Скандальные кредиты для Мозамбика
Последние месяцы российские СМИ массово писали о скандалах, связанных с банком ВТБ (банк с государственным капиталом, российскому государству принадлежит 60, 93 % акций). А Алексей Улюкаев с 25 июня 2015 года занимает должность Председателя Наблюдательного совета банка ВТБ, а также председателя комитета Банка по стратегии и корпоративному управлению.
Собственно, Следственный комитет и ФСБ подозревают Улюкаева в получении взятки в 2 миллиона долларов за продажу «Башнефти» «в нужные руки» в лице компании «Роснефть». Потому что именно дочерняя структура ВТБ – инвестиционный банк ВТБ Капитал во главе с генеральным директором Алексеем Яковицким – в качестве правительственного консультанта сопровождала сделку по продаже государственного пакета в виде 50,1 % акций «Башнефти». Поэтому следователи СКР сейчас пристально изучают детали операции по продаже, а главное, какую роль сыграли топ-менеджеры ВТБ вместе с Улюкаевым в этой сделке.
Кроме скандальной приватизации «Башнефти», за период, пока Улюкаев возглавлял Наблюдательный совет ВТБ, банк прогремел в качестве фигуранта еще нескольких скандалов.
Чего стоят сразу два громких скандала с выделением кредита ВТБ государственным компаниям из Мозамбика. Британская «дочка» VTB Capital plc совместно Credit Suisse выделили 622 миллиона долларов США государственной компании Proindicus из Мозамбика. Вдогонку ВТБ самостоятельно выдал компании Mozambique Asset Management еще один кредит на 535 миллионов долларов, по официальной версии – на проект по строительству верфей в Мозамбике.
Затем в 2016 году топ-менеджеры Credit Suisse и ВТБ распространили суверенные облигации Мозамбика на сумму 727 миллионов долларов среди частных инвесторов, не поставив покупателей в известность о долге Мозамбика на общую сумму более миллиарда долларов. Но 23 мая 2016 года один из должников ВТБ – государственная корпорация Mozambique Asset Management, отвечающая за управление государственными финансовыми обязательствами Мозамбика – не выплатила проценты по кредиту на сумму 178 миллионов долларов. А в июне 2016 года министр финансов страны Адриану Майлейане официально объявил о дефолте Мозамбика по кредиту в связи с невозможностью выплатить ни проценты, ни тело кредита.
Как следствие британский регулятор (Financial Conduct Authority, FCA) объявил о начале проверки в отношении Credit Suisse и ВТБ, обвинив в нарушении требований законодательства о раскрытия информации. Регулятор FCA начал проверку из-за многочисленных жалоб владельцев суверенных облигаций Мозамбика на действия менеджеров ВТБ, которые понесли колоссальные убытки на миллионы долларов, так как после заявления о дефолте стоимость ценных бумаг резко рухнула.
Но самое главное, что, несмотря на увеличение госдолга более чем на миллиард и удар по имиджу страны из-за международного скандала, бюджет Мозамбика так никогда и не увидел этих денег. Потому что более миллиарда долларов до Мозамбика так и не дошли, исчезнув в направлении офшоров. Затем чиновники МВФ обвинили власти страны в обмане за то, что они не сообщили фонду о наличии внешнего государственного долга на сумму более миллиарда. Как итог, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард потребовала провести независимый аудит всех сделок по выдаче кредитов, чтобы определить, какую роль на самом деле сыграли ВТБ и его топ-менеджмент во всей этой коррупционной истории.
Преступная халатность или сознательное соучастие
По сравнению с 2 миллионами долларов за продажу «Башнефти», махинации руководства ВТБ при покупке болгарского оператора Vivacom могут стоить российскому государству в сумме более миллиарда долларов США. Предприниматель Дмитрий Косарев в конце лета этого года направил открытое письмо Алексею Улюкаеву, в котором просил министра обратить внимание на махинации топ-менеджеров ВТБ, которые пытались за счет государственных средств осуществить рейдерский захват крупнейшего болгарского оператора Vivacom.
Косарев также направил письма членам наблюдательного совета ВТБ, главе Счетной палаты Татьяне Голиковой, главе Центрального банка Эльвире Набиуллиной и председателю правительства Дмитрию Медведеву. Как ни странно, но министр экономического развития ничего не ответил на письмо о махинациях топ-менеджеров вверенного ему банка. И вот вдруг такое развитие сюжета – 15 ноября Алексея Улюкаева задержали по обвинению во взятке в виде 2 миллионов долларов США. Может быть, министр постарался «замять» неприглядную историю с ВТБ, а премьер Медведев, действуя без лишней огласки, подключил к расследованию махинаций в ВТБ Следственный комитета и ФСБ?
Есть версия, что взятка в 2 миллиона – только формальный повод. На самом же деле, существует вероятность, что следствие предъявит министру обвинение в хищениях на сумму на несколько порядков выше. В частности, схема по рейдерскому захвату Vivacom за счет средств банка ВТБ – это не только 390 миллионов долларов чистого убытка. Схема, организованная топ-менеджерами ВТБ во главе с Юрием Соловьевым грозит российскому бюджету суммарными убытками на сумму более миллиарда долларов США – если посчитать прямой убыток и суммы исков от всех пострадавших сторон. Почему Улюкаев, зная о сомнительных операциях топ-менеджмента ВТБ, никак не реагировал на них даже после открытого письма и массы публикаций в СМИ – открытый вопрос.
Игры с Уголовным кодексом
Дмитрий Косарев – единственный бенефициар компании Empreno, владеющей компанией LIC Telecommunications Sarl, которой принадлежит 43, 3% VIVACOM. Суть скандальной истории, как топ-менеджеры ВТБ захватили болгарскую компанию Vivacom, использовав средства банка с государственным капиталом, выглядит так:
- в 2016 году топ-менеджеры ВТБ на подставных лиц регистрируют компанию-пустышку Viva Telecom (Luxembourg) SA, не имеющую никаких активов. Ее настоящими бенефициарами являются сами топ-менеджеры ВТБ во главе с Юрием Соловьевым (первый заместитель президента-председателя правления ВТБ Андрея Костина);
- в 2016 году топ-менеджеры ВТБ во главе с Юрием Соловьевым выдают своей собственной компании из Люксембурга Viva Telecom (Luxembourg) SA кредит на сумму 240 миллионов евро на покупку акций болгарского оператора Vivacom взамен ранее выданного кредита в 150 миллионов евро.
То есть, по сути, топ-менеджеры ВТБ во главе с Соловьевым выдали новый кредит сами себе, ведь фирма из Люксембурга – подставная, а ее настоящие владельцы – сами сотрудники ВТБ. Да и принять акции Vivacom в залог они не имели права из-за много численных арестов. Однако, как предупреждал в открытом письме Дмитрий Косарев, на самом деле Соловьев & Co не имели права выдавать новый кредит под залог акций болгарского оператора, потому что на тот момент акции Vivacom были арестованы сразу несколькими судами в качестве обеспечения судебных процессов.
Кроме того, сотрудники банка US Trustee обнаружили, что менеджеры ВТБ обманули владельцев облигаций компании БТК (Bulgarian Telecommunication Company владела брендом Vivacom). По требованиям законодательства, ВТБ в случае смены владельца БТК должен был дать держателям облигаций информацию о новых собственниках компании. Но US Trustee разоблачил обман, заявив, что менеджеры ВТБ предоставили им неправдивую информацию, а потому банк заблокировал сделку. В свою очередь, настоящий владелец Vivacom в лице Дмитрия Косарева начал громко привлекать внимание общественности к рейдерскому захвату своего актива.
«Мы находим крайне необычным и явно находящимся вне обычной рыночной практики то, что новый кредит предоставляется на большую сумму (240 000 000 евро) для возврата старого кредита на меньшую сумму (150 000 000 евро) с тем же обеспечением (100% акций InterV и 100% акций БТК). Качество обеспечения нового кредита, однако, гораздо хуже качества обеспечения старого кредита, учитывая вышеописанные риски акселерации долга по Облигациям и риски банкротства БТК», - так в своем открытом письме информировал Дмитрий Косарев министра экономического развития Алексея Улюкаева и других высших чиновников.
Второе дыхание для дела ВТБ
«Мы не можем объяснить этот аппетит к финансовым и юридическим рискам со стороны Банка ВТБ ничем, кроме корысти менеджеров, ответственных за сделку с Vivacom», - к такому выводу пришел предприниматель, внимательно изучив все нюансы дела о том, как топ-менеджеры ВТБ выдали кредит своей собственной компании на покупку болгарского телекоммуникационного бренда.
Собственно, сегодня структуры Дмитрия Косарева оспаривают сделку о фиктивной продаже Vivacom в судах Болгарии, Великобритании и Люксембурга, а обстоятельства выделения кредита на покупку болгарского оператора расследует Генпрокуратура РФ. Нельзя сказать, что усилия российских СМИ, пытавшихся обратить внимание Улюкаева и других министров на сомнительную сделку топ-менеджеров ВТБ, пропали втуне. Первые серьезные звоночки прозвенели уже в октябре этого года. Дело в том, что скандалы с участием британского филиала ВТБ стали причиной проверки деятельности банка со стороны британского Управления по финансовому регулированию и надзору. Тогда топ-менеджеры ВТБ поспешили закрыть штаб-квартиру в Лондоне, назвав в качестве формального повода Brexit.
И вот теперь громкое дело Улюкаева, которое в любом случае даст второе дыхание всей истории, как топ-менеджеры ВТБ захватили крупнейшего болгарского оператора Vivacom за ширмой выдачи фиктивного кредита за счет средств российского бюджета. Дело Улюкаева в любом случае повлияет на дальнейшую деятельность ВТБ, хотя бы потому что настолько масштабные сделки не могли пройти мимо внимания главы наблюдательного совета банка. Если только следствие не докажет сговор между руководством наблюдательного совета и топ-менеджментом ВТБ.
Как видим, махинации с оценкой государственного пакета акций «Башнефти» - всего лишь один из эпизодов скандальных операций ВТБ за последние годы, причем эпизод далеко не самый крупный. Следственные органы сейчас проводят тщательную проверку деятельности министра. Поэтому не стоит удивляться, если завтра сотрудники СК и ФСБ начнут проводить следственные действия в самом банке ВТБ, главой наблюдательного совета которого до сих пор является Алексей Улюкаев.
Тем более, если на кону более миллиарда долларов потенциального убытка для госбюджета. Поэтому свои дальнейшие операции Соловьев & Co будут вынуждены проводить под пристальным вниманием Следственного комитета и ФСБ. Наконец, судя по тому, как серьезно Следственный комитет и ФСБ взялись за дело Улюкаева, ВТБ в ближайшее время придется искать себе нового председателя Наблюдательного совета. И дальнейшее развитие банка с государственным капиталом будет зависеть от того, кто займет это кресло. Потому что сменщику Улюкаева, кто бы им ни стал, придется начинать с расчистки Авгиевых конюшен, доставшихся в наследство от предшественника. И от того, удастся ли это сделать, зависит дальнейшая судьба банка ВТБ.
ВТБ-версия дела Улюкаева
Причины дела министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, которого Басманный суд Москвы 15 ноября постановил отправить под домашний арест, могут иметь еще несколько вариантов расшифровки. В первую очередь, из-за скандалов, связанных с госбанком ВТБ, где Улюкаев занимает пост главы наблюдательного совета.