RUCOMPROMAT

Энциклопедия библиотеки компромата

  • Категории
    • Чиновники
    • Власть
    • Интернет
    • Бизнес
    • Общество
    • Криминал
    • Обзоры
  • Лица
  • Организации
  • Места
  • Архив
  • Категории
    • Чиновники
    • Власть
    • Интернет
    • Бизнес
    • Общество
    • Криминал
    • Обзоры
  • Лица
  • Организации
  • Места
  • Архив

«Вслед за Минском можем закрыть поставки и других регионов Белоруссии»

Чиновники
Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт — о контрабанде с территории союзного государства, махинациях с санкционкой и доступе турецких товаров на российский рынок.
22.02.2017
Оригинал этого материала
Известия
В конце января 2017 года Россельхознадзор ввел запрет на поставки мяса с ряда минских предприятий, которые, как считают российские ветеринары, просто меняли этикетки на европейской санкционке и перепродавали ее в Россию. В ответ Александр Лукашенко выступил с рядом резких политических заявлений, а в отношении главы российского ведомства Сергея Данкверта распорядился возбудить уголовное дело. Глава Россельхознадзора в эксклюзивном интервью корреспонденту «Известий» Татьяне Карабут рассказал о продолжающейся третий год борьбе с реэкспортом через Белоруссию и новых схемах поставок контрафакта в Россию.

— Сергей Алексеевич, проблемы с Белоруссией возникли не одномоментно. Практически сразу после введения контрсанкций в 2014 году производители начали жаловаться, что Белоруссия слишком много стала поставлять яблок, сыра с плесенью, креветок, лосося, ананасов и прочих деликатесов, которые производились, скорее всего, за пределами союзного государства. Почему только сейчас приняты действенные меры по пресечению такого бизнеса?

— Не сейчас. Мы медленно, но верно перекрывали каналы поставок контрабанды. В первый раз инцидент произошел в 2014 году, когда Белоруссия поставила нам бразильское мясо. Начали выяснять — мясо пришло из Европы, с европейскими документами. А в какой момент оно стало бразильским, никто не знает.

Дальше, в 2015 году было 10 тыс. т свинины из Черногории. «Откуда в Черногории столько свинины?» — подумали мы: вчера поставляли 100 т, а сегодня внезапно 10 тыс. т. Белорусская сторона не могла ответить на наши вопросы, что за мясо и с какого оно предприятия. Поехали туда с инспекцией и выяснили, что никакого черногорского мяса не было, зато было европейское. Оба факта фальсификации документов доказаны.

И уже в этом году была говядина от белорусской компании «Георгий и сыновья». Вдруг небольшая белорусская компания стала продавать в Россию тысячи тонн. При этом в электронной системе «Аргус», которая фиксирует весь поступающий в страны ЕврАзЭС объем продукции, мы наблюдали, как ровно тот же объем Белоруссия получила с Украины. Запросили белорусскую ветинспекцию — инспекция отвечать на наши вопросы отказалась. Предприятие сразу было закрыто — нам для проверки туда запретили ехать. У нас сомнений никаких нет: просто переделывались украинские документы. При этом мы прекрасно понимаем, кто переделывал. Всё это шло под эгидой главного ветврача Минской области. Ну не мог же он не знать, что 10 тыс. т говядины от неизвестного предприятия отправляется в Россию. Если не знал, значит, он не занимается своей работой.

— То есть вы выявили контрабанду с помощью электронной системы? Выходит, оправдало себя введение «Аргуса» в обиход в странах ЕврАзЭС?

— Благодаря электронной системе мы видим очень много. Почему все возмущаются и противодействуют введению электронных систем? На бумажке можно написать одно, оторвать, переписать.

Благодаря электронной прослеживаемости мы, например, выявили, когда масло по госконтракту закупалось в Молдавии. Оказалось, что в ряде марок российского масла никогда российского масла не было. Входило оно на нашу территорию молдавским маслом, потом переделывалось в российское. Вошло 100 т, а вышло 150 или 180. Нам Новая Зеландия в прошлом году ввезла 18 тыс. т масла. Куда оно делось? Оно же не могло здесь раствориться. Это секрет Полишинеля. Дело в том, что его закупают российские предприятия. Из него делается большее количество масла. Поэтому на полках мы не видим уругвайское, аргентинское или новозеландское. А видим только российское.

