«Все выглядит достаточно печально — контракты в основном зафиксированы в рублях, и они не индексируются», — говорит о компенсациях топ-менеджеров старший партнер консалтинговой компании Ward Howell International Георгий Абдушелишвили. Впрочем, печалиться по этому поводу могут не только капитаны и лоцманы бизнеса, но и рядовые сотрудники, ведь с начала 2014 года рубль потерял почти 30%, на столько же в долларах сократились и компенсации в российских компаниях.
На этом фоне результаты нынешнего рейтинга 25 самых высокооплачиваемых первых лиц российских компаний (составлен по итогам 2013 года) выглядят очень убедительно. Все 25 человек из списка 2014 года, по оценке Forbes, заработали $291 млн, годом ранее суммарная компенсация этих же самых людей была на 7% меньше. Публикуемый список отличается от предыдущего четырьмя фамилиями, но есть существенная деталь: один из выбывших из него людей — президент «Роснефти» Игорь Сечин. В прошлом рейтинге его компенсация, по оценке Forbes, составила $50 млн, и во многом благодаря щедрости «Роснефти» совокупный заработок 25 участников списка был существенно выше и составил $325 млн.
Почему Сечин не участвует в конкурсе на звание самого высокооплачиваемого СЕО по итогам 2013 года?
В мае 2014 года, через полгода после публикации рейтинга, он подал в суд иск против Forbes, утверждая, что указанная в рейтинге сумма недостоверна и ее публикация нанесла вред его репутации. В августе 2014-го этот иск был удовлетворен в полном объеме судом первой инстанции, который обязал Forbes опровергнуть информацию об оценке вознаграждения Сечина и удалить ее со своего сайта. Forbes подал апелляцию, которая пока не рассмотрена.
Информацию о своем доходе за 2012 год Сечин суду не представил. В этом году мы отправили запрос руководителю «Роснефти» о его доходах за 2013 год, но ответа к моменту окончания работы над рейтингом не получили. По нашим расчетам, компенсация Сечина за 2013 год была ниже, чем годом ранее. По официальным данным, общее вознаграждение, выплаченное ключевому менеджменту «Роснефти» за 2013 год, снизилось на 14%, с $293 млн до $251 млн. Полученную оценку компенсации Сечина мы не публикуем, поскольку судебное разбирательство еще не окончено.
Запросы Forbes отправил не только президенту «Роснефти», но и другим руководителям государственных компаний, которые обязаны раскрывать свои доходы в соответствии с Указом Президента РФ №613 от 8 июля 2013 года и, кроме того, «предоставлять эти сведения общероссийским средствам массовой информации для опубликования». Перечень таких компаний утвержден постановлением Правительства №613 от 22 июля 2013 года. В него вошли интересующие нас «Газпром», «Газпром нефть», РЖД, «Русгидро» и «Транснефть». В 2014 году в список попали также Сбербанк и ВТБ.
Пока свои доходы раскрыл лишь президент «Транснефти» Николай Токарев — $5,4 млн за 2013 год. Ни один из руководителей государственных компаний на запрос Forbes не ответил.
Частные компании также неохотно делятся с инвесторами информацией о компенсациях первых лиц.
Из 15 представленных в рейтинге компаний данные о зарплате СЕО раскрывает только Polyus Gold — его бывший гендиректор Герман Пихоя за 2013 год заработал $10,7 млн, за 2012-й — $6,32 млн. В «Ренове» Виктора Вексельберга, куда он пришел в январе 2014-го, чтобы возглавить направление по золотодобыче, по словам источника Forbes, ему будут платить значительно меньше.
Оценочные данные для рейтинга СЕО были получены путем расчетов на основе суммарной компенсации, выплаченной ключевому менеджменту компаний в 2013 году. Результат был согласован с экспертами в области подбора персонала высшего управленческого звена и другими осведомленными источниками. Окончательная оценка учитывает выплаты на основе акций, вознаграждение, полученное от участия в советах директоров дочерних обществ, выплаченные на акции компании и ее дочерних структур дивиденды, а также вознаграждение, которое выплачивается за рубежом.
Первое место с результатом оценки $37 млн досталось президенту — председателю правления ВТБ Андрею Костину (группа ВТБ увеличила выплаты руководству в 2013 году на 19%, до $276 млн). Второе место занял глава «Газпрома» Алексей Миллер (оценка $25 млн), третье — президент Банка Москвы Михаил Кузовлев ($17 млн), четвертое — глава Сбербанка Герман Греф ($16 млн).
Зарплатное пике: почему топ-менеджеры больше не получат многомиллионных бонусов
С начала 2014 года рубль потерял почти 30%, на столько же в долларах сократились компенсации в российских компаниях. Что еще показал третий рейтинг самых дорогих топ-менеджеров страны?