Второй фигурант дела – двоюродный брат Гергиева Казбек Лакути – приговорен к 5 годам условно. Судья Елена Сташина наложила на Зотова обязанность возместить ущерб в 132 млн рублей двум другим некоммерческим организациям – "Пасхальному московскому фестивалю" и фестивалю "Звезды белых ночей", деятельностью которых осужденный также руководил и которые вовлек в свою схему.
Польза раскаяния
Судья Елена Сташина нашла достаточно убедительными доводы прокуратуры и следствия для вынесения обвинительного приговора по всем пунктам. На решение суда повлияла и позиция Зотова, который при даче показаний отказался отвечать на вопросы суда, гособвинителя и потерпевших. Противоположную реакцию возымело частичное признание вины со стороны Лакути, добровольно возмещение им ущерба и его сотрудничество со следствием. Именно на этом основании двоюродный брат Гергиева получил условный срок.
"Казбек, это твой срок, если бы ты не поддался на шантаж, ничего этого бы не было!" — выкрикнул Зотов после оглашения приговора.
Перед выходом судьи Сташиной из совещательной комнаты Зотов успел заявить журналистам, что вину не признает, а уголовное дело считает инспирированным своими врагами. После нескольких настойчивых просьб журналистов Зотов скал: "Я считаю, что Валерий Гергиев мог решить эту проблему в рамках гражданско-правового спора, но он избрал другой путь".
В приговоре судья Сташина сослалась на показания Гергиева как на один из основных доводов в пользу виновности подсудимых. Она пришла к выводу, что Зотов располагал полным доверием дирижера и использовал его для проведения хищения.
Квартирный вопрос
Суд пришел к выводу, что замысел похитить деньги из фонда Гергиева возник у Зотова в 2009 году, когда он задумался об улучшении жилищных условий для своей семьи и столкнулся с неподъемной ценой в 12 тыс. долларов США за квадратный метр облюбованной квартиры на Арбате. Но застройщики предложили компромисс – снизить цену до 6 тыс. долларов за метр при условии покупки вместо одной квартиры всех шести, оставшихся свободными на тот момент в доме. Зотов, как следует из приговора, польстился такой выгодной сделкой, привлек Лакути, и совместно они разработали схему хищения.
Пропавшие из фонда деньги, которые были получены в качестве пожертвований, должны были пойти на содействие развитию культуры, искусства, просвещения, разработку благотворительных программ, проведение конференций и выставок. Поле того, как пропажа была обнаружена, стремясь избежать огласки, подсудимые оформили заведомо невозвратные договоры займа, за счет которых возместили фонду Гергиева присвоенную сумму из средств подконтрольных Зотову музыкального фестиваля "Звезды белых ночей" и "Московского пасхального фестиваля". Тем самым они компенсировали ущерб фонду Гергиева, но нанесли его в большем размере, приблизительно в 470 млн рублей, двум музыкальным фестивалям.
Суд при рассмотрении исков фестивалей принял решение сократить сумму требований до "материальной составляющей, подтвержденной материалами дела" — она составила 132 млн рублей.
Выплата этих средств, согласно решению судьи Сташиной, будет произведена за счет банковских счетов Зотова и продажи его недвижимости в Москве.
Полное непонимание
Зотов после оглашения приговора заявил судье Сташиной, что не понимает приговора и не согласен с ним. Судья адресовала его претензии апелляционной инстанции. Защитники уже заявили о намерении подавать жалобу в городской суд. С их точки зрения, в уголовное поле было выведено гражданско-правовое дело, а несоответствие между условным наказанием Лакути и реальным сроком для Зотова слишком несправедливо и свидетельствует о предвзятости суда, возникшей вследствие готовности Зотова доказывать свою невиновность и уступчивости Лакути.
О перспективах готовящейся жалобы говорит неутешительная для осужденных статистика Мосгорсуда. В то же время, допуская гражданско-правовой характер отношений Зотова и Гергиева, даже защита не оспаривает некоторую сомнительность действий своего клиента и необходимость нести за это определенную финансовую ответственность.
За воровство у Гергиева дали реальный срок
Бывший глава фонда Валерия Гергиева Юрий Зотов получил 8 лет колонии за похищение 245 млн рублей, которые он потратил на скупку элитной недвижимости в столице.