже тех, кто был готов ему служить",— говорит справоросс. Губернатор утверждает, что привел лишь несколько человек, но, так как должности были заметными, могло создаться впечатление о замене всей команды. Он заверил, что ни с каким "сопротивлением местных элит" не сталкивался: "Я не проводил политики "я пришел, вы уйдите". Какие-то нюансы были, но они были бы и с прежним губернатором". Виктор Дерябкин отметил, что некоторые кадровые решения Василия Голубева вызвали споры, "но они были и у Чуба".
По словам Владимира Бессонова, "варяги были расставлены на ключевые направления — финансы, кадры, политика, это главное". "Администрацию переименовали в правительство — красиво, а уровень профессионализма упал",— говорит он. Кадровую скамейку губернатора коммунист называет короткой. Михаил Емельянов считает, что новый глава региона не столкнулся с сопротивлением благодаря предшественнику: "Голубеву повезло, он пришел на хорошо Чубом причесанную территорию". Он пояснил различия стиля работы двух губернаторов. "Владимир Чуб привык договариваться, это особенность местного менталитета. Он редко кого ломал через колено, своих людей расставлял постепенно, без конфликтов. Освободилось место — ставили своего человека",— рассказывает депутат. У Василия Голубева, по его словам, другой стиль: "В Подмосковье все привыкли воевать со всеми".
"В Ростовской области за пять лет управления Василия Голубева произошло взаимопроникновение интересов варягов и местных. Местные вписались в новые правила игры, глава стал врастать в регион",— так оценивает главный итог пятилетки нового губернатора Михаил Емельянов. "Первое время после его прихода министры и главы департаментов менялись довольно часто, это создавало ощущение зыбкости власти. Сейчас такой проблемы нет, даже коммунисты уже не говорят "понаехали"",— отмечает ростовский политолог Сергей Смирнов.
Напряженность между действующим и бывшим губернаторами сохранялась, пока Владимир Чуб, назначенный советником губернатора, пытался сохранить влияние. Господин Дерябкин указывает, что кабинеты действующего и бывшего глав были расположены на одном этаже — многие чиновники заходили в оба. "Нельзя сказать, что между двумя губернаторами теплые отношения, но и критики сейчас нет",— заверил он.
Василий Голубев о предшественнике отзывается с подчеркнутым уважением, а опыт его правления оценивает как "позитивный": "В 1990-е годы, когда все падало, область оставалась опорой государственности, центром развития экономики Юга". Критика в его воспоминаниях иногда проскакивает. "В 1990-е годы я видел невспаханные, неубранные поля — ситуация была напряженной. Сейчас таких мест нет",— рассказывает глава региона, как приезжал к родителям в гости. "Сложнейшее было время. Денег на пенсии порой ни фига не было, уже не говоря о деньгах на благоустройство,— подтверждает Виктор Дерябкин, напоминая, что регион сталкивался и с закрытием шахт.— 100 тыс. человек оказались на улице, приходилось разбираться".
Сейчас Владимир Чуб представляет в Совете федерации Мурманскую область. "Двух сенаторов от Ростовской области — главу экономического комитета Евгения Бушмина и бывшего руководителя Олимпийского комитета Леонида Тягачева — не дала бы убрать Москва",— пояснил Сергей Смирнов.
"Будем издеваться, пока не уйдешь в отставку"
Вертикаль Василия Голубева дошла и до муниципального уровня. В 2014 году ушел мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев, руководивший городом больше 15 лет. До этого губернатор не раз критиковал состояние городского хозяйства, его гнев вызвала плохая уборка снега в 2014 году, когда город накрыл аномальный циклон. "Понятно, что дело было не только в этом: Голубеву важно контролировать город, особенно в преддверии губернаторских выборов. Но после снегопада настроение губернатора и жителей совпало, люди стали выступать против Чернышева",— вспоминает один из местных политиков. Уход экс-мэра на пост вице-губернатора один из ростовских депутатов считает признаком того, что Василий Голубев ассимилировался в регионе, где политики предпочитали договариваться. "Михаил Чернышев долго трудился мэром, у ростовчан возникла некоторая усталость. Некоторые вопросы должны были решаться эффективнее. Здесь нужна была новая динамика, новая кровь",— пояснил глава области.