Честный бизнесмен делает масло из молока, а нечестный — добавляет пальмовое и производит такое же «масло». Так происходит на крупнейших предприятиях. И это нас беспокоит, поскольку разрушает рынок. Как можно в таком рынке конкурировать? Внешне у нас всё выглядит благополучно, а на деле мы травимся «Боярышником».

Если вы подаете декларацию, что это колбаса говяжья из Белоруссии (я этот пример Александру Григорьевичу Лукашенко приводил) и называется она говяжьей... А в ней содержится свинина. Ну зачем же так людей обманывать? Так нельзя.

— По другим продуктам такие же схемы поставок контрабанды действовали?

— Только в 2016 году мы запретили поставки овощей и фруктов из 24 стран. Приходят яблоки, персики, груши из Белоруссии. Наши коллеги говорят, что это реэкспорт из Сьерра-Леоне. Начинаем проверять: запускаем обратный отсчет от Белоруссии, дальше смотрим страны ЕС (где происходит транзит. — «Известия»), ведем переговоры с посольством Сьерра-Леоне и месяца через полтора-два выясняем, что никаких поставок фруктов в Белоруссию не было. Тем временем эта продукция давно продана в России. Мы закрываем поставки из Сьерра-Леоне, но получаем новую партию — из, допустим, Либерии или Тринидад и Тобаго. История повторяется. Но стран ведь в мире много.

Помимо мяса и овощей, у меня есть также глубокие подозрения в части молочной продукции — количество продукции в поставках не соответствует объему увеличения производства внутри Белоруссии.

— Бороться с контрафактом, конечно, надо. Но все-таки Белоруссия — наши добрые соседи. Вы пытались как-то мирно решить этот вопрос?

— Я это делаю последние 10 лет. Но меняются ветеринарные врачи, меняются министры, а сама ситуация остается прежней. Все эти заявления белорусского президента, что Белоруссия поставляет продукцию в 54 страны, и Россия — всего лишь одна из этих 54 стран, — всё это блеф. Да, в эти 54 страны вы поставили 30 т молока, а нам — все остальные 30 тыс. т. Для Белоруссии открыты все двери? Сильно сомневаюсь. Нигде в АПК сейчас двери не открыты. Любое государство сейчас старается кормить себя само.

— Уже сейчас эксперты говорят о начале торговой войны с Белоруссией. В молочной продукции самая острая ситуация. Мы сильно зависимы от поставок из Белоруссии с учетом того, что в России большой дефицит собственного сырого молока. Если сейчас они прекратят поставки, что будем делать?

— Россия пока закрыла поставки только с 20 белорусских предприятий. А всего поставляет нам продукцию 600 предприятий. Сотни белорусских фур ежедневно пересекают российскую границу. Так что никакой торговой войны нет.

Если Белоруссия примет решение что-то не поставлять — это их право. У нас простые требования: поставляйте продукцию безопасную и соответствующую тем документам, которые вы пишете. Всего лишь. Но как мы можем разрешать поставки, если вы везете украинскую продукцию, а говорите, что она белорусская? Была бы другая страна, а не Белоруссия, мы бы давно закрыли вообще все поставки. Просто закрыли бы всё: мясо, овощи и фрукты.

— То есть поток контрафакта на территорию России не остановился, несмотря на ваши резкие действия и высказывания?

— Продукции из Белоруссии поступает к нам большое количество. И тот объем, который мы отлавливаем, — хорошо если 10%. Мы сейчас закрыли Минскую область для того, чтобы белорусская сторона разобралась и приняла меры. Но никаких мер не предпринимается. И я не исключаю, что за Минской областью мы закроем поставки еще из какой-нибудь, где обнаружим контрафакт или контрабанду.

