2 млн посетителей и 1,5 млрд заработанных денег — такие цифры по итогам работы Третьяковской галереи в 2022 году привела сегодня в разговоре с «БИЗНЕС Online» министр культуры РТ Ирада Аюпова. Но это не спасло от отставки гендиректора Зельфиру Трегулову, с которой сегодня минкульт России решил не продлевать контракт. Два месяца назад Татарстан подписал новый договор с ведущим российским музеем о совместной выставочной деятельности в присутствии Рустама Минниханова. О том, ставит ли громкая кадровая новость под угрозу эти договоренности, — в нашем материале.
«Естественно, строили определенные планы, которые могут измениться»
Очевидно, без особой радости в Татарстане узнали сегодня громкую кадровую новость из мира отечественной культуры. Федеральный минкульт сообщил о том, что не будет продлен истекавший в этот четверг контракт генерального директора одного из главных музеев страны, Третьяковской галереи, Зельфиры Трегуловой.
Всего лишь пару месяцев назад непосредственно в Лаврушинском переулке Москвы, где и располагается Третьяковка, Трегулова и министр культуры РТ Ирада Аюпова в присутствии Рустама Минниханова подписали новое трехлетнее соглашение о сотрудничестве между музеем и Татарстаном.
В пресс-службе галереи «БИЗНЕС Online» тогда пояснили, что договор предполагает организацию четырех выставок: две пройдут в Татарстане, две — в Москве. В залах Третьяковской галереи будут выставлены работы из фондов музеев РТ, а в Казани пройдет выставка под рабочим названием «Оттепель» из собрания Третьяковки. «В составе подобных выставок всегда присутствуют шедевры из основного собрания галереи», — пообещали в пресс-службе. Также в Казани и Москве должны пройти выставки пионера медиаарта Булата Галеева.
Рустам Минниханов: «Мы поняли, кто наш партнер, а кто был попутчиком»
Напомним, что предыдущее соглашение Третьяковки с властями республики действовало с 2017 по 2022 год. Причем первая выставка в его рамках — «Гений века», посвященная искусству рубежа XIX–XX веков, — куда из Москвы приезжала, к примеру, знаменитая «Царевна-лебедь» Врубеля, по признанию самой Трегуловой, по-прежнему «остается самой посещаемой экспозицией центрального музея в регионах», собрав тогда за три месяца 75 тыс. зрителей.
«Мы счастливы, что нам предстоит несколько лет интереснейшей работы и теснейшего взаимодействия с нашими коллегами в Татарстане. Надеемся, что проекты будут достойно освещаться и окажутся в фокусе общественного внимания», — говорила Трегулова в декабре 2022-го. И вообще, было видно, что гендиректор Третьяковки нашла общий язык с первыми лицами республики, к тому же она всегда публично подчеркивала свои татарские корни.
«У нас выстроились очень тесные, продуктивные и эффективные коммуникации, — рассказала сегодня „БИЗНЕС Online“ о работе с одним из ведущих музеев страны глава минкульта РТ Аюпова. — Естественно, строили определенные планы, которые могут измениться с приходом нового руководителя. Будем надеяться, что общий градус сотрудничества между Татарстаном и Третьяковской галереей не станет ниже. Наша республика очень надежный партнер в межрегиональных музейных проектах, у нас реализуются партнерские проекты с Эрмитажем, Русским музеем, Музеем современной истории России, Российским этнографическим музеем…»
В прошлом году Третьяковка собрала около 2 млн посетителей и заработала порядка 1,5 млрд рублей, напоминает Аюпова: «Это очень большие деньги». Кроме того, министр культуры Татарстана дала и личную оценку Трегуловой: «Зельфира Исмаиловна — это профессионал своего дела, она очень грамотный эксперт и сильный руководитель. Поэтому я надеюсь, что ее профессиональные качества будут востребованы в обществе. Трудно давать объективную оценку тому, почему ей не продлили контракт. Ротация всегда присутствует, такова сложившаяся практика».
Дочь генерала из ФСБ
Трегулова родилась 13 июня 1955 года в Риге. Отец Исмаил Трегулов — родом из Татарстана, был военным оператором на фронте. Мать — родом из Киргизии, по профессии звукорежиссер. Родители Трегуловой познакомились во время учебы в институте кинематографистов в Москве, а после окончания стали работать на Рижской киностудии. Сама Трