Вот отчего так: проворовавшихся и осуждённых областных руководителей – раз-два и обчёлся, а городских – целая прорва? Ощущение, что эта некая новая норма: других, мол, градоначальников у нас для вас нет.
А не пора бы крымских городских управленцев то ли проверять как-то до назначения, что ли, то ли сменить саму процедуру их назначения? То же, впрочем, касается и ряда других российских регионов. А может, и всей страны в целом
Есть города, руководители которых десятилетиями, один за другим, отправляются под суд и на нары – Владивосток, например. Первого мэра Виктора Черепкова судили за взятку в виде золотых часов, правда, в итоге ему удалось доказать свою невиновность. Зато Борис Ельцин дважды снимал его с должности – своими указами. Сменившего Черепкова Юрия Копылова дважды судили за превышение должностных полномочий – при строительстве колумбария и за незаконное израсходование 4 млн рублей на охрану личного особняка. Присудили четыре и три года, оба срока дали условно. Можно сказать, повезло.
«Кресло мэра Владивостока не заколдованное, – как-то признался Копылов. – Просто должность – расстрельная». И на что же это он намекал? Копылова сменил Владимир Николаев, и в феврале 2007-го краевая прокуратура возбудила уголовное дело за превышение им полномочий, а суд отстранил мэра от должности. Обвинений звучало немало – на бюджетные деньги Николаев содержал личную охрану и автомобильный эскорт, летал за границу чартерами и др. Короче говоря, несколько месяцев Николаев провёл в СИЗО, доказывая, что уголовное дело – политический заказ. Срок ему дали условный, однако экс-мэр сбежал в Таиланд и не вернулся, после чего уголовно-исполнительная инспекция в суде добилась замены условного срока на реальный. Сейчас, говорят, судебное решение снова пересмотрели и Николаев вроде бы вернулся в Россию, но это неточно.
Сменил Николаева в кресле Игорь Пушкарёв. За ним, в конечном счёте, приехали силовики из Москвы. И увезли Пушкарёва в Матросскую Тишину, обвинив – вы таки не ошиблись! – в превышении должностных полномочий и коммерческом подкупе. По версии следствия, Пушкарёв «мотивировал» гендиректора МУП «Дороги Владивостока» Андрея Лушникова закупать стройматериалы для дорожных работ у цементного холдинга «Востокцемент», принадлежащего его семье. Но венцом обвинения стала взятка, которую мэру дал… его собственный брат Андрей Пушкарёв! По совместительству – гендиректор «Востокцемента». Короче, в финале – 15 лет колонии. Не надоела ещё эта эпопея? Тогда продолжаем: через непродолжительное время, меньше года, Пушкарёва сменил Олег Гуменюк. Назначенный ему в 2022 году срок отсидки пока рекордный – 16,5 года колонии и штраф в 150 млн рублей. Теперь мэром приморской столицы трудится Константин Шестаков, и тьфу-тьфу-тьфу бы, как говорится, но его заместителя Алексея Ляйфера в прошлом году арестовали за махинации с землёй. Вот вам история одного города в посадках градоначальников.
Типичные сюжеты, типичные руководители
Не сказать, что прошлый год изобиловал рекордами мэрских посадок, но таковых эпизодов случилось немало. В октябре под домашний арест отправили главу администрации Новочебоксарска Дмитрия Пулатова. Управление СКР по Чувашии обвиняет Пулатова в превышении должностных полномочий, а точнее «в создании необоснованных преимуществ и оказании покровительства одной из строительных компаний, не имеющей достаточного опыта успешной работы на рынке», в управлении которой Пулатов якобы «участвовал через доверенных лиц». Общая сумма контрактов, заключённых с этой компанией, превысила 200 млн рублей. «Коммерсантъ» сообщает, что анонимная компания якобы именуется «Стройтрест», до 2023 года ею управляла супруга градоначальника. Глава Чувашии Олег Николаев инициировал досрочное расторжение контракта с Пулатовым по утрате доверия. Недавно ему продлили домашний арест.
В августе прошлого года силовики задержали мэра Шлиссельбурга Артёма Жёлудова за злоупотребление полномочиями в бытность его главой администрации соседнего посёлка Приладожское. В июле 2023 года Следственный комитет Ленобласти возбудил в отношении него уголовное дело о злоупотреблении полномочиями: куда-то испарились 5 млн рублей, выделенных на ремонт детских площадок и замену канализационных люков. Скажете – мелочь, а как быть, если других денег в городке не сыскать?! Короче говоря, депутаты Шлиссельбурга предприняли попытку уволить взятого силовиками в оборот мэра, но тот подал в суд. Впрочем, вернуться к работе Жёлудову помешали силовики – освобождённого из Крестов градоначальника вновь задержали. Осенью мэра отпустили под домашний арест, но дело тем временем пухнет – к обвинениям добавился эпизод с принятием в эксплуатацию жилого дома без госэкспертизы (в итоге новостройку признали аварийной). А в ноябре Жёлудов вновь оказался в СИЗО – его заключили под стражу из-за нарушения им условий домашнего ареста.
