По итогам 2022 года группа «Илим» вернула себе лидерство среди лесозаготовительных компаний России, обойдя своего главного конкурента – ГК «Сегежа», у которой объём заготовок по сравнению с 2021 годом упал на 16 процентов. При этом, группа «Илим», зарегистрированная в Санкт-Петербурге, вошла в тройку бизнес-лидеров Северной столицы по объемам выручки, которая составила почти полтриллиона рублей, а точнее – 487,4 миллиарда.
По этому показателю лесозаготовители уступили только продуктовому ритейлеру «Лента». Правда, этот несомненный успех питерских лесозаготовителей, возглавляемых миллиардером Захаром Смушкиным, мало обрадовал жителей Сибири и других регионов присутствия группы Илим: в социальных сетях и местных СМИ по поводу высоких доходов этого холдинга появились многочисленные язвительные комментарии по этому поводу. Суть их сводится к тому, что компания, увлекшись извлечением прибыли, не торопится вкладываться в инфраструктуру территорий, на которых идёт заготовка древесины и появляются новые производства.
Куда «зашёл» Илим…
«Летом того же 2023-го заместитель мэра Усть-Илимска Эдуард Симонов сильно благодарил губернатора за «возможность договориться» с «Илимом» о проведении текущего ремонта дорожного полотна «на улице Партизанской от моста до пересечения с улицей Братской». Чувствуете поразительное сопоставление объемов? Миллиарды прибыли, миллионы кубометров лесозаготовки и вот унизительная благодарность за текущий, не капитальный даже ремонт кусочка дороги в Усть-Илимске?» — иронизирует иркутский медиа-ресурс Бабр-24.
А вот в Братске, где целлюлозно-бумажный комбинат группы «Илим» воздух, мягко говоря, не озонирует, компания отказалась тратиться на реконструкцию улицы Кирова, ограничившись финансированием проекта, реализация которого теперь откладывается на следующий год, и это произойдёт только в том случае, если «найдутся деньги».
Впрочем, в невысокой социальной ответственности бизнесменов компании обвиняли не только сибиряки: «Куда зашел «Илим», там поселков, как правило, не остается – лесные поселки «Илиму» не нужны. Четыре оператора скиддера обеспечивают такую же работу как 20 наших операторов лесозаготовительных машин. Мы получаем высокопроизводительные рабочие места, высокую налоговую эффективность, но мертвую, без населения территорию», – критиковали в своё время компанию министр лесного хозяйства Кировской области.
Суды и мутные дела
О том, что группа «Илим» находится среди лидеров отрасли не только по объёму выручки и заготовленной древесины, но и по числу экологических скандалов, известно давно. При этом, компания любит посудиться, не желая признавать даже символических штрафов за нанесённый природе ущерб. Вот только один из примеров: в 2016-17 годах одно из подразделений группы «Илим» развернуло бурную деятельность на охотничьих угодьях площадью 30 тысяч гектаров, значительно упростив задачу местным егерям – ни дичи ни, соответственно, браконьеров теперь в этих местах не водится. В министерстве лесного комплекса Иркутской области «полезную инициативу» лесозаготовителей не оценили и обратились в Байкальскую природоохранную прокуратуру, которая оштрафовала группу «Илим» на 13 миллионов рублей – сумму, по мнению местных экологов, более чем скромную. Тем не менее, возмещать ущерб компания категорически отказывалась: юристы группы «Илим» бились в судах до последнего, отказываясь признавать даже решение Верховного суда РФ, и только Конституционный суд России поставил точку в этой тяжбе, отказавшись принимать жалобу на якобы нарушенные конституционные права хозяев компании.
