Приговоренная к 8,5 годам колонии бывшая вице-губернатор Владимирской области Елена Мазанько категорически не признает вину и заявляет о фабрикации уголовного дела. По словам экс-чиновницы, ее устранили за попытки навести порядок с землями и строительством в областном центре, которые шли вразрез с семейными бизнес-интересами главы Владимира Андрея Шохина. Свою точку зрения она изложила в письме из мест заключения. О нарушениях, обнаруженных Еленой Мазанько после вступления в должность, и о неоднозначной реакции на ее действия со стороны региональных чекистов — в материале ПАСМИ.
В феврале 2022 года вступил в законную силу приговор по делу о коррупции в отношении бывшего замгубернатора Владимирской области — начальника департамента земельных и имущественных отношений Елены Мазанько. Владимирский областной суд отказался удовлетворять апелляционную жалобу ее защиты на решение первой инстанции. В конце августа прошлого года Ленинский суд Владимира признал Мазанько виновной в получении взяток и назначил наказание в виде 8,5 лет колонии и штрафа в размере 8 млн рублей.
По версии следствия, чиновница получила в общей сложности 3 млн рублей от кемеровских бизнесменов Елены Осиповой и Ивана Лянга за помощь в заключении госконтракта на ремонт и оснащение мебелью зала совещаний в здании областной администрации, при этом стоимость работ якобы была завышена на 7 млн рублей. При этом никаких денег в ходе проведенных у Елены Мазанько обысков правоохранители не обнаружили, а обвинение было построено исключительно на свидетельствах предпринимателей, якобы передавших незаконное вознаграждение за контракт.
Взяткодатели полностью признали вину и были приговорены к 7,5 годам условно. Между тем, сама Елена Мазанько настаивает на своей невиновности в инкриминируемых ей преступлениях. Она заявляет, что дело против нее было сфабриковано. О том, кому перешла дорогу заместитель главы региона, и кто помогал в ее устранении, осужденная чиновница рассказала в обращении в ПАСМИ. Публикуем первую часть письма:
“Сценарий устранения замгубернатора Владимирской области Мазанько Е.И. Часть 1.
Действующие лица:
Мазанько Елена Ивановна — бывший замгубернатора Кемеровской области (до 2010), замдиректора Департамента по земельным отношениям (МЭРТ РФ, до 2.04.2013), замгубернатора Владимирской области по земельным и имущественным вопросам (с 2.07.2013).
Орлова Светлана Юрьевна — губернатор Владимирской области, ранее представляла в Совете Федерации Кемеровскую область 12 лет. Хорошо знала Мазанько по работе, поэтому пригласила ее из МЭРТ РФ в область навести порядок. В местных кругах считали “правой рукой”, подругой.
Столбин Евгений Аскольдович — бывший руководитель УФСБ по Владимирской области. Разрабатывал сценарий отстранения Орловой от поста губернатора и непереизбрание ее на новый губернаторский срок в 2018 году посредством формирования негативного образа через СМИ, особенно местное СМИ “Томикс”. Ее не переизбрали, но и его уволили, перевели в Москву замом ректора Академии ФСБ, но потом и там его не стало.
Шохин Андрей Станиславович — глава администрации города Владимира, друг Столбина. О его деятельности было напечатано на сайте “Провладимир” — местное СМИ — 21.06.2016 по материалам “Трансперенси — Интернешнл” в статье “Шохин, распорядитель земли Владимирской”. Но Столбин все погасил, и никто не занимался расследованием. Брат и друзья имеют в городе строительный бизнес, транспорт и другое в городе принадлежит его бывшему окружению.
Казаков Сергей Валентинович — создатель и руководитель местного СМИ “Томикс”, кукла Шохина и Столбина. Через него распространяли порочащую информацию, использовали его в своих интересах. В 2018, после провала Орловой на выборах как благодарность получил мандат депутата парламента Владимирской области.
Еланцев Александр Васильевич, бывший руководитель СУ СКР по Владимирской области. Его использовал Столбин. После провала выборов губернатора Орловой его тоже отправили на пенсию.
Малышкин Александр Викторович — бывший председатель Владимирского областного суда, друг Столбина и Шохина. Дал Столбину санкцию на проведение ОРМ без достаточных оснований через пять месяцев после назначения Мазанько замгубернатора Владимирской области. Сейчас в другом регионе.
Губарев Сергей Викторович — бывший руководитель ГУ МВД Владимирской области. Был в очень хороших отношениях с Орловой. Столбин его невзлюбил, так как он не дружил с местными, приехал из Липецка. Столбин возбудил на него уголовное дело в 2016 году, его осудили условно, уехал домой в Липецк.
Пантюшин Игорь Станиславович — бывший прокурор Владимирской области. Дружил с Орловой, так как она помогла ему переназначиться на новый срок. Со Столбиным дружил тоже, но из-за боязни Орловой сливал его губернатору. Сейчас в другом субъекте.
Кузнецов Василий — следователь ГСУ СКР. С ним Столбин обговаривал моменты возбуждения уголовного дела, но после возбуждения и исследования материалов он понял, что по взятке доказательств — ноль.
Краснов Игорь Викторович — в то время зампред СКР, забирает у Кузнецова дело и передает следователю Мухачеву, который и начал создавать дело всеми недопустимыми средствами.
Мухачев Роман — следователь ГСУ СКР, который по постановлению Краснова вел дело Мазанько.
Порядок от губернатора
2 июня 2013 Орлова назначила меня замгубернатора по имущественным и земельным вопросам Владимирской области. Поставила задачу навести порядок по земле, закупкам, особое внимание обратить на областной центр — город Владимир. Дать предложения.
После анализа дел по области выяснилось, что самая плохая ситуация по распоряжению земельными участками, работе с арендаторами по взысканию задолженности по муниципальным землям и муниципального имуществу была в городе Владимире, который возглавлял Шохин.
Об этом я доложила губернатору, после чего у нас с мэром возникла личная неприязнь и понимание того, что вопрос с наведением порядка в городе не решить, так как он затрагивал личные интересы Шохина и интересы его семейного бизнеса.
Губернатор Орлова не пришлась по нраву местной элите. Несмотря на то, что она очень много делала для жителей региона, ее стиль был чужд для Владимирской области. Это позволило Столбину использовать против нее ее минусы, несмотря на все плюсовые стороны: лоббизм, решение почти всех вопросов на федеральном уровне, так как она много лет была зампредом Совета Федерации. Она работала 24 часа в сутки, результаты были ошеломительные, но осадок у людей был, и все это было Столбину в копилочку.
Под колпаком у чекистов
25 февраля 2014 года председатель Владимирского областного суда Малышкин по необоснованным, неубедительным, ничем не подтвержденным основаниям своим постановлением удовлетворил ходатайство Столбина о проведении ОРМ: “Управление ФСБ по Владимирской области располагает оперативной информацией о возможной причастности Губарева С.В. к превышению должностных полномочий путем организации схемы фальсификации статистических показателей деятельности регионального управления.
Кроме того, в результате ОРМ получены сведения о лоббировании Губаревым С.В. интересов представителей армянской диаспоры в части их участия в освоении денежных средств, выделяемых в рамках госконтрактов. С этой целью Губарев С.В. активно использует имеющиеся у него связи и контакты с руководителями региональных органов власти и управления. Мотив содействия указанным лицам со стороны Губарева С.В. до настоящего времени не установлен.
По имеющимся оперативным данным, сведениями о возможной противоправной деятельности начальника УМВД России по Владимирской области может располагать замгубернатора по имущественным и земельным отношениям Мазанько Е.И.”
В отношении меня начался комплекс ОРМ и наблюдений. Они продолжались в течение трех лет все так же по придуманным основаниям Столбина, а председатель областного суда Малышкин выносил постановления. Все контролировалось, в кабинете была установлена видеокамера и прослушка, причем постановлением суда от 25.02.2014 было получено разрешение на получение биллинговой информации по используемым мобильным средствам связи с 1 июня 2013 года, когда я еще работала в министерстве.
Губарева я не знала раньше никогда, по работе с ним не пересекалась. При расследовании его уголовного дела меня ни раз даже не опрашивали, то есть это был формальный повод сбора по мне информации. Сбор шел до момента и после возбуждения уголовного дела 2 июня 2017 года.
Дорогая потеря
Между тем, конфликт с Шохиным по распоряжением земельными участками продолжался. От жителей Владимира было очень много жалоб на главу города по точечной застройке без парковок и безо всякой инфраструктуры. Многодетные жаловались Орловой, что по указу президента они бесплатно получают земельные участки в городе, но в плохих местах и без инфраструктуры. Шохин на мои запросы перестал отвечать вообще и запретил своему заму по земле ходить ко мне на совещания.
Орлова дает поручение — дать предложения по вопросу передачи на уровень области полномочий по распоряжению земельными участками города Владимира, собственность на которые не разграничена, и по выдаче разрешений на строительство в городе. Я все проработала и доложила. К Орловой много ходило ходоков по этом вопросу, чтобы ничего не трогали и оставили эти полномочия городу.
Прежний губернатор Николай Виноградов три раза выносил этот закон в областной парламент, но всегда был провал. Ко мне тоже приходили и говорили, что не надо этого делать, но я не понимала всей опасности. Орловой докладывала, она сказала: срочно готовь законы и вноси в областной парламент.
В конце 2016 года мои подчиненные подготовили два закона. Первый — “О передаче земельных участков, собственность на которые на разграничена, в городе Владимире”, второй — “О выдаче разрешений на строительство в городе Владимире” на уровень администрации Владимирской области.
В январе 2017 названные законы ушли на согласование областных структур. Город Владимир в лице Шохина был в агонии — его лишали лакомого куска. Это была трагедия для него и его окружения — потеря контроля и полномочий — того, на чем, в том числе, строился семейный бизнес и бизнес его друзей”.
Замгубернатора Владимирской области смещали по сценарию
Уголовное дело Елены Мазанько — версия осужденной.