На заседании Тюменской областной думы временно исполняющий обязанности губернатора Владимир Якушев неожиданно выступил с большой речью о том, как привлечь деньги в регион. Жесткое выступление лидера региона спровоцировали члены фракции ЛДПР, которым Якушев дал отповедь, не стесняясь в выражениях. Но при этом он в общих чертах нарисовал схему «атаки» на Минфин РФ, по которой предлагает работать депутатам и правительству.
Все началось с заявления либерал-демократа Гарри Столярова о том, что фракция ЛДПР не будет голосовать за утверждение бюджета области в 2013 году. Дело в том, что впервые за много лет он не был исполнен до конца – план по доходам был выполнен лишь на 91%. Признавая этот неприятный факт, председатель комитета по бюджету Дмитрий Горицкий и замгубернатора, директор финдепартамента Татьяна Крупина постарались дать свои пояснения. Сборы, по их словам, упали из-за снижения поступлений от налогов на прибыль, на доходы физлиц и из-за перевода НДПИ в федеральный центр. В общем-то, все это было давно известно и неоднократно разобрано экспертами, в том числе, и нашей интернет-газеты. Госпожа Крупина подчеркнула, что из всего этого правительство извлекло определенные уроки, научилось концентрироваться на приоритетных задачах.
Тем не менее, представители ЛДПР остались неудовлетворены этими объяснениями. По их мнению, в ближайшем будущем регион может столкнуться с еще более серьезными угрозами. Наиболее корректно суть претензий выразил лидер фракции, вице-спикер парламента Владимир Сысоев. «Надо рассматривать вопрос об изменении отношений с федеральным центром, – заявил он. – В России есть области, которые только проценты по кредитам платят по 2-3 млрд рублей ежегодно. Множество регионов фактически банкроты. И они не занют, как исполнять майские указы в 2014 и 2015 годах».
После этого слово взяли несколько единороссов, в общих чертах говоривших об одном и том же: правительство, несмотря ни на что, работает отлично. Небольшая просадка по сборам не является критической, а сборы по всем другим налогам, кроме перечисленных Горицким, растут. «Не надо плакать по поводу бюджета, – сказал, например, опытный парламентарий Юрий Конев. – Я помнию 90-е годы, каким он был тогда. Сейчас все намного лучше». А Владимир Ульянов и вовсе посчитал, что благодаря Якушеву&Ко регион наконец-то «слез с нефтяной иглы». «Впервые мы в 2013 году прожили без доходов от нефти и газа, – подчеркнул он. – Стратегия развивать производства на юге, а не ждать, когда на севере добудут нефть и газ, считаю, правильная. Нужно действия правительства утвердить и признать их удовлетворительными».
Но Владимир Якушев – то ли посчитал доводы своих защитников недостаточно убедительными, то ли решил сам расставить точки над «i»– взял слово.
«Давайте посмотрим в глаза друг другу и скажем прямо – никто НДПИ нам не отдаст, – ответил он на выпад Сысоева. – Вчера я участовал в видеоконференции с [председателем правительства РФ Дмитрием] Медведевым. Ситуация аховая в стране, закредитованность такая, что превышает уже бюджеты некоторых регионов. Есть субъекты, которые платят не по два миллиарда за обслуживание кредитов,а по пять! Майские указы –это дорожная карта, которую не выполнять нельзя. ЛДПР может голосовать против, это неважно, потому что бюджет все равно утвердят. Большинство будет голосовать «за», потому что большинство –люди разумные».
Затем Якушев призвал всех понять, что мы живем в президентской республике, поэтому распоряжения президента (имелись в виду именно майские указы Путина) не выполнять нельзя. Да, при этом большинство регионов испытывают трудности («Я согласен с термином «банкротство», – кивнул врио губернатора). Но надо думать не о протестных заявлениях, а в позитивном ключе. «Голосуете «против»? Можно только у виска покрутить и сказать: у ребят с головой не в порядке, – отрезал Якушев. – Другим надо заниматься. Я обалдел, когда услышал, что предлагает Минфин».
Затем глава правительства коротко пересказал самые важные моменты совещания с Медведевым. «У нас ведь как – когда в стране все хорошо, происходит централизация власти, а когда плохо – тут же полномочия отдают регионам, – как бы пошутил Якушев, но по горечи в голосе чувствовалось, что это не шутка. – [Министр финансов Антон] Силуанов предложил сократить участие Федерации в совместно финансируемых программах. А мы ведь знаем, что на практике 70% таких программ оплачивает регион, да и то – если Москва дает хотя бы 30% это уже хорошо. А он предложил снизить эту цифру до 5%. Правда, тут же получил ответ, что это совершенно невозможно. Наоборот, поступило предложение на 10 лет установить мораторий на перераспределение полномочий, потому что мы знаем, что Федерация обычно выходит из совместных проектов, оставляя их регионам».
По словам Якушева, «понятно, откуда исходят эти предложения» (вероятно, имелся в виду президент). В этом противодействии Силуанову со стороны первых лиц государства губернатор увидел невероятные возможности, открывающиеся перед областью. «Надо принять самое активное участие в этом, от нас ждут конкретных предложений, что еще сделать,– эмоционально заявил губернатор. – Минфин впервые за много лет готов к переговорам. Шлюз открылся». Якушев привел в пример бедные регионы, которые попросили реструктуризировать им госдолг и, по сути, «сделать займы бесплатными». Получается, что Тюменская область, которая все время жила на собственные средства (лишь в этом году она обратилась за кредитами в размерах 700 млн рублей, что по сравнению с другими субъектами РФ очень мало), оказалась как бы в дураках.
«Если мы не занимали, то мы пролетели мимо кассы, – возмутился Якушев. –А я не согласен. Если уж мы жили по средствам, надо придумать еще какой-то инструмент, чтобы воспользоваться ситуацией. Надо предлагать инструменты, чтобы выжать максимум. Давайте вспомним, что нам изъятие НДПИ сбалансировали из расчета всего лишь 56 долларов за баррель при его рыночной стоимости от 100 долларов и выше. Эту тему надо поднимать, потому что, подчеркну еще раз, Федерация готова к диалогу. Потому что все, доигрались. Ситуация критическая».
«Все, доигрались. Ситуация критическая»
Якушев разоткровенничался об отношениях Тюменской области с Москвой.