Новым бенефициарам банкротного стратегического предприятия Екатеринбурга – «Завода радиоаппаратуры» – придется, по всей вероятности, вернуть имущественный комплекс государству. В арбитраже представители компании «Легион-Строй», получившей во владение недвижимость в результате нескольких, по оценкам специалистов, сомнительных сделок, не нашли контраргументов в споре с Генпрокуратурой и Минпромторгом РФ. Более того, участники спорных сделок не смогли внятно ответить на вопросы о целях продажи имущества.
Теперь вопросы надзора, а возможно, и силовиков могут быть адресованы и к самому факту банкротства предприятия, работавшего в контуре оборонно-промышленного комплекса. Как было озвучено в ходе процесса, имущество могло быть реализовано по явно заниженной цене, а ущерб, таким образом, способен достичь нескольких миллиардов рублей. Одну из центральных ролей в вероятном «схематозе» отводят конкурсному управляющему банкротного завода Владимиру Тихонову, у которого «вскрылся примечательный бэкграунд».
Кроме того, выяснилось, что «Легион-Строй» и ранее предпринимал попытки получить в собственность разваленные оборонные предприятия, однако тогда не нашел «подходов» к закрытым торгам. Тем не менее учитывая многомиллионные вложения в сделку, разбирательства, по всей видимости, будут продолжены в апелляции, хотя юристы считают, что прокуроры «предельно четко обозначили свою позицию».
Арбитражный суд Свердловской области рассмотрел исковое заявление Генпрокуратуры и Минпромторга РФ к конкурсному управляющему банкротного ОАО «Завод радиоаппаратуры» (Екатеринбург) Владимиру Тихонову, ООО «Легион-Строй» (Екатеринбург) и АО «Завод «Электромаш» (Нижний Новгород) о признании недействительными сделок по реализации имущественного комплекса предприятия, специализировавшегося на исполнении гособоронзаказа (ГОЗ).
Уточним, в августе 2022 года между банкротным заводом в лице конкурсного управляющего Тихонова и АО «Завод «Электромаш» был заключен договор купли-продажи имущества, а в октябре нижегородское предприятие по агентскому договору передало его в пользу «Легион-Строя». В ноябре же была произведена госрегистрация прав собственности на имущество екатеринбургской фирмой, официально специализирующейся на растениеводстве.
При этом, как подробно рассказывало издание, не было соблюдено ключевое условие – сохранение целевой направленности предприятия. «Легион-Строй» не обладает компетенциями и необходимыми лицензиями для работы в контуре ВПК, и по всей видимости, использовало нижегородскую фирму, имеющую эти документы, в качестве «ширмы», финансируя сделки.
В итоге вскоре на площадке возникли конфликты с другими собственниками и арендаторами производственных помещений, в том числе и компаниями, работающими в рамках исполнения ГОЗ. Представители многочисленных фирм, располагающихся на территории завода, предполагали, что новые бенефициары и не собирались сохранять целевое назначение, рассчитывая, вероятно, пустить землю под коммерческую застройку.
На сомнительные сделки вскоре обратили внимание и в Минпромторге РФ, и чуть позже в Генпрокуратуре. Министерство и надзор адресовали исковые заявления в арбитраж, потребовав признать недействительными договоры по реализации комплекса. На заседании представители прокуратуры подробно озвучили свою позицию, настаивая на возвращении имущества в собственность государства и подчеркивая, что отражают консолидированное мнение. Ведомство поддержали юристы конкурсного кредитора банкротного предприятия – ОАО «Коллекторское агентство «Спецдобавки», Минобороны РФ и «Ростеха».
При этом в ходе прений представителям новых владельцев имущества и их партнеров были заданы неудобные вопросы. В частности, прокуратуру интересовало, с какой целью приобретенная недвижимость была вскоре перепродана «Электромашем» «Легион-Строю», если у того попросту нет необходимых компетенций для работ по ГОЗ. И если представитель нижегородского предприятия вообще не смог ответить на заданные вопросы, попросив отложить разбирательства, в «Легион-Строе» настаивали, что после реализации имущества обязательства по сохранению целевой направленности, с их точки зрения, прекратили свое действие. Впрочем, этот аргумент был признан арбитражем неубедительным.
В ходе тяжб были представлены и другие документы, способные вывести процесс за рамки имущественного спора, а также свидетельствующие о неоднократных попытках завладеть имуществом оборонных предприятий. В частности, КА «Спецдобавки», поддерживая прокуроров, указало в отзыве, что они предпринимались и ранее, когда «Легион-Строй» еще носил название «Зеленхоз».
В частности, было упомянуто, что тот же Владимир Тихонов, в период с июня 2002 по апрель 2010 года работавший заместителем директора по финансам и экономике предшественника АО «Завод «Электромаш» – ФГУП «Завод «Электромаш», – в дальнейшем упоминался как конкурсный управляющий банкротного АО «5-й Центральный автомобильный ремонтный завод» («5 ЦАРЗ»; Екатеринбург; ранее было подконтрольно Минобороны, ликвидировано по итогам конкурсного производства в январе 2023 года).
«В ходе проведения торгов поступала заявка на участие <…> от «Зеленхоз». Однако по данной заявке было принято решение об отказе в допуске к участию в торгах в связи с отсутствием у «Зеленхоз» лицензии на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения, военной техники», – указано в документах. Тем не менее в дальнейшем структура, переименованная в «Легион-Строй», предприняла новую попытку приобретения имущества оборонных предприятий, на этот раз успешную, при участии того же Тихонова.
Особо примечательными в этой истории выглядят и обстоятельства банкротства самого ОАО «Завод радиоаппаратуры», также озвученные в ходе заседания. Речь идет о продаже имущества, судя по всему, по несопоставимо низкой стоимости.
Так, в августе 2023 года на сайте ЕФРСБ Тихонов разместил объявление о проведении открытого аукциона по продаже имущества должника «Завод радиоаппаратуры» в виде здания лаборатории внешней приемки (265,9 квадратного метра), насосной №2 оборотного водоснабжения (55,5 «квадрата»), сооружения сборно-разборные №№1 и 2, при начальной цене лота 9,74 млн рублей без НДС. Эти здания не входили в первый лот по имущественному комплексу. Было указано, что они представляют собой ветхие строения, подлежащие сносу. В результате проведения торгов наиболее высокую цену в размере 76,4 млн за имущество предложило ООО «Завод Радиоаппаратуры», а чуть меньше – 76 млн – «Легион-строй».
Позже ООО отказалось от заключения договора купли-продажи, а Тихонов в связи с уклонением победителя первых торгов от заключения договора организовал повторный открытый аукцион с понижением цены имущества до 8,7 млн рубля. При его проведении повторилась схожая ситуация. Победителем вновь стал «Завод Радиоаппаратуры», предложив цену в размере 51,3 млн рубля за то же имущество, а чуть ниже расположился «Легион-строй» с суммой в размере 50,8 млн.
«Исходя из предложенной цены тем же «Легион-Строй» в более чем 50 миллионов рублей за помещения общей площадью 321,4 квадратных метра <…> стоимость 1 квадратного метра составляет 158 265 рублей 38 копеек. По спорному же договору только нежилых помещений отчуждено общей площадью 13 848,2 квадратного метра. Исходя их стоимости 158 265 рублей 38 копеек за «квадрат», рыночная стоимость нежилых помещений составляет 2,191 млрд, а в этот расчет даже не включены земельные участки под этими помещениями и другое движимое имущество, которое было передано по оспариваемым договорам», – было озвучено в ходе заседания.
Как отметили оппоненты участников сделок, таким образом руководители «Легион-Строя» и конкурсный управляющий могли незаконно произвести отчуждение имущества должника по заниженной стоимости, причинив ОАО «Завод радиоаппаратуры», а также учредителю и акционеру – ГК «Ростех», – и кредиторам должника миллиардный имущественный ущерб. Напомним, по оспариваемым Генпрокуратурой и Минпромторгом сделкам АО «Завод «Электромаш» на основании агентского договора обеспечил снижение начальной цены имущественного комплекса в размере более 238,5 млн до минимальной в размере 191,5 млн рублей.
«Считаем, что эти действия подрывают обороноспособность страны, являются недопустимыми в сложившейся в настоящее время ситуации, срывают выполнение ГОЗ, влекут подрыву национальной безопасности», – озвучили позицию конкурсные кредиторы, поддержав Генпрокуратуру и Минпромторг. В итоге арбитраж принял решение в пользу истцов.
«Признать недействительной сделкой договор от 11 августа 2022 года между должником – «Завод радиоаппаратуры» и «Завод «Электромаш» <…> признать недействительной сделкой договор купли-продажи от 19 октября 2022 года, заключенный между «Завод «Электромаш» и «Легион-Строй». Применить последствия недействительности сделок в виде взыскания с «Легион-Строй» объектов недвижимости, а также имущества <…> в доход Российской Федерации. Признать на них право собственности РФ», – решил суд.
По всей видимости, решение будет оспорено в апелляции, и разбирательства выльются в следующий раунд. Тем не менее собеседник агентства в юридическом сообществе Урала отмечает, что «шансы на его пересмотр представляются сомнительными».
«На мой взгляд, прокуратура предельно четко представила свою позицию, и видимых причин для изменения решений лично я не вижу. Все упирается в несоблюдение ключевого условия торгов, и это убедительно доказано. Ссылки на то, что предыдущие работы по ГОЗ выполнены, новых нет, и может быть, не будет, выглядят несостоятельными, тем более сейчас. А вот новый вектор конфликта, связанный с возможной распродажей недвижимости по цене ниже рыночной, вполне может развиться. И вопросов к участникам сделок станет намного больше. Стоило ли вообще банкротить завод, и с какими целями?» – заключает источник издания.
«Завод Радиоаппаратуры» тянется к государству
Владеющий оборонным стратегом "Легион-Строй" проигрывает Генпрокуратуре в суде.