Деньги-"зурабки", московские казино, вагоны с медью и парк развлечений, в котором основательно развлекся только один человек. Журнал "Деньги" разбирался, как скульптору Зурабу Церетели удается дарить городам памятники, в которых только бронзы на несколько сотен миллионов рублей.
Жители Санкт-Петербурга собирают подписи под петицией против установки в городе памятника Христу работы Церетели. Статуя была отлита скульптором в 2013 году, имеет высоту 33 метра — по числу прожитых Христом лет — и поначалу предназначалась в дар городу Сочи, но там не нашлось для нее места. Теперь Церетели утверждает, что изваял статую специально для того, чтобы подарить ее Санкт-Петербургу, причем не одну, а в составе композиции из 17 работ, из которых 14 являются восьмиметровыми памятниками членам царской семьи Романовых.
Против Христа, превосходящего размерами даже памятник в Рио-де-Жанейро (он без постамента — всего 30 метров), высказалась не только светская общественность, но также представители дома Романовых и даже Русская православная церковь. Последняя сообщила, что в христианстве нет практики поклонения памятникам. Журнал "Деньги", со своей стороны, обсуждать этические или художественные аспекты не берется, но впечатлен стоимостью подарка. Опрошенные нами скульпторы подсчитали, что, по самым скромным расчетам, без логистики, монтажа и постаментов себестоимость 17 скульптур составляет 320 млн руб. Щедро, учитывая, что всего месяцем раньше был установлен другой подарок Церетели людям — 82-метровый памятник Колумбу в Пуэрто-Рико. Тоже ведь, наверное, миллионов 150 потратил. Впрочем, биография самого успешного российского скульптора доказывает, что обеднеть, раздавая такие подарки, нельзя.
Как Тициан
Много лет назад, отвечая на вопрос журналиста, Зураб Церетели говорил, что бедным художником он быть никогда не хотел, а хотел быть, например, как Тициан, которого "обожал весь венецианский сенат, вся Венеция, все императоры иностранные".
Как известно, Тициан был неприлично богат, устраивал роскошные балы в своем палаццо, а не попавшие на эти балы злопыхатели писали о нем как о "наиболее алчном из людей, когда-либо созданных природой".
Зураб Церетели, которого газета The Georgian Times в 2007 году включила в десятку самых богатых грузин в мире с оценкой состояния $2 млрд, на самом деле преуспел больше Тициана: у него практически нет даже недоброжелателей. Благодаря своему обаянию и умению договариваться он пережил в качестве "придворного" скульптора несколько поколений власти и не растерял своего.
Звание "грузинского миллионера" Зураб Церетели получил уже в 70-е, и есть прелестная легенда о том, что 50-рублевую купюру в это время в Грузии называли "зурабкой", потому что мельче денег молодой скульптор не признавал. Состояние пришло к нему просто: рано возглавив монументальную секцию Союза художников Грузии, Зураб Константинович получил доступ к заказам на оформление главных партийных здравниц. Его скульптуры, а также мозаичные и декоративные панно украсили Гагры, Сухуми, Боржоми, Адлер, Сочи, Мисхор и Пицунду.
В Пицунде случился первый в его биографии скандал. Ходили слухи, что у ОБХСС МВД Грузинской ССР возникли претензии к скульптору: якобы смета работ была необоснованно завышена. А подвели Церетели бамбуковые шторы: по документам они были оформлены как уникальные художественные произведения. Но все обошлось: у Церетели довольно рано появились высокие покровители, среди которых были и первый секретарь ЦК компартии Грузинской ССР Эдуард Шеварднадзе, и Михаил Посохин, главный архитектор Москвы. Дружба с последним, кстати, переросла в родство: дочь Церетели вышла замуж за сына Посохина, тоже не последнего человека в архитектурной среде Москвы. С 1993 года он возглавляет "Моспроект-2", который с легкой руки архитектурного критика Григория Ревзина в конце 90-х годов был прозван "придворной мастерской" мэра Москвы Юрия Лужкова. В "эпоху Лужкова", конечно, и началось превращение миллионера в миллиардера.
Казино и медь
В середине июля этого года в Москве арестовали вора в законе Шакро Молодого (Захария Калашова), и в результате на свет всплыли многие истории. Одна из них касается Церетели. Как выяснилось, уже в середине 90-х годов он вместе с американцем грузинского происхождения Алексом Крейном и бывшим сотрудником Минобороны СССР Карленом Азизбекяном являлся совладельцем двух московских казино — "Кристалл" и "Голден Палас". Предполагается, что в 2000 году банда Шакро отобрала оба казино у предпринимателей, а юрист Церетели Владимир Духнов и Алекс Крейн были убиты.
К началу 90-х относится и еще один "лихой" эпизод, приписываемый Церетели. Речь идет о скульптуре Колумба — скорее всего, о том самом Колумбе, который только что счастливо укоренился в Пуэрто-Рико. В 1992 году он только начинал свой нелегкий путь: Россия хотела подарить его США. В связи с этим Лужков просил Бориса Ельцина освободить от таможенных сборов материалы для композиции. Ваять Колумба предполагалось из бронзы. Но работники таможни, вскрывшие вагоны, идущие с комбината "Уралэлектромедь" под Екатеринбургом, обнаружили там 85 тыс. тонн меди, что составляло 10% годового медного экспорта России. По факту контрабанды было возбуждено уголовное дело, но корыстного интереса Церетели следствие не обнаружило.
Через два года "дело о русской статуе" обсуждалось уже в Испании: фигуру Голиафа работы Церетели мэрия Москвы преподнесла в дар испанскому городу Марбелья. Некоторое время спустя член оппозиционной испанской Социалистической рабочей партии Исабель Гарсиа Маркес заявила, что на самом деле это был никакой не подарок. Мэра Марбельи Хесуса Хиля обвинили в том, что он заплатил за статую из бюджета около $1 млн, но не напрямую. Лужков и Церетели якобы получили оплату земельными участками, которые скульптор позже обменял на апартаменты в коттеджном поселке Лос-Гранадос. Однако испанская газета El Mundo снова утверждала, что статуя — только вершина айсберга, а на самом деле это была ширма, под прикрытием которой из России контрабандой вывозились медь и бронза. Правоохранительные органы Испании возбудили по этим обвинениям уголовное дело, оно было не единственным против мэра Марбельи — всего он обвинялся по 70 уголовным делам. Через несколько лет "дело о русской статуе" было прекращено: материалы по делам Хиля были украдены, а испанский служащий, которого обвинили в краже материалов, погиб при загадочных обстоятельствах.
Попасть в "придворные скульпторы" Лужкова, несомненно, было большой творческой удачей Церетели. С Юрием Михайловичем у скульптора была не просто дружба, а тоже (как и с советским покровителем Посохиным) практически родство: Церетели является крестным отцом его дочери Ольги, родившейся в 1994 году. Скульптор лично дважды ваял Лужкова: один раз — в образе дворника (по мнению Церетели, это очень символично, поскольку работа дворника схожа с работой мэра), второй раз — в образе спортсмена, одновременно играющего в футбол и теннис. Обе скульптуры стоят в галерее Церетели на Пречистенке.
Заказы в Москве — один масштабнее другого — сыпались на скульптора как из рога изобилия. Церетели руководил работами по созданию мемориального комплекса на Поклонной горе, участвовал в реконструкции Московского зоопарка, но больше всего, конечно же, запомнится москвичам тремя вещами — реконструкцией Манежной площади, возведением памятника Петру I и проектом воссоздания храма Христа Спасителя.
В отличие от предшественников (Колумб в Америке и Голиаф в Марбелье), монумент Петра I Москве был не подарен, он был изготовлен по заказу московского правительства. Неважно, что горожане от подарка всеми силами отпихивались. Из бюджета было уплачено 100 млрд неденоминированных рублей ($16,5 млн) за создание и установку памятника.
По поводу гонораров, запрошенных Церетели за работы мастеров по отделке храма Христа Спасителя, между ним и мэром пробежала первая кошка. Услышав запрошенную за работу сумму (для начала Церетели потребовал $1,2 млрд), Лужков высказал готовность за такие деньги уволиться и лично залезть на леса с кисточкой. Примечательна и история о том, как храм стараниями Церетели пытались отделать синтетическими материалами. Лужков заверил, что на мрамор для скульптур денег не пожалеют, однако Церетели стал продвигать идею использования материала декоративит, который прочие специалисты упорно называли пластиком. В случае с ХХС от пластика удалось отбиться: в оформлении использована главным образом бронза, зато эту идею удалось масштабно реализовать на следующем проекте — торговом комплексе "Охотный ряд". Вообще-то изначально конкурс на реконструкцию Манежной площади выиграл архитектор Борис Улькин, который предлагал создать на площади целый город под землей с музеем, театром, кинотеатром и детским игровым центром. Но потом Улькин из проекта каким-то образом пропал, и за него взялся "Моспроект-2" во главе с зятем Церетели. В итоге культурные заведения из проекта исчезли тоже, остался один торговый комплекс. По стоимости строительства он стал одним из самых дорогих в мире — квадратный метр обошелся в $5 тыс., чего не скажешь о его отделке: исторический декор "Охотного ряда" был выполнен из пластмассы.
После бала
Отношения Лужкова и Церетели стали портиться еще до отставки мэра. В 2007 году московское правительство отобрало у Фонда детского парка чудес, учрежденного Церетели, 330 га земли в Нижних Мневниках. Участок фонду был выделен в 1994 году в бессрочное пользование для строительства "русского Диснейленда", но за 13 лет ни парка, ни инвесторов в проекте так и не появилось. Зато, как заявил в 2007 году заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь, на участке были построены бензоколонка, ресторан "Ермак", байк-клуб Sexton, цементный завод и рынок. При этом фонд, сдавая участки в аренду сторонним компаниям, пользовался льготами по налогу на землю. Налоговики требовали от него доплаты 800 млн руб. налога, но фонду удалось оспорить это в суде.
Как писала газета "Коммерсантъ", Церетели собирался построить в Нижних Мневниках и торговый комплекс. Привлечь в проект скульптор намеревался крупнейших московских девелоперов — Года Нисанова и Зараха Илиева, владеющих, в частности, ТК "Европейский" и гостиницей "Украина". Церетели был связан с бизнесменами еще по строительству "Европейского": скульптор выступал соучредителем ЗАО "Киевская площадь" (доля в 12%), которое являлось заказчиком и инвестором строительства торгового комплекса. Для застройки Мневников в 2005 году было создано ООО "Город чудес": согласно данным СПАРК, Фонд детского парка чудес выступал его совладельцем, а Год Нисанов — гендиректором.
Реализовать планы партнеры не успели, а вскоре московская эра Церетели и вовсе закончилась: в 2010 году Лужков был снят с формулировкой "в связи с утратой доверия". Церетели, в отличие от своего покровителя, ни доверия, ни состояния не утратил.
Он остается владельцем нескольких зданий в Москве. Так, скульптор занимает несколько зданий на Большой Грузинской. Дом под номером 15 еще в 90-х был передан ему под жилье и мастерскую. Соседние строения (под номерами 1 и 3), которые числятся за Музеем современного искусства, созданным "под Церетели" еще при Лужкове, также находятся в собственности скульптора. Принадлежат ему и три других здания музея — на Петровке, в Ермолаевском переулке и на Тверском бульваре.
Общественное движение "Архнадзор" несколько лет назад нашло у Церетели особняк в Волковом переулке — в историческом здании незаконно велась реставрация. Тем не менее, по данным "Архнадзора", сегодня она почти завершена. У скульптора также обнаруживались здания в Товарищеском переулке и на улице Брянской — городские власти судились с Церетели из-за того, что в первом случае он незаконно провел реконструкцию, а во втором незаконно построил ювелирный магазин, аптеку и кафе, хотя участок был предоставлен всего лишь в аренду.
За глыбу деньги
Как Зураб Церетели стал богатым художником.