Фактически весь 2023 год шло следствие по делу экс-мэра Тынды Марины Михайловой – осенью к следствию неожиданно подключилось ФСБ. Выясняется, что у Михайловой, стандартно обвинённой в превышении полномочий, могли быть непростые визави – как раз по линии контрразведки. Но фабула обвинения на первый взгляд типичная – Михайлова «незаконно оплатила» подрядной организации, проводившей ремонт главной улицы Тынды – Красной Пресни – 132 млн рублей. С весны 2023-го Михайлова сидела в СИЗО Благовещенска, затем её перевели под домашний арест, и вот снова решётка. А ФСБ тем временем держит интригу.
До того доходит, что доброхоты стали рассуждать: ну и что, что ворует, ведь в меру? Ещё немного, кажется, и появится новая норма. Нет, не норма! И что-то срочно нужно менять «в консерватории», как шутил Жванецкий, пока не поздно
Взятка в виде тренажёра
На минувшей неделе в Томске бывшего градоначальника Ивана Кляйна осудили по второму уголовному делу. Советский районный суд признал его виновным в злоупотреблении должностными полномочиями и назначил год колонии общего режима. С учётом предыдущего приговора общий срок составил 2 года и 9 месяцев, но от наказания Кляйна, так или иначе, освободили – зачли время, что он провёл под стражей и домашним арестом. Занятно, что другим обвиняемым по тем же делам проходил бывший глава департамента дорожного строительства Сергей Аушев (ему дали условный срок). Предшественнику в Томске, Александру Макарову, впаяли целых 12 лет колонии строгого режима (!) за мошенничество, вымогательство и получение взятки. Макаров отбыл часть наказания и несколько лет назад вышел по УДО.
Прошлой весной на заседании Заксобрания Свердловской области глава областной полиции Александр Мешков пообещал возбуждение нескольких уголовных дел против районных и городских руководителей, подозреваемых в нецелевом расходовании бюджетных средств. Обыски прошли у главы Каменского городского округа Сергея Белоусова, а дело в отношении экс-главы Пышминского городского округа Виктора Соколова даже успели передать в суд (в итоге его судят за взятку в особо крупном размере). То ли в связи с происходящим, то ли нет, но неожиданно в отставку попросился мэр Талицы Александр Толкачёв, убыв на руководящую должность в Ростовскую область. Видимо, запущенный Мешковым процесс небыстро, но всё же пошёл, анонсированы ещё несколько громких посадок с отставками. Как нам стало известно, большинство разбирательств могут быть связаны с персоной бывшего руководителя Железнодорожного дорожно-эксплуатационного управления Юрия Горланова, тесно взаимодействовавшего с местными руководителями в деле освоения дорожных фондов.
Но добро бы воровали миллионами – так нет! То ли инстинкт срабатывает, то ли жадность непомерна, то ли резко сократилась кормовая база. Мэра Троицка (Челябинская область) Александра Виноградова в декабре задержали силовики по подозрению в получении взятки – взамен на разрешение строительства посредники, по версии следствия, вручили Виноградову… беговую дорожку! Тренажёр. Градоначальника также подозревают в содействии застройщикам касательно ввода в эксплуатацию негодных построек, но там, похоже, благодарили не тренажёрами. А беговую дорожку у Виноградова изъяли. Да она ему и не скоро понадобится – в отношении мэра возбуждено аж три дела: по ч. 4 статьи 290 «Получение взятки, ч. 3 статьи 291 «Дача взятки», ч. 2 статьи 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве».
Добро бы воровали миллионами – так нет! То ли инстинкт срабатывает, то ли жадность непомерна, то ли резко сократилась кормовая база. Мэра Троицка Челябинской области Александра Виноградова в декабре задержали силовики по подозрению в получении взятки – взамен на разрешение строительства посредники, по версии следствия, вручили Виноградову… беговую дорожку! Градоначальника также подозревают в содействии застройщикам касательно ввода в эксплуатацию негодных построек
Может, изменить процедуру назначения?
