Тюменская областная дума подготовила проект, разрешающий принятие региональных законов заочно, без присутствия депутатов и проведения пленарного заседания. Как уточняется в документе (копия есть у Znak.com), это можно будет делать «путем опроса мнений» народных избранников. Заочное голосование, по задумке авторов, применяется «при необходимости оперативного решения вопросов, не терпящих отлагательства, либо в связи с невозможностью очного проведения заседания областной думы». Характер этих вопросов не уточняется.
Технически выражение депутатской воли может быть зачтено с помощью «почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение». Решение думы, принятое в заочной форме, считается правомочным, если в опросе приняли участие большинство от установленного числа депутатов. Оно имеет юридическую силу наравне с другими решениями, принятыми открытым или тайным голосованием. Аналогичные поправки касаются и комитетов думы, на которых раньше тоже было запрещено заочное принятие законопроектов.
С юридической точки зрения, считают специалисты правового управления Заскобрания, данный закон не противоречит существующим нормам. Согласно их заключению (также есть в редакции), текст нуждается лишь в незначительных правках.
«Это удар, нацеленный на оппозицию, — считает собеседник Znak.com, близкий к думе. – Все делается для того, чтобы обсуждение самых острых вопросов не происходило публично. Заседания думы, которые транслируются онлайн, были одной из немногих площадок для тех, кто не во всем поддерживает «партийную линию». Теперь эти депутаты лишаются возможности быть услышанными».
С такой трактовкой не согласны представители «Единой России». «Это будет не норма, а исключение, когда дума не будет собираться на заседание, — говорит председатель комитета думы по госстроительству и местному самоуправлению Фуат Сайфитдинов. – Процедура тщательно прописывается: каким образом это будет происходить, как депутаты, находящиеся в отдалении, будут высказывать свое мнение. Там есть временной фактор – им дается 24 часа [на принятие решения]. Они должны ознакомиться с документами и высказать свое мнение – не просто «хорошо» или «плохо», а как на заседании думы – «за», «против» или «воздержался». Может быть, мы никогда не воспользуемся этим законом, потому что считаем, что прямое участие депутатов – наиболее правильная форма работы. Но может возникнуть безотлагательная ситуация, допустим, летом в июле-августе у нас в думе отпуска, каникулы. И если по какому-то срочному вопросу мы не сможем собраться, тогда будет заочная форма».
Тюменский политолог Александр Безделов считает, что закон, вероятно, действительно создан для преодоления критических ситуаций. «Бывают моменты, когда жизни людей зависят от скорости принятия решений, — говорит он. – Например, катастрофы или другие ЧП, когда нужно срочно перекинуть деньги из одной статьи бюджета в другую. Другое дело, что законы у нас трактуются зачастую слишком широко и этот, наверное, не станет исключением. При этом я не думаю, что нововведение рассчитано на ущемление оппозиции. Будем говорить откровенно: при нынешнем составе парламентское большинство примет абсолютно любой закон, необходимый правительству. К тому же оппозиция в Тюмени не является радикальной, ее представители готовы к компромиссам и диалогу. Для правительства даже выгодно, когда все проходит в демократической обстановке и все желающие получают возможность выступить с критикой».
Собеседник Znak.com, просивший не называть его имени, заявил, что видит в происходящем стремление губернатора в случае необходимости получить прямые рычаги управления в обход одной из ветвей власти. «Думаю, этот законопроект вообще не имеет отношения к политике, это чисто экономическая история, — говорит эксперт. — Ситуация из-за кризиса настолько сложная, что у Владимира Якушева просто нет времени ждать формального согласия депутатов с его предложениями по перераспределению бюджетных денег. Даже ручная дума ему мешает. Пока соберется комитет, пока пройдет заседание… Опять же у общественности, пусть и не особенно активной, появляется время выразить протест или поднять волну в СМИ. А тут решение можно принять буквально в 24 часа, и оно будет полностью законным. Я вижу очень дурной знак в том, что к таким мерам — фактически к введению прямого губернаторского правления — прибегает одна из самых благополучных территорий в стране».
Кстати, Тюменская область известна как передовой регион, где часто проходят обкатку инициативы, позднее внедряющиеся по всей стране. В частности, Сергей Собянин одним из первых в России проводил здесь монетизацию льгот, а также административную реформу, регулирующую отношения центра с регионами. Владимир Якушев, едва став губернатором, внедрил «двуглавую» систему руководства муниципалитетами с институтом сити-менеджеров. В Тюмени начиналась реформа системы здравоохранения, суть которой сводилась к слиянию медицинских учреждений, внедрению территориальных центров и последующему сокращению персонала. Не исключено, что через некоторое время проведение заочных заседаний законодательных органов станет федеральным стандартом.
«Вводится прямое управление парламентом…»
Теперь депутатам не нужно даже ходить на заседания. Сегодня — в Тюменской области, скоро — по всей России.