Безболезненную смену власти в городе помогла обеспечить муниципальная реформа: по закону, принятому законодательным собранием, прямые выборы мэров и глав районов были отменены. Городские администрации возглавили нанятые по контракту чиновники, а формальными главами муниципалитетов стали спикеры депутатских советов. Администрацию Ростова-на-Дону возглавил бывший вице-губернатор Сергей Горбань, работавший с губернатором еще в Подмосковье. "Очень сложно после регионального уровня работать. Многие вещи, которые я видел с позиции вице-губернатора, сегодня воспринимаю по-другому,— говорит он, подчеркивая, что двуглавая система управления его полностью устраивает.— Спикер занимается своим делом, я своим. Я даже не представляю, что мы можем не поделить".
Владимир Бессонов уверен, что выборы мэра Сергей Горбань не выиграл бы никогда: "У города есть характер, известный во всем мире. То, что произошло сейчас,— это манипуляции "Единой России", рейдерский захват областного центра". Коммунист считает, что губернатор планировал поставить своего человека на город с начала своего срока, "но все понимали, что избрать чужого не получится".
Отставки других муниципальных глав в регионе трудно назвать мирными. Ушел мэр Новочеркасска, второго по численности города области, коммунист Анатолий Кондратенко, проработавший чуть более двух лет. "Кондратенко — хороший ученый, хороший человек. Нас в его уходе упрекают, но депутаты гордумы дважды признали итоги его работы неудовлетворительными",— говорит единоросс Виктор Дерябкин. Владимир Бессонов утверждает, что господину Кондратенко угрожали уголовными делами. "Судя по моей ситуации (в отношении депутата было заведено уголовное дело по факту сопротивления полиции, господин Бессонов лишен депутатской неприкосновенности.— "Ъ"), угрозы не были пустым звуком. Кондратенко добился улучшений — был увеличен сбор налогов, сделан прозрачный бюджет",— уверен коммунист.
Василий Голубев говорит, что у "инфантильных глав", как правило, за спиной нет перспективных специалистов: "Он и сам заснул на своем месте, и те, кто идет за ним, плетутся в том же ритме". А одной из причин отмены выборов господин Голубев называет трудности при отрешении от должности: "Муниципалитет неэффективен, люди это видят, областные власти видят, а глава хочет продолжить работу. Отрешение в таких условиях очень болезненный процесс".
Теперь в правительстве области недовольны работой главы Таганрога Владимира Прасолова, избранного при поддержке "Справедливой России". Осенью 2014 года в городе прошло заседание областного правительства, где мэру пригрозили лишением части полномочий, а Виктор Дерябкин призвал его покаяться перед жителями и уйти в отставку. Спикер назвал "Ъ" Таганрог городом с самой сложной ситуацией в хозяйстве, социальной сфере; неэффективно, по его словам, мэр работает и с кадрами: "Я ему после избрания сказал: "Не имеет никакого значения, от кого вы избраны, буду помогать". Но я не люблю людей, которые постоянно оправдываются: то дождь пошел, то снег, то ураган ударил больше по Таганрогу, чем по другим территориям. Раз так случилось — иди, решай проблемы". Виктор Дерябкин напомнил, что мэру предстоит отчет перед недавно избранной гордумой, большинство в которой составляют единороссы. "Мы честно боролись за город",— уверяет он.
Господин Прасолов говорит, что новый состав гордумы ведет себя "агрессивно", а областные чиновники находят причины придраться к его работе. "Один из вице-губернаторов мне откровенно сказал: "Мы будем издеваться над тобой и над городом до тех пор, пока ты не уйдешь в отставку"",— поясняет он.
По словам мэра, на совещаниях в региональном правительстве о Таганроге постоянно "подается недостоверная информация". "Подводят итоги строительства детских садов за год, называется цифра на 30% ниже, чем у нас выполнено. Я приезжаю к заместителю губернатора: в чем дело? — "Ну ладно, что ты обращаешь внимание? Я там скажу, чтобы разобрались, поправили".— Но эта цифра уже подана губернатору",— говорит мэр. Владимир Прасолов так обозначает различия в стиле управления Василия Голубева и Владимира Чуба: "При прежнем губернаторе чиновники областного правительства всегда держали слово. Сейчас говорят: сделай вот так — мы тебе обещаем, что все будет в порядке, мы исполним со своей стороны. Потом заявляют: ты сделал, молодец, а у нас не вышло".
