За последнее время Джордж Сорос сделал несколько громких заявлений. Миллиардер сумел обвинить во всех смертных грехах и политический бомонд США, и российского лидера Владимира Путина, успев практически похоронить собственную карьеру. Нервозные выходки финансиста с мировым именем отражают основные страхи элит и предлагают единственное лечение – еще большее увеличение долгового бремени.
Чтобы два раза не вставать
Все началось в Давосе 22 января 2016 года. На заседании очередного экономического форума миллиардер, филантроп и пионер хедж-фондов Джордж Сорос обрушился с резкой критикой на Дональда Трампа. Для начала он обвинил кандидата на пост президента США в том, что он выполняет работу ИГИЛ - террористической организации, запрещенной в РФ и ряде других стран.
Ну а затем, чтобы, как говорится, «два раза не вставать», добавил эти обвинения в адрес еще одного кандидата в президенты от республиканцев - сенатора из Техаса Теда Круза. По словам Сороса, оба республиканца пытаются представить мусульман врагами цивилизации и поголовно записать их в сторонники ИГИЛ. Таким образом, согласно логике финансиста, они способствуют реальному рекрутингу в ряды террористов. Логика логикой, но можно смело утверждать - подобными обвинениями Сорос практически подписал себе смертный приговор (политический, конечно же) среди республиканцев. И никакие прошлые политические заслуги считаться не будут.
Сорос начал критически оценивать республиканских кандидатов еще во времена президентства Буша. 28 декабря в колонке, опубликованной в британской газете Guardian, он намекнул на террористов и демагогов, которые «пытаются нас запугать». Но в тот момент все-таки было ясно, что Сорос обвиняет американских республиканцев лишь в демагогии. А сейчас дело дошло и до сравнения уже с террористами. Теперь гарантии безопасности этому, безусловно, незаурядному человеку может обеспечить лишь победа демократов. Спустя две недели после форума Сорос возобновил сравнения с ИГИЛ. На этот раз объектом его критики стал Владимир Путин. В колонке, опубликованной на ресурсе «Проджект-синдикат», созданном на средства фонда «Открытое общество» (собственный проект Сороса), фанат этого самого открытого общества развил целую теорию, как же российский президент дошел до такой жизни вместе с ИГИЛом. Согласно пронзительному инсайду Сороса, Путин, будучи тактиком, а не стратегом, не хотел наносить вреда ЕС, когда принял решение воевать с Турцией. Но по ходу решил использовать создавшуюся возможность и превратить беженцев в настоящее оружие.
Цель этой стремительной операции? Сорос уверен, что таким образом Владимир Путин намерен… развалить ЕС. Потому что у Путина… просто нет другого выхода. «В 2017 году режим ждет неминуемое банкротство из-за наступления дедлайнов по долговым платежам», - пишет финансист. Это, по его мнению, неминуемо приведет к политическим бунтам и падению популярности российского лидера. Таким образом дилемма для Путина, по тонким расчетам Сороса, выглядит следующим образом – или разрушить ЕС, или оказаться жертвой революции. Это сильное противопоставление. И оно куда больше говорит об авторе, чем об объектах его критики.
ЕС и экзистенциальный кризис
В реальности Джорджа Сороса, конечно, всерьез не волнует ни Путин, ни, по большому счету, экстремистский ИГИЛ. Он по-настоящему обеспокоен риском развала Европейского союза. И в особенности выходом оттуда Британии. В свое время Сорос сыграл огромную роль в интеграции Соединенного королевства. В 1992 году он поставил деньги возглавляемого им хедж-фонда на девальвацию британской валюты. И победил. Банк Англии девальвировал фунт, и страна была вынуждена пойти на большую интеграцию с формируемым тогда ЕС. А Сорос сумел заработать для своих инвесторов миллиард долларов и стать легендой в глазах финансистов всего мира. Сорос вложил очень много сил и средств в интеграцию стран Восточного блока в единую архитектуру будущей Европы. В результате чего влияние лидеров Старого света, в особенности Германии, было существенно ослаблено.
И вот теперь этой европейской мечте приходит конец. Сам Сорос называет сложившуюся ситуацию «экзистенциальным кризисом» для Европы. Что на практике означает разрушение единой системы управления и коллективной безопасности. Но именно в таком виде она устраивает как самого Сороса, так и его союзников. В этом смысле также понятно неприятие Соросом критикуемых им лидеров Республиканской партии, которых не слишком интересуют как проблемы Европы, так и механизмы коллективной безопасности на континенте. В результате чего кризис ЕС грозит обернуться уже глобальной катастрофой для столь любимого финансистом «Открытого общества». О чем он открыто говорит, характеризуя мировые перспективы как «мрачные».
Пионер финансового капитализма
Вполне понятно, что любой (отличный от соросовского) сценариев будущего предполагает радикальное снижение роли раздутого финансового сектора. Вряд ли это по душе человеку, который считается «пионером хедж-фондов». Свой первый фонд, названный в честь самого себя Soros Fund Management, финансист создал в 1969 году, хотя первоначально средства туда вложили финансовые структуры Ротшильдов. А в 1973 году была организована уже целая сеть фондов под зонтичным названием Quantum. Советником новой структуры стал Soros Fund Management. Бизнес был зарегистрирован и структурирован на острове Кюрасао (Антильские острова). И время, и место создания бизнеса очень точно отражают ведущий тренд того времени. Именно с конца 60-х начала 70-х годов мировая экономическая система трансформировалась в глобальную финансовую сеть с запутанной и скрытой структурой владения и управления. И что особенно важно - с быстрорастущим международным кредитным рынком, который собственно и привел к появлению хедж-фондов, приносившим создателям новой реальности невероятную прибыль. Но даже на этом вполне сумасшедшем поле соросовские структуры выделялись своими доходами. По подсчетам экспертов, средняя доходность фонда Сороса составляла около 20% в год на протяжении всего указанного периода времени. Подобные цифры не могли не вызывать массу вопросов у регуляторов, но дальше традиционных обвинений в манипуляциях расследование не двигалось. И лишь один раз в 2002 году инвестор был реально осужден французским судом за использование инсайда в конце 80-х годов при покупке акций банка Societe Generale, но наказание ограничилось штрафом. Сейчас Сорос оказался в центре внимания китайских регуляторов. Их особенно волнуют прогнозы инвестора о том, что новая волна мирового финансового цунами может начаться в Китае. И эта волна сдует все китайское чудо.
Лечение кредитом
О том как справиться с глобальным кризисом Сорос не говорит. Но зато он знает чудесный рецепт борьбы с кризисом мигрантов. Для этого предлагает европейским государствам с хорошим кредитным рейтингом и положительным платежным балансом (речь идет прежде всего о Германии) выпустить государственные облигации, средства от продажи которых пойдут на оказание финансовой помощи беженцам. Речь идет о сумме, превышающей 40 млрд евро. Предполагается, что ее хватит на решение вопроса об интеграции этих людей. Сорос уверен, что данные расходы необходимо считать инвестицией, так как они неизбежно окупятся в будущем.
Инициатива об очередном увеличении кредитного бремени вряд ли найдет поддержку в Европе. Мир и без того находится в кредитной ловушке, расставленной за последние 40 лет. Общая сумма мирового долга оценивается исследовательским центром консалтинговой компании McKinsey в 200 трлн долларов – сумму, в два раза превышающую мировой ВВП. Никаких шансов «полюбовно» решить проблему на горизонте не видно. И это, конечно, куда более серьезные угрозы, чем схожесть Дональда Трампа или Владимира Путина с террористическим ИГИЛ. О чем Соросу скорее всего известно как никому другому.
Всюду террористы
Миллиардер Джордж Сорос выходит на тропу войны.