Напомним, 5 апреля произошел первый прорыв дамбы под Орском, 12 апреля была объявлена массовая эвакуация в Оренбурге, под водой оказались десятки тысяч домов. Еще 8 апреля жители Орска потребовали отставки мэра города Василия Козупицы, выразив недовольство ходом эвакуации и размером компенсаций за затопленное жилье. Упрекали градоначальника, незадолго до прорыва дамбы заявившего, что причин для паники нет, и в дезинформации.
Но до сих пор ситуация в Орске и Оренбурге не сподвигла силовиков и федеральные власти поставить вопрос о персональной ответственности мэров этих городов. Единственный на сегодня криминальный сюжет связан с прорывом дамбы под Орском, по данному факту Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело.
Идет расследование, но на сегодня уже известно, что эта дамба в реальности была всего лишь земляным валом и не могла стоить свыше 900 млн рублей. Строительство началось в 2010 году, в 2013 году в рамках суда была проведена экспертиза, которая установила, что указанные в документах объемы работ не соответствовали реальности. Кроме того, были выявлены проблемы с гидроизоляцией. Десять лет назад строители уложили основание на поваленные деревья, тем не менее, в 2014 году дамбу ввели в эксплуатацию. В условиях экстремального паводка 2024 года вода начала размывать основание искусственного сооружения. Возникло несколько разломов, через которые и хлынули потоки.
Генподрядчиком на стройке выступила компания «Спецстрой-3», которая оказалась связанной со строительно-монтажным трестом «Оренбургспецстрой», где когда-то начинал экс-губернатор Оренбургской области Юрий Берг. Обе части дамбы строились и вводились в эксплутацию при нем, причем никто как бы не заметил, что это не дамба, а просто насыпь.
Ущерб от паводка превышает 40 млрд рублей, но никто из областных либо муниципальных чиновников пока не стал фигурантом уголовного дела. Казалось бы, чего тогда переживать, но не ушла еще вода с оренбургских улиц, а в Саратове очень забеспокоились о судьбе городского начальства. В итоге вчера, 16 апреля прошли общественные слушания, на которых были озвучены предложения по изменениям в Устав города. Среди собравшихся в Волжской районной администрации были депутаты гордумы, чиновники, представители общественности.
Открыла слушания зампред гордумы Елена Злобнова, зачитав предлагаемые поправки в Устав Саратова. Смысл самой главной поправки – освобождение мэра и городских депутатов от ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства, если оно произошло по не зависящим от мэра либо депутата обстоятельствам.
Дословно поправка звучит так: «Глава МО освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3-6 статьи 13 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Как следует из ст.13 закона, к таким обстоятельствам относятся стихийные бедствия, пожары, эпидемии, забастовки, военные действия, теракты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые госорганами (в том числе госорганами иностранных государств) и органами местного самоуправления.
Эту же поправку предложено распространить на депутатов гордумы, так что в итоге появится целый отряд из 35 гордепов и одного мэра, которые в момент войны, теракта, землетрясения и т.п. могут смело брать подарки, ничего не декларировать, не беспокоиться о конфликте интересов и не переживать за борьбу с коррупцией.
Кроме того, в Устав МО «Город Саратов» предложена норма, согласно которой при досрочном прекращении полномочий главы города, избрать нового градоначальника нужно не позднее чем через шесть месяцев. В случае, если до истечения срока полномочий гордумы осталось менее полугода, то избрать нового главу муниципалитета нужно в течение трех месяцев.
Также на слушания было вынесено предложение главы городской Общественной палаты Саратова Николая Островского ввести в Устав города положение касаемо встреч мэра и глав райдминистраций с горожанами. Такие встречи должны проводиться не реже одного раза в месяц. А вот депутаты гордумы по предложению Елены Злобновой должны встречаться с избирателями не менее одного раза в неделю.
Возражений либо вопросов у участников слушаний не возникло, и все они, в количестве 44 человек, единогласно проголосовали за внесение поправок в Устав МО “Город Саратов”. Следующим этапом станет рассмотрение поправок на ближайшем заседании гордумы. Нет никаких сомнений, что через городской парламент новые положения Устава пройдут без особых проблем.
Однако суета инициаторов слушаний, ринувшихся на защиту мэра Лады Мокроусовой и депутатского корпуса, впечатлила далеко не всех. Депутат Госдумы от КПРФ Ольга Алимова считает, что предложенные поправки в Устав города позволяют градоначальнику и депутатам махнуть рукой не только на антикоррупционные меры в случае чрезвычайных ситуаций, эпидемий, массовых волнений и т.п.
- Сформулировано так, что можно понять, что в случае ЧС, военных конфликтов, эпидемий, землетрясений мэр может не исполнять обязанности. То есть не заниматься повседневной работой и со спокойной душой свалить ответственность на стихию. Но ведь у каждой проблемы, будь то даже стихийное бедствие, есть имя и фамилия. Это видно даже по примеру Орска, где дамба не выдержала паводка, потому что была сделана с очевидными нарушениями. А у нас в Саратове поправки в Устав сделают мэра вообще неуязвимым. Город тонет, когда тает снег, - оказывается, не потому что ливневка не работает, а потому что, видите ли, стихия разгулялась. Или весь Саратов в гололед катается, потому что тротуары от льда муниципальные службы не чистят - так ведь СВО же идет, лед некогда чистить! Я направлю запрос в прокуратуру, дабы узнать, законно ли вводить такие нормы в устав города и к чему они могут привести, - пообещала депутат Госдумы.
За всякий пожарный случай мэр Саратова не отвечает
Наводнение не только снесло дамбу в Орске и затопило Оренбуржье, но еще и может размыть границы ответственности по ФЗ «О противодействии коррупции» в Саратове.