По мнению политолога Сергея Смирнова, Владимир Прасолов и Анатолий Кондратенко — "хорошие люди, но для управления городом этого мало, общая их беда — отсутствие команды". "В Новочеркасске коммунисты могли бы показать пример, как надо управлять городом, у обкома такие ресурсы есть. Депутат Госдумы Николай Коломейцев был мэром Батайска, но оставить кресло депутата Госдумы ради должности в мэрии Новочеркасска он не решился",— считает эксперт.
"Оппозиция — это не только партии"
Ростовская область готовится к губернаторским выборам: Василий Голубев говорит о желании баллотироваться, но уточняет, что санкцию должен дать президент. Контуры кампании уже видны: глава региона будет подводить итоги своей пятилетки в СМИ, где будут "публиковаться отчеты по разным направлениям работы". "Когда я стал губернатором, бюджет дотировался почти на 40%, с 2013 года мы низкодотационный регион — дотации составляют до 20%, это дает другие отношения с Минфином. За четыре года ВРП вырос на 23,6% — это почти на 60% больше, чем в среднем по стране. Инвестиции растут в год на 18-19%, индекс промышленного производства вырос на 63,9%. Уровень безработицы упал до 0,9%",— перечисляет губернатор. В этом году будут сданы два моста через Дон, дороги. "Да, некоторые проекты завершаются, но разве эти дороги строились под выборы? Если начали, надо завершать в срок. Я не буду перерезателем ленточек!" — обещает господин Голубев.
Прямых выборов в области не было с 2001 года, но интриги не ожидается. "Оппозиция — это не только партии. Должны быть оппозиционные СМИ, бизнес. В Ростовской области этого нет",— вздыхает Михаил Емельянов. По его оценкам, реально бороться с Василием Голубевым могли бы члены команды Владимира Чуба: "Тот же Сергей Назаров или Виктор Дерябкин. Но любой представитель местной элиты может сделать что-то только по благословению Москвы".
Справоросс полагает, что с приходом в политический блок администрации области местных кадров выборы стали "проходить чище". "Это люди, которые понимают местную специфику. До этого работали чиновники, которые в кампаниях использовали грязные технологии",— вспоминает депутат. У Владимира Бессонова иное мнение: "При Чубе, хотя его много за что можно упрекнуть, оппозиция работала над законами, шлифовала их. С приходом Голубева все это ушло в прошлое: того, кто способен на критику, подводят под уголовное дело".
Коммунист уверен, что при "чистых и честных выборах" победить должен первый секретарь обкома КПРФ, депутат Николай Коломейцев: "Если его зарегистрируют и проведут честный подсчет голосов, то наш кандидат победит". Он называет проблемы, на которых могут построить кампанию коммунисты. "Из-за кризиса будут проблемы у "Ростсельмаша"; первый звоночек об увольнениях прозвучал на Новочеркасском электровозостроительном заводе; может не хватить средств на весенне-полевые работы",— перечислил он. Еще одна претензия — "область не видно на федеральном уровне".
КПРФ и "Справедливой России" вполне по силам преодолеть муниципальный фильтр (в Ростовской области — 5%) для регистрации своих кандидатов на губернаторских выборах. Количество муниципальных депутатов у них приближается к 260 — необходимому для преодоления фильтра количеству.
Сергей Смирнов подтверждает: после возвращения выборов губернаторов Сергея Назарова стали "подкручивать" как возможного кандидата, показывать Василию Голубеву, что ему просто не будет. "Но Назарова сейчас в области нет",— заявил эксперт. Николая Коломейцева он называет "неплохим лоббистом", "но он скорее видит себя в Госдуме". "Михаил Емельянов более публичен и харизматичен, но он опять же всегда хотел быть законодателем",— прогнозирует политолог.
Единороссы губернатора обязательно поддержат. По словам спикера Дерябкина, Василия Голубева знают в каждом муниципалитете. "Опыт есть. Я сюда пришел не проигрывать, а побеждать",— обещает ростовский губернатор. Он отметил, что всегда выигрывал выборы в Ленинском районе Подмосковья (в 2008 году набрал 84,7% голосов). Несмотря на кризис, в Ростове-на-Дону строят стадион к чемпионату мира по футболу 2018 года; между областным центром и Новочеркасском планируется строительство международного аэропорта. Некоторые проекты региональной администрации уже звучат как предвыборные слоганы, например, "Сто губернаторских проектов". "На бумаге этого нет, но это инициативы, которые мы поддерживаем, которые вытянут регион вверх",— пояснил Василий Голубев.