В Мещанском суде столицы подходит к концу процесс по делу Валерия Пимошенко, Алексея Шляпникова и Сергея Кнышова. Активисты Шереметьевского профсоюза лётного состава (ШПЛС) обвиняются в покушении на мошенничество. Как уверено следствие, Пимошенко, Шляпников и Кнышов вымогали у компании «Аэрофлот» 100 млн рублей, угрожая в противном случае устроить протестные акции и распространить материалы, компрометирующие ведущего российского перевозчика.
Похоже, вышло ровно наоборот – затеяв суд над лидерами пилотского профсоюза, «Аэрофлот» сам продемонстрировал, в каких условиях работают его лётчики. А главное, насколько безопасны могут быть перелёты.
Пимошенко и Шляпников были задержаны в сентябре 2013 года. По информации правоохранительных органов, вице-президент Шереметьевского профсоюза лётного состава (ШПЛС) Виталий Пимошенко и исполнительный директор ШПЛС Алексей Шляпников получили 10 млн рублей – первую часть 100-миллионного транша, который они якобы требовали у «Аэрофлота». Позже был задержан ещё один активист профсоюза – Сергей Кнышов – в прошлом командир Ил-96, избранный депутатом Можайского муниципального района.
Новость о задержании стала сенсацией – больно уж велика сумма. Однако люди, знакомые с ситуацией внутри «Аэрофлота» не только по его рекламным плакатам, сразу же отметили: задержание трёх деятелей Шереметьевского профсоюза, да ещё по столь некрасивому поводу, – о таком подарке аэрофлотовское начальство могло только мечтать. А поскольку всякий взрослый человек знает, что Деда Мороза не существует, то всё это, ой, неспроста…
Экономия ценой в миллиард
За последние годы самый крупный авиаперевозчик России оказывался в центре скандалов неоднократно. Причём стоит отметить, что отчасти своему неоднократному попаданию в лужу «Аэрофлот» оказался обязан именно Шереметьевскому профсоюзу лётного состава.
Ещё в марте 2011 года в «Аэрофлоте» вступили в силу новые правила оплаты труда пилотов. Инициатива топ-менеджмента, мягко говоря, удивила лётчиков – по их расчётам, получать они должны были значительно больше. Переговоры с гендиректором компании Виталием Савельевым ни к чему не привели. Тогда при поддержке профсоюза 46 пилотов обратились в прокуратуру и Государственную инспекцию труда, которая почти сразу же установила факт нарушения трудовых прав. Тем не менее платить по счетам Савельев всё равно не захотел. Шутка ли – сумма задолженности перед лётчиками за их работу в ночное время и особо опасных условиях, как оказалось, составила миллиард рублей. А вдобавок к этому ещё и налоговые отчисления! Да пошли эти пилоты на три буквы – в смысле, в суд! Но и судебное разбирательство подтвердило правоту летунов.
Говорят, что Виталий Савельев воспринял это как личное оскорбление. При этом громче других в профсоюзе раздавались голоса президента ШПЛС Игоря Дельдюжова, вице-президента Виталия Пимошенко и исполнительного директора Алексея Шляпникова. Причём первые двое пытались «мутить воду» и по другим поводам. Так, осенью 2011 года при подготовке рейса Москва – Токио – Москва Дельдюжов, исполнявший обязанности командира воздушного судна, принял решение об усилении экипажа третьим пилотом. Путь до Токио неблизкий, а приказ №139 Минтранса РФ прямо утверждает положение об особенностях режима труда и отдыха пилотов гражданской авиации. Нарушить его – значит поставить под угрозу жизни пассажиров. Кто даст гарантию, что по пути лётчик не сомлеет от усталости? Однако приказом руководства Дельдюжову и полетевшему в тот рейс Пимошенко были объявлены выговоры. Лишний пилот – лишние расходы…
Немало протестовал Шереметьевский профсоюз и против идеи Виталия Савельева об активном привлечении иностранных пилотов. Использование труда «воздушных гастарбайтеров» позволило бы понизить оплату российских пилотов. Не без протеста профсоюзов идея в итоге не прошла. Всего ШПЛС выиграл в суде около 70 дел против «Аэрофлота». Естественно, такая активность не могла остаться незамеченной. В начале 2012 года Пимошенко был уволен по порочащей статье, однако после его обращения в суд руководство компании ОАО «Аэрофлот» в инициативном порядке якобы изменило формулировку увольнения. Также уволены были Дельдюжов и Кнышов. После этого все трое сконцентрировались на профсоюзной работе и защите прав пилотов.
Заоблачные деньги для топ-менеджмента
Приговор подсудимым активистам профсоюза ориентировочно может быть вынесен уже до конца текущего месяца. По мнению наблюдателей, скорее всего он будет обвинительным. О многочисленных нестыковках в деле Пимошенко – Шляпникова – Кнышова говорить можно много и долго. Вообще, сам факт, что профсоюзным лидерам решили заплатить деньги за то, что они вроде как решили не создавать проблем компании-работодателю, вполне мог бы рассматриваться как попытка подкупа профсоюза. Случись подобное за рубежом, где рабочие организации традиционно сильны, скандал вышел бы первостатейный. Увы, российские реалии выглядят хоть и иначе, но вполне прозрачно. На то, что вся эта ситуация больше походит на попытку руководства «Аэрофлота» разобраться с воинственным профсоюзом, заставляющим перевозчика платить своим лётчикам достойные деньги, обращали внимание в ФНПР и Госдуме. При этом мнение звучит единое: в основе всего лежат деньги.
– В международной практике есть такой показатель KPI – это переводится как «ключевые показатели эффективности». В случае достижения финансовых успехов топ-менеджеры этой компании лично получают очень большие бонусы, которые во много раз перекрывают их зарплату. Возможно, за то, что два года в «Аэрофлоте» экономили на оплате лётчикам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, руководство авиакомпании получило бонусы, – говорит защитник Виталия Пимошенко адвокат Кирилл Мухин.
Иными словами, выходит, что попытки профсоюза заставить руководство «Аэрофлота» больше платить лётчикам, могли ударить по карманам топ-менеджеров перевозчика. Больше расходы на зарплату пилотов – ниже доходность, стало быть, меньше бонусов. А деньги в руководстве компании, похоже, любят.
В начале февраля «Аэрофлот» опубликовал отчётность компании по РСБУ за 2014 год. Так стало известно: компания увеличила размер вознаграждения менеджменту более чем в два раза, доведя эту сумму до 1,5 млрд рублей.
«Лётный состав чрезвычайно рад такому результату, который был достигнут благодаря плодотворному труду всего коллектива, – прокомментировал тогда президент ШПЛС Игорь Дельдюжов. – Но информация о поощрении высшего менеджмента вызывает у нас несколько вопросов. Почему такое резкое увеличение вознаграждения, практически в два раза? Руководство компании считает, что только менеджмент плодотворно работал? Планируют ли руководители отметить действия лётчиков?»
Летайте самолётами «Аэрофлота»?
Вообще, в ходе процесса прозвучало немало интересного. «Лётчики, которые допрашивались в суде, говорят о том, что в авиакомпании становится всё хуже и хуже, а «Аэрофлот» разменивает безопасность на экономические преференции. В авиакомпании по поводу отдыха лётчикам говорят: отдыхать ты не будешь, но отпуск мы тебе компенсируем деньгами», – рассказывает Кирилл Мухин.
Может быть, лётчики преувеличивают? Впрочем, суд – дело серьёзное, за ложные показания грозит уголовная ответственность, так что какие уж тут шутки. Не вызывает сомнений одно – там, где идёт речь о деньгах и экономии, безопасность полётов сама собой может отойти на второй план.
Мнение
Кирилл Мухин, адвокат:
– Несмотря на наши требования, мы так и не смогли добиться проведения экспертизы записи разговора, в ходе которого якобы велась речь о вымогательстве денег, хотя эта запись вызывает целый ряд вопросов, наводящих на мысль о возможном монтаже. Также непонятна ситуация с суммой в 10 млн рублей. Утверждается, что оперативные работники переписали номера купюр, но на видеозаписи видно, что пачки денег лежат в запаянной банковской упаковке. Да и ссылка на то, что Пимошенко мог обещать за деньги уладить трудовой конфликт, выглядит весьма странно.
Если бы он начал настаивать на том, чтобы пилоты получали меньше, профсоюз, будучи общественной организацией, сразу потерял бы большинство своих членов.
P.S.
«Наша Версия» обратилась в «Аэрофлот» с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. Нас интересовала позиция перевозчика относительно версии, не является ли данное уголовное дело попыткой осадить профсоюз? «Комментарии предоставить не можем, так как решение по данному спору должен вынести суд», – сообщили «Нашей Версии» в пресс-службе ОАО «Аэрофлот».
Залёт «Аэрофлота»
Неприглядные тайны авиаперевозчика вскрылись в суде.