Истцы оспаривают изменения в лесохозяйственном регламенте республики, которые разрешили геологоразведку и добычу на территории природного памятника. Сейчас работы на горе не ведутся, но лицензию добывающей компании никто так и не приостановил.
Своим решением Четвёртый апелляционный суд отменил определение Верховного суда Республики Башкортостан, который в марте прекратил производство по иску 24-х жителей Башкирии к министерству лесного хозяйства региона. Они требуют признать недействительным приказ министерства, который, по их мнению, допустил добычу ископаемых и геологоразведку на территории памятника природы шихана Куштау. Апелляционную жалобу поддержала и Генпрокуратура.
Речь идёт о приказе ведомства от 26 мая 2020 года. Документ изменил категории защитных лесов в нескольких кварталах шихана: с лесопарковой зоны – на запретные полосы лесов, с лесов лесопарковой зоны – на леса, расположенные в защитных полосах. В некоторых кварталах разрешили вести геологическое изучение недр и разработку месторождений полезных ископаемых. Поправки сделали возможным разработку шихана Башкирской содовой компанией (БСК). Объявление о старте работ летом 2020 года привело к федеральному скандалу. Гасили его не только глава республики Радий Хабиров, но и лично Владимир Путин.
Жители с изменением регламента не согласились и подали коллективный иск. Они указали, что разработка и возможное уничтожение шихана Куштау затрагивает и нарушает их право на благоприятную окружающую среду. Приказ министерства при этом противоречит постановлению правительства республики № 529 от 2 сентября 2020 года «О создании особо охраняемой природной территории (ООПТ) республиканского значения в муниципальных районах Ишимбайский и Стерлитамакский Республики Башкортостан» и федеральному закону № 33 об ООПт (документ был издан уже после экопротеста).
Верховный суд Башкирии прекратил производство по делу в марте 2021 года, поскольку нарушений в ходе принятия правового акта не выявил, а интересов истцов он не затрагивает: «Они не являются лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах вышеуказанного лесничества».
Теперь иск вновь рассмотрит суд первой инстанции. Партнёр судебного агентства «Барристер» (представляет интересы истцов) Эльвина Лукманова рассказала «Октагон.Урал», что приказ не только противоречит постановлению регионального правительства о признании Куштау особо охраняемой территорией, но и был принят с процедурными ошибками:
«Документ не прошёл обязательную процедуру для нормативно-правового акта – он не зарегистрирован в Госкомитете по делам юстиции и не опубликован. В этом случае нормативно-правовой акт не должен применяться».
Эльвина Лукманова | партнёр судебного агентства «Барристер»
Летом прошлого года Башкирская содовая компания успела начать подготовку к геологоразведке: провела вырубку леса на участках, где, по данным БСК, рубка и другие виды работ разрешены. Одна из истцов Рузина Мухамеджанова рассказала «Октагон.Урал», что сейчас на площадке никаких работ не ведётся.
– Сейчас ООПТ присвоили шихану, поэтому никаких работ не должно быть. А то, что они там напилили интенсивно всё подряд, когда им дали разрешение на геологоразведку, до сих пор не убрали. Наверное, своими силами придётся убирать, – пояснила собеседница.
По её словам, на горе очень много краснокнижных животных, и вырубка леса нарушит экосистему. Кроме того, не исключает она, без деревьев оставшиеся растения выгорят.
В правительстве республики, Ассоциации недропользователей РБ и БСК на запрос о ведении работ на горе или планах на них не ответили. По данным сервиса Kartoteka.ru, у подконтрольной БСК «Сырьевой компании» до сих пор есть лицензия на разработку Куштау, срок её окончания – 2039 год.
Башкирская корпоратократия
Между тем Башкирская содовая компания продолжает выигрывать в спорах, касающихся природоохранного законодательства. Один из недавних примеров – решение Арбитражного суда Башкирии по иску БСК о признании незаконным отказа выдать компании разрешение на сброс вредных веществ в реку Белую.
Росприроднадзор отказался выдать БСК разрешение на сброс загрязняющих веществ в водоём по выпуску № 1, о чём руководству компании сообщили в феврале. В ответ БСК через суд потребовала признать действия Южно-Уральского межрегионального управления незаконными.
Решение возмутило главу Росприроднадзора Светлану Радионову. Она заявила, что ведомство будет его обжаловать: в прошлом году в ходе проверки инспекторы обнаружили в реке значительное количество хлороформа и 1,2-дихлорпропана.
«Мы заявили о недопустимости такого поведения, на что компания ответила интересным ходом: обратилась к нам за разрешением на слив нечистот. “Башсода” хотела легально сбрасывать в реку ртуть, кадмий, свинец и другие вещества с превышением нормативов по некоторым из них в 10 раз».
Светлана Радионова | глава Росприроднадзора
Кроме того, в июле БСК частично оспорила и предписание, выданное Росприроднадзором по итогам проверки.
Ранее «Башсода» также обжаловала решение Росприроднадзора, которое после проверки в 2019 году обязало компанию вывести из эксплуатации и рекультивировать территорию полигона «Цветаевский» и разработать план мероприятий по предотвращению, уменьшению и ликвидации превышений загрязняющих веществ в грунтовых водах в районе шламонакопителя «Белое море».
Природоохранное ведомство неоднократно выступало с критикой компании. Светлана Радионова, например, во время одного из своих визитов в Башкирию заявила, что не видит, куда потрачены 5 млрд рублей, которые компания якобы направила на защиту экологии.
Пока федеральные органы негодуют, региональные власти выступают с инициативой включить руководство предприятия в состав правительства республики. Опрошенные «Октагон.Урал» эксперты в оценках перспективы разошлись. Одни указали, что так власти надеются повысить социальную ответственность бизнеса и показать готовность к прозрачности отношений. Другие считают, что мера позволит корпорациям более успешно лоббировать свои интересы, которые не всегда совпадают с нуждами республики.
Защитников природы спускают с Куштау
Противостояние жителей Башкирии и разработчиков месторождений на горе Куштау получило новый поворот: апелляционный суд отправил иск башкирцев к минприроды на новое рассмотрение.