И вот тут, пожалуй, стоит прерваться и сделать лирическое отступление. В Свердловской области зачистку местечкового руководства инициировал глава полиции, ибо, по всей видимости, допекло. В Приморье (Дальнегорск, Спасск-Дальний и т.д.) – Следственный комитет. А бывает иначе – если, скажем, вышестоящему руководству становится о чём-то таком известно, но до крайних мер доводить по каким-то причинам не резон. В украинском Симферополе за четверть века сменилось три градоначальника. Все трое были неоднозначными, южная столица при них, прямо скажем, не расцветала, но и в скандалах они тем не менее не фигурировали. А за последнее десятилетие в Симферополе сменилось семь мэров. При этом шлейф от Игоря Лукашева уходил прямиком в лихие 90-е («Наша Версия» об этом подробно писала), а Елена Проценко, как только к ней в мэрию нагрянули силовики из Москвы, бесследно испарилась (об этом «Наша Версия» тоже подробно рассказывала). Её заместители, которым выдвинули уголовные обвинения, подались в бега. А нынешний градоначальник Михаил Афанасьев, руководящий столицей с 2022 года, оказался «под колпаком» у главы Крыма Сергея Аксёнова – осенью 2022 года против четверых членов команды Афанасьева, занимающих руководящие посты в администрации Симферополя и департаменте административно-технического контроля, были возбуждены уголовные дела о получении взятки в крупном размере группой лиц. «Группу лиц» задержали силовики 6 октября 2022 года, когда эта группа получала от местного предпринимателя часть подношения.
Принимая во внимание десятки (!) осуждённых при Аксёнове мэров городов и членов правительства Крыма, ситуация не может не вызывать справедливых опасений и даже подозрений. В самом деле, если мэра крымской столицы меняют примерно раз в полтора года, то одно из двух: либо кадровая политика республиканского руководства хромает на обе ноги, либо – что? Интерес? Между тем ничего не меняется – три года назад в Евпатории задержали главу горсовета Олесю Харитоненко за незаконное выделение земли застройщикам. Потом отпустили, объяснили, что это ошибка. Но затем Харитоненко снова задержали. В конечном счёте в августе прошлого года Евпаторийский городской суд приговорил главу горсовета Евпатории Харитоненко к двум годам колонии общего режима за злоупотребление должностными полномочиями. На фоне 10-летнего тюремного срока министра культуры Крыма Арины Новосельской – так себе приговор, но примечателен факт – а не пора бы крымских городских управленцев то ли проверять как-то до назначения, что ли, то ли сменить саму процедуру их назначения? То же, впрочем, касается и ряда других российских регионов. А может, и всей страны в целом.
Типичные мэрские истории
А продолжать перечисление можно, кажется, бесконечно. В декабре 2023 года уголовное дело по обвинению в превышении должностных полномочий возбудили против мэра Ижевска Олега Бекмеметьева. В первый раз задержали его ещё летом, в сентябре поместили под стражу, но затем отпустили под домашний арест. Обвиняют Бекмеметьева в двух фактах злоупотребления должностными полномочиями. По данным следствия, мэр передал без проведения торгов в собственность строительной компании земельный участок, находящийся в муниципальной собственности. Типичная, можно сказать, мэрская история. Чтобы далеко не отходить от Удмуртии: в октябре там начали судить главу Красногорского района Дмитрия Клабукова, обвиняемого в служебном подлоге. В июне он собрался покинуть пост «по собственному желанию» и, возможно, сбежал бы, как многие его коллеги, когда бы глава Удмуртии Александр Бречалов не попросил прокурора республики «разобраться в ситуации». Можно припомнить и скандалы вокруг мэра Орла Юрия Парахина, в отношении которого как минимум дважды заводили уголовные дела – в 2021 и 2022 годах (одно – за халатность, второе – по «профессиональной» мэрской статье за превышение полномочий). Мэра Ульяновска Дмитрия Вавилина в октябре обвинили в незаконном выписывании себе премии – тоже превышение полномочий. Бич какой-то, это самое превышение! А в ноябре силовики пришли за главой администрации Катангского района Иркутской области (в документах и публикациях местных изданий он фигурирует как мэр) Сергеем Чонским. Конца-краю таким сюжетам, как видно, не видать.
Выводы делайте сами. Обобщать, может, и не резон, но как-то сам собой этот вывод напрашивается, согласитесь. До того доходит, что доброхоты стали рассуждать: ну и что, что ворует, ведь в меру? Ещё немного, кажется, и появится новая норма. Нет, не норма! И что-то срочно нужно менять «в консерватории», как шутил Жванецкий, пока не поздно.
За что сажают мэров в России
Самая распространенная статья - превышение должностных полномочий. Таких дел уже десятки.