Мы перекрыли канал поставок мяса с Украины и не допустим эту продукцию на рынок. Но есть еще канал поставок сыроподобного продукта с Украины. На самом деле это может быть и сыр. Но мы этого не знаем, поскольку именно сыроподобный продукт неподконтролен ветеринарии. Его вывели из-под нашего контроля, так как молочный жир в нем заменен на растительный. И его можно везти по этим документам. Мы сейчас анализируем, сколько по документам вошло этого продукта на территорию Белоруссии, а сколько реэкспортировалось в Россию. Ведь в Белоруссии тысячи тонн сыроподобного продукта не нужны. Значит, они пошли сюда под видом других продуктов, а уже здесь легализовались. Совершенно понятные каналы и схемы.

Во всех странах приняты единые меры борьбы: обнаружили — уничтожили. Все знают, что не нужно ввозить, потому что уничтожают.

— Белорусская сторона заявила, что посещение страны представителями Россельхознадзора будет абсолютно безопасным, несмотря на грозный тон руководителей союзного государства. Но вы выражали сомнения в безопасности таких поездок. Чего конкретно опасаетесь — арестов, покушений, провокаций?

— Наши инспекторы, которые там работали, еще три года назад просили меня не посылать их в Белоруссию из-за нездоровой обстановки там. Инспекторы боятся провокаций. Если глава республики делает такие заявления, то что могут сделать с простым инспектором? Потом доказывай, что ты не изнасиловал кого-то в гостинице и не привез полтонны марихуаны с собой. Как это доказать в чужом государстве?

— Вас уже вызывали на допрос по уголовному делу, на возбуждении которого настаивал Лукашенко? Как развивается эта ситуация?

— На сегодняшний день они проводят какие-то свои мероприятия. Прислали запрос в Генпрокуратуру. Генпрокуратура прислала их вопросы мне. Я на эти вопросы дал команду ответить. Там вопросы поставлены так: как вы закрывали то или иное предприятие? Поэтому, если прокуратура будет разбираться в этом деле непредвзято, единственная претензия, которая может ко мне возникнуть, — что я мало закрыл белорусских предприятий и много доверял белорусской стороне. Потому что нарушений выявлено гораздо больше.

— Недавно «Союзмолоко» написало главе Минсельхоза Александру Ткачеву письмо, в котором просит отменить ваше ограничение по вывозу сырого молока из регионов, где зафиксированы случаи болезни животных, из-за угрозы роста цен. Правы ли отраслевики? Существует ли хотя бы минимальный риск, что это скажется на ситуации на российском молочном рынке?

— Я считаю это письмо звеном той же цепи. Посмотрите, кто входит в состав «Союзмолока». Ведь туда кроме наших предприятий входят самые крупные производители молока Белоруссии. Кроме производителей там масса компаний, которые занимаются сервисом и к молоку не имеют никакого отношения. «Союзмолоко» не право хотя бы в том, что прежде, чем писать письмо, надо хотя бы задать вопросы разработчикам этих правил. А нам не задавали этих вопросов. Когда такие письма появляются, это вызывает, как минимум, недоумение. Ни одна область не закрывалась и не закроется в плане поставок молока. Я считаю распространенную «Союзмолоком» информацию заведомо ложной, ведущей к дестабилизации рынка. Чтобы ввести запрет на поставки молока из какого-то региона, нужно, чтобы вдруг все коровы в этом регионе заболели разом сибирской язвой. А мы бы всю вакцину, которую отпускает министерство по сибирской язве, продали бы в другую страну, не привили животных и вообще ничего бы не сделали. Регионализация больше разработана для наших зарубежных партнеров, чтобы мы смогли встать на цивилизованные рельсы экспортных поставок продукции. В международном законодательстве написано, что регионализация должна быть. И в этом направлении мы будем продолжать работу, внося в список новые заболевания животных.

— Каким образом в ближайшее время будут актуализироваться списки разрешенных (или, наоборот, запрещенных) к ввозу продуктов питания? В частности, в связи с потеплением российско-турецких отношений разрешение на ввоз какой турецкой продукции может быть дано в ближайшее время?

— Ввоз части продукции уже разрешен. Другая — пока запрещена нами и правительством России. Мое мнение такое на этот счет: мы всегда найдем с турецкими коллегами выход. Но массового открытия доступа на российский рынок для турецких предприятий не будет. В целом же мы не против турецкой продукции. Тем более что сегодня она всё равно поступает как продукция Мали или Уганды. Пусть уж тогда легализуется и идет напрямую.
Предыдущая статья
Следующая статья
---
Данкверт Сергей Россельхознадзор Москва
03.02.2026
Взятка не прошла сквозь фитосанитарный надзор
В лапы правоохранителей попался глава управления Россельхознадзора по Приморскому краю Дмитрий Зданович.
30.01.2026
Сотрудников Роскомнадзора занесли в черный список
Чиновники ведомства, постепенного отключающего Интернет для россиян, стали неожиданно умирать прямо на рабочем месте.
28.01.2026
Преступные схемы в безопасности "МИП-СТРОЙ №1"
Хищение миллионов и фальсификации документов в дочке АО «Мосинжпроект».
28.01.2026
Анатолию Вороновскому не дали уйти из СИЗО
Коррумпированному бывшему депутату Госдумы не разрешили покинуть пенитенциарное учреждение.
28.01.2026
Стражи порядка вспомнили об Ахмеде Билалове
Сбежавшего еще в 2013 году из РФ криминального бывшего вице-президента Олимпийского комитета России планируют арестовать заочно.
23.01.2026
Константин Пономарев меняет сроки как перчатки
Мосгорсуд аннулировал скандальному бизнесмену приговор в 14 лет за хищения векселей "Лесбанка", но оставил его в СИЗО по уже четвертому обвинению - даче взятки.
20.01.2026
Генпрокуратура обнаружила рыбное место
Генпрокурор Александр Гуцан продолжает кампанию по раскулачиванию, начатую его предшественником Игорем Красновым.
16.01.2026
Дмитрий Дощатов не вынес груза преступлений
Бывший первый заместитель главы Московского метрополитена после года отсидки в СИЗО и дачи его подельниками показаний против него раскрылся перед следствием.
15.01.2026
Игорь Чалик ушел в отказники
Коррумпированный экс-заместитель министра транспорта РФ не признал себя виновным в растратах и посидит в СИЗО еще полгода.
14.01.2026
Вячеслав Володин ввел в Госдуме обет молчания
Спикер нижней палаты российского "парламента" запретил депутатам публично обсуждать неприятные темы.
06.01.2026
Силовики подобрались к Алексею Немерюку
В квартире скандального главы департамента торговли и услуг Москвы прошел обыск. Следствие искало улики у сожительницы Немерюка, бывшей главы Росмолодежи Ксении Разуваевой.
24.12.2025
Суд уполовинил Ольгу Миримскую
Уголовный срок криминальной банкирше был снижен в два раза с 19 до менее 9 лет.
24.12.2025
Александр Избенко 12 лет воровал вещдоки
Оборотень в погонах из Следственного комитета получил 10 лет за хищение 200 миллионов рублей.
22.12.2025
Сергей Ромодановский зашел на четвертной
Сын экс-главы ФМС Константина Ромодановского может получить 25 лет за неудачное преследование статусных бизнесменов из Merlion.
21.12.2025
Артем Матета пошел на посадку
Экс-главу Солнцевского райсуда Москвы взяли с поличным на получении взятки.
19.12.2025
Владимир Луговенко поставил аукционы на криминальный конвейер
Бывший заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России создал федеральную систему заключения контрактов по сговору.
19.12.2025
Анатолий Чубайс потерял совесть и память
В иске Роснано к ее бывшему руководителю говорится о систематическом нарушении им закона в проекте Crocus - создании магниторезистивной оперативной памяти.
19.12.2025
Олег Белозеров слил бюджет РЖД в карман Аркадия и Бориса Ротенбергов
РЖД продаст купленный у путинских олигархов небоскреб в Москва-Сити из-за долгов и убытков.
19.12.2025
Коррупция в Росгвардии встала на крыло
Трех офицеров Росгвардии поймали на многомиллионных хищениях при поставках техники для авиации.
11.12.2025
Кирилл Якубовский и Павел Масловский опоздали на приговор
Признанные виновными в хищении у V.M.H.Y. Holdings в 2011-2015 годах 126 миллионов долларов скользкие бизнесмены воспользовались наступлением срока давности.
О проекте (контакты) | Лица | Места | Организации


RuCompromat.Com ® 16+