Расследование дела об убийстве дагестанского предпринимателя Мурадхана Ризаева доверили подчиненным сокурсника высокопоставленного сотрудника республиканской прокуратуры Нурлана Ашурбекова, которого покойный ранее обвинил в пятимиллионной взятке. Столкнувшись с волокитой следствия и не веря в объективность региональных правоохранителей, семья убитого обратилась к руководителю Следственного комитета России Александру Бастрыкину с просьбой отстранить от дела его дагестанских подчиненных и забрать материалы в Москву.
О конфликте с и.о. начальника управления прокуратуры Республики Дагестан по надзору за процессуальной деятельностью СКР Нурланом Ашурбековым учредитель строительной компании “Гранит” Мурадхан Ризаев рассказывал в интервью ПАСМИ в июле прошлого года.
В 2019 году Ризаев написал явку с повинной о даче Ашурбекову взятки в 5 млн рублей за переквалификацию статьи обвинения по делу в отношении сына. Но в итоге в СИЗО попал сам Ризаев, которого обвинили в махинациях при возведении бюджетного жилья, а его зять, кизилюртовский межрайонный прокурор Абдулла Шахбанов, отказавшийся урегулировать конфликт, был уволен из органов надзора и попал под обвинение в вымогательство денег у подчиненного.
Впрочем, суд признал обвинения в адрес коммерсанта и его родственника несостоятельными. Выйдя из-под ареста, Ризаев снова выдвинул претензии в адрес Ашурбекова, и был застрелен возле собственного дома в Махачкале 3 января 2022 года. О том, как продвигается расследование и почему родственники считают его необъективным, журналисту Первого антикоррупционного СМИ рассказал Абдулла Шахбанов.
Опасный подозреваемый
По словам собеседника редакции, о связи убийства Ризаева с историей о пятимиллионной взятке могут свидетельствовать первые результаты расследования преступления. Абдулла Шахбанов рассказал, что один из двух задержанных дагестанскими полицейскими предполагаемых исполнителей — мужчина по имени Ислам, является зятем Шамиля Мехтиева, которого считают доверенным лицом экс-министра строительства и ЖКХ Республики Дагестан Ибрагима Казибекова и его сестры Фатимы Даудовой. Именно они ранее выступали посредниками Ашурбекова, предлагая Мурадхану Ризаеву от лица сотрудника дагестанской прокуратуры забрать заявление о даче взятки в 5 миллионов.
О визитах Казибекова и Даудовой в 2019 году предприниматель уже рассказывал и правоохранительным органам, и журналистам. Более того, в распоряжении республиканского СК есть запись разговора с участием женщины, которую в ходе беседы называют Фатимой Даудовой. На этой записи Даудова объясняет дочери Мурадхана Ризаева Мадине, что если ее отец перестанет добиваться возбуждения уголовного дела о передаче взятки, то эти 5 миллионов Нурлан Ашурбеков якобы может вернуть через ее брата Ибрагима Казибекова.
На данные условия Ризаев не согласился, но дело против Ашурбекова дагестанские следователи возбуждать отказались. При этом самого заявителя осудили за хищение 570 млн рублей в ходе реализации программы “Ветхое жилье” при пособничестве Казибекова. Последний от следствия скрылся и был объявлен в розыск. Ризаев же вину не признал, назвав уголовное преследование местью со стороны прокурора Ашурбекова. В январе 2021 года кассация отменила решение первой инстанции в связи с нарушениями Уголовно-процессуального кодекса. Дело Ризаева было возвращено на повторное рассмотрение, а предпринимателя выпустили из СИЗО под подписку о невыезде.
Они в курсе:
— прокурор Дагестана Алексей Ежов
— руководитель СУ СКР по Республике Дагестан Анатолий Щуров
— глава УФСБ по Дагестану Алексей Егоров
Как только бизнесмен оказался дома, он потребовал повторной проверки своего сообщения о передаче денег Ашурбекову, после чего Ризаева вновь стали навещать “переговорщики”. “Ризаев рассказывал мне, что в течение 2021 года к нему несколько раз приходила Фатима Даудова. В ходе этих визитов она якобы снова пыталась уговорить Ризаева успокоиться и отозвать свое заявление о даче взятки Нурлану Ашурбекову”, — отметил Абдулла Шахбанов.
Однако, коммерсант вновь отказался от сделки. При этом, его усилия по привлечению внимания силовиков к признаниям о даче взятки все же принесли определенный результат. Как рассказал Шахбанов, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Ашурбекова в 2021 году был отменено. Впрочем, затем пришел повторный отказ, который Ризаев начал оспаривать как раз перед убийством. “Таким образом, Ризаев создавал серьезные проблемы Ашурбекову, и данный факт нельзя не учитывать в ходе расследования”, — уверен собеседник ПАСМИ.
Дружеское следствие
Но, по мнению Шахбанова, задержать предполагаемых исполнителей убийства удалось, лишь благодаря оперативной работе сотрудников МВД Дагестана, тогда как представители республиканского СКР, напротив, проявляют волокиту.
По сведениям собеседника ПАСМИ, сейчас материалы находятся в первом отделе Следственного управления СКР по Республике Дагестан, руководителем которого является студенческий друг Ашурбекова Максим Мирзабалаев.
“В течение недели после убийства не был допрошен ни один из родственников и друзей Мурадхана Ризаева, хотя они очень хотят сообщить следователям о подозреваемых ими лицах. Что это, если не намеренный саботаж? Срок в одну неделю вполне достаточен, чтобы были утеряны следы связи заказчиков убийства с исполнителем”, — подчеркнул Шахбанов.
Они должны быть в курсе:
— глава Республики Дагестан Сергей Меликов
— генпрокурор Игорь Краснов
— председатель СКР Александр Бастрыкин
Родственники убитого предпринимателя полагают, что Мирзабалаев в интересах Ашурбекова может оказывать давление на своего подчиненного — следователя по делу об убийстве Ризаева Ахмеда Магомедалиева.
Более того, семья Мурадхана Ризаева обращает внимание, что Нурлан Ашурбеков занимает должность главы управления республиканской прокуратуры по надзору за следствием, и следовательно, имеет рычаги влияния на руководителя дагестанского СУ СКР Анатолия Щурова.
В этой связи родственники убитого — жена Гюльдеста Ризаева, сын Саид Ризаев и дочери Мадина Шахбанова и Диана Булачева — написали ходатайство на имя председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина об отводе от расследования его республиканских подчиненных.
Обращение было принято 9 января 2022 года. Заявители рассчитывают, что по итогам его рассмотрения расследованием дела об убийстве займется центральный аппарат СКР.
Взятка дагестанскому прокурору аукнулась расстрелом
бастрыкина просят забрать дело об убийстве бизнесмена у республиканских следователей.