И это далеко не единственный случай, когда группа Илим категорически отказывалась признавать ущерб, нанесённый окружающей среде. Показательной выглядит ситуация в Братске, где в ходе проверки, организованной Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, было установлено, что в результате внеплановых остановок работы фильтров очистки выбросов на нескольких источниках, нормативы по выбросам хлора были превышены в 2,9 раза. Не желая платить штраф, юристы группы «Илим» ухитрились опротестовать итоги проверки в Арбитражном суде Иркутской области, и даже отстоять это решение в апелляционной инстанции, и только арбитражным судом Восточно-Сибирского округа решение было отменено и направлено на новое рассмотрение. Также «Илим» пытался оспорить выводы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по поводу загрязнения реки Вихоревка в Братском районе. Из-за Выбросов местного ЦБК, поверхность таёжной речки покрылась густой пеной, появился резкий химический запах, начала массово гибнуть рыба.
Добровольно выплачивать компенсацию за уничтоженную речку компания отказалась, и только по представлению природоохранной прокуратуры суд за взыскал с гиганта целлюлозно-бумажной промышленности, принадлежащего группе «Илим» 7,5 миллионов рублей, хотя, по мнению экологов, ущерб исчислялся куда более серьёзными суммами. Но юристам компании удалось в суде свести его к минимуму. Одним словом, дело «мутное», причём. в самом прямом смысле…
Похоже, это политика компании – вместо того, чтобы тратить средства на модернизацию очистных сооружений и возмещение ущерба, нанесённого окружающей среде, нанимать дорогих юристов и затеивать судебные тяжбы. «Таким гигантам, кажется, проще время от времени отчислять по несколько миллионов и в погоне за сверхприбылями продолжать травить и рыбу в реках, и людей в городах, считают братчане.
Незавидная стабильность
Впрочем, компания, похоже, экономит не только на природоохранных программах. В июле нынешнего года, буквально через несколько дней после с помпой открытого в Усть-Илимске целлюлозно-картонного комбината, на предприятии от ожогов погиб 32-летний варщик варочно-промывного цеха. И это далеко не единичный случай.
12 января 2022-го в Усть-Илимске на промплощадке строящегося комбината «Илима» в результате падения строительной люльки с 37-метровой высоты погиб вахтовик-электрогазосварщик подрядной организации. В ноябре 2021-го, при взрыве из-за утечки кислорода на целлюлозно-бумажном комбинате «Илим» в том же Усть-Илимске погибли пятеро человек. 22 декабря 2020-го, все в том же Усть-Илимске шесть сотрудников «Илима» пострадали из-за выброса сероводорода, двое из них попали в реанимацию.
28 августа 2019-го на территории лесопромышленного комбината группы «Илим» в Братске во время проведения работ по ремонту насосного оборудования в одном из цехов три ремонтника получили химические ожоги при выбросе щелока из трубопровода… И подобных историй, случившихся в последние годы на предприятиях группы Илим только в Братске и Усть-Илимске можно привести с десяток.
До последнего времени, группа «Илим», как известно, контролировалась не только председателем совета директоров группы «Илим» Захаром Смушкиным и членами совета директоров Михаилом и Борисом Зингаревичами американской компанией International Paper. Соответственно, львиная доля средств уходила за рубеж. Можно также предположить, что заокеанских учредителей компании мало волновали социальные проблемы российских регионов, в которых работала их компания, и, соответственно условия труда россиян, которые трудятся на предприятиях группы «Илим». Но после известных геополитических событий от американских компаньонов Смушкин и Зингаревичи вынуждены были избавиться так, по крайней мере, сообщалось в ряде СМИ. Сумма «отступных» заокеанским партнёрам по некоторым данным, составила около полумиллиарда долларов. Но, став «чисто российской» компанией, группа «Илим» ничего в своей политике, увы, пока, похоже, менять не собирается. Правда, на официальном сайте группы «Илим» компании американские бизнесмены до сих пор указаны, как члены Совета директоров группы Илим, и продолжают безмятежно улыбаться россиянам с размещённых на главной странице фотографий
А может, всё осталось по-прежнему?
Захар Смушкин считает, что все шишки в сибирских лесах его
Территориям, на которых работает группа «Илим» от гигантской выручки компании перепадают крохи.