Хотите посостязаться в сообразительности с сыщиками из Следственного управления УМВД по Калининградской области? Тогда решите задачку, она кажется сложной только на первый взгляд. Итак, российский доход от янтарного бизнеса – порядка 20 млн долларов в год. Слёзы, а не доход. Соседние Литва и Польша зарабатывают на янтаре намного больше – свыше 600 миллионов. А 96% всех разведанных запасов ценной ископаемой смолы сосредоточены в Балтийском анклаве России. Так что же выходит, Варшава и Вильнюс обогащаются за наш, российский счёт? И какова роль в этом процессе калининградского губернатора? Странно было бы думать, что он не в курсе происходящего. Но если он в курсе, то почему третий год ничего не меняется, ведь Николай Цуканов возглавил анклав ещё в 2010 году? Что это – недальновидность, бессилие изменить ситуацию или, быть может, личная заинтересованность?
На днях УМВД по Калининградской области продлило срок предварительного расследования по уголовному делу, возбуждённому в отношении «янтарного короля» Виктора Богдана по кличке Балет. Полицейские предполагают, что монополист янтарного рынка Богдан причастен к совершению мошенничества в особо крупном размере, да ещё в составе организованной преступной группы. «Янтарная мафия»? Богдан укрылся в Израиле и наотрез отказывается общаться со следователями – преступление, в котором его обвиняют, считается тяжким. Кого ещё подозревают в мошенничестве, следователи не говорят. А слухи ходят самые разнообразные, подогревают их и недавние перестановки в руководстве ГУП «Калининградский янтарный комбинат». В августе единственный в мире промышленный конгломерат, добывающий и перерабатывающий «слёзы моря», перешёл в собственность госкорпорации «Ростех». И первым делом новые владельцы сменили директора предприятия. Не исключено, что к прежнему руководителю у следствия будет немало вопросов. Вероятно, прояснять ситуацию придётся и губернатору области. Ведь не случайно же калининградская пресса стала в последнее время живо интересоваться, мол, откуда у Николая Цуканова, десятый год находящегося на государственной службе, деньги на три жилых дома? И что может объединять губернатора с прежним руководством комбината и Виктором Богданом, предположительно главой мафиозного клана, обогатившимся на перепродаже российского янтаря за рубеж?
Чиновники и мафиози не подпускали людей со стороны к богатствам анклава
Допустим, у вас есть деньги и вы собираетесь получить калининградскую землю в аренду, чтобы на ней добывать янтарь. Для этого вам придётся принять участие в земельном аукционе. Но знающие люди говорят: до последнего времени выиграть такой аукцион было невозможно. Компании, пытающиеся получить на аукционах собственные участки разработки, бьются о бетонную стену. В соответствии с одним из писем на имя главного федерального инспектора компания-разработчик была запущена чиновниками по адскому кругу. Администрация Балтийского муниципального округа сначала затребовала кадастры, межевые планы, потом проектно-строительную документацию, а потом, когда компания прошла все этапы и затратила 600 тыс. рублей (видимо, этого чиновники не ожидали), отказала без чётких объяснений причин. Любопытно, что частники часто сталкиваются с произволом – были случаи, когда аукционы они проигрывали абсолютно неплатёжеспособным компаниям. Странным образом государевы люди предпочитают сидеть на сене. Вот выдержка из письма: «ООО участвовало в двух земельных аукционах и, хотя предлагало весьма значительные финансовые средства за право аренды (более 10 млн рублей за 1 гектар), было признано проигравшим. Однако компании, выигравшие данные земельные аукционы, отказались заключить договоры аренды земельных участков в установленном законодательством порядке, арендная плата не вносилась, и участки по настоящее время находятся в муниципальной собственности». В другом письме предприниматели ещё более конкретны: «или включай в долю балет с подтанцовкой из мелких чиновников, или, если так нужен янтарь, становись «чёрным копателем». И снова вопрос: а знал ли об этом губернатор? Местная сервильная пресса на сей счёт намекает, что-де Николай Цуканов и Виктор Богдан вообще не знакомы. Но мы считаем, что это не совсем так.
Два года назад губернатор приехал на комбинат в посёлок Янтарный и пообщался с его руководством в присутствии прессы. Публикацию в местной газете «Новые колёса» позже растащат на цитаты – имеет смысл и нам привести парочку, для пущей ясности. Итак, губернатор Николай Цуканов: «Мы добываем янтарь, он вывозится за границу. Там из него делают украшения и потом очень задорого их продают. Хотя всё это мы бы могли делать сами. В результате вся добавочная стоимость остаётся за пределами области». Бывший глава комбината Юрий Мухин: «После развала СССР добыча янтаря попала в руки криминала. В результате добыча и особенно переработка были начисто убиты. В 2002 году предприятие обанкротилось. Но сейчас оно в надёжных государственных руках». «Государственное предприятие? – слегка повысил голос Цуканов. – Я против, чтобы оно было государственным». Забегая вперёд, скажем, что после памятной встречи с руководством комбината российское правительство – с подачи губернатора – исключило Калининградский янтарный комбинат из перечня стратегических предприятий и дало добро на его приватизацию. И вот тут-то и начинается цирк с конями. Ну, или, если угодно, «балет».
В приватизации комбината была заинтересована «янтарная мафия»
Вновь вернёмся на ту самую памятную встречу губернатора с руководством комбината двухлетней давности, где и произошло знаменательное знакомство. Вновь процитируем газету «Новые колёса». «Всё, что здесь говорится, это неправда», – возразил крупный мужчина в голубой футболке. «Вы кто?» – вздрогнул Мухин. «Я – директор частного предприятия по переработке янтаря Виктор Богдан». «Вот как?! – удивился губернатор. – Давайте, выкладывайте!» И Богдан выложил: и про то, что янтарный комбинат интересуют только крупные фракции янтаря – крупные куски. И про то, что за границу уходит вовсе не половина этих крупных фракций – 15 тонн в год, а практически всё добытое – 29,5 тонны. «Так-так-так, – наморщил лоб Цуканов. – Всего 500 кило… А куда деваются остальные? Давайте-ка об этом поподробнее!» «Нет, – запротестовал Богдан. – Только один на один. В вашем кабинете».
Что происходило далее, можно только догадываться. Но – по факту! – итогом встречи губернатора с предполагаемым мафиози стало то, что комбинат стали готовить к передаче в частные руки. И если бы не вмешательство государства, заправлял бы делами в Янтарном сегодня не кто иной, как Балет. Надо сказать, что подобные двусмысленные истории сказываются на авторитете местных властей не лучшим образом. Этим летом губернатор Цуканов скатился в рейтинге Агентства политических и экономических коммуникаций с 54-го места на 70-е – политологи подтверждают, что, как правило, за такими крутыми рейтинговыми «пике» неизбежно следует отставка. Что же до комбината, то всех его проблем вмешательство из Москвы пока не решило, разве что наконец-то начался поиск стратегического инвестора. После того как на комбинате сменилось руководство, а Виктор Богдан ударился в бега, со складов предприятия прекратилась отгрузка янтаря-сырца. Ювелиры забили тревогу, жалуясь на дефицит сырья, заставляющий их скупать «слёзы моря» у нелегальных старателей.
«Чёрные копатели» добывают в 10 раз больше, чем государство
Эти самые нелегальные старатели – или, если угодно, «чёрные копатели» – те, кто занимается добычей мелких фракций янтаря, которыми на комбинате не интересуются. Принято считать, что это, в массе своей, некие одиночки, на свой страх и риск добывающие застывшую смолу. Но, как выяснилось, это не совсем так: как правило, эти люди неплохо организованы и экипированы, а приглядывают за ними местные бандиты, сподвижники пресловутого Балета. Сколько же янтаря добывают эти самые «чёрные копатели»? Оказывается, порядка 350 тонн в год! В прошлом году ФСБ доложила о партии янтаря, которую реализовала контролируемая людьми Балета структура «Амбер плюс» в Клайпеде – целых 20 тонн. И таких партий в Прибалтику и Польшу уходило не менее 15–20 ежегодно.
В прошлом году депутаты Госдумы завернули законопроект, предлагающий сажать на шесть лет тех, кто занимается незаконной добычей янтаря. Губернатора Цуканова можно считать лоббистом этого законопроекта, ведь не случайно он сетовал журналистам, что-де копатели «ничего не боятся, они живут прямо возле карьеров и добывают янтарь. И, к сожалению, мы сделать ничего не можем». Но, по нашему мнению, после памятной встречи с Балетом законодательный пыл Цуканова отчего-то сошёл на нет. Не оттого ли, что в беседе один на один двум авторитетным людям удалось разрулить все вопросы к общему удовольствию сторон?
Помнится, комментируя объявление Богдана в розыск, губернатор Калининградской области написал в своём микроблоге: «Каждый Балет будет иметь свой «камерный» театр». Занятно будет проследить, кто же займёт места в зрительном зале – на жёстких тюремных шконках.
Янтарная мафия
Что может объединять губернатора Цуканова с главой мафиозного клана Балетом, обогатившимся на перепродаже российского янтаря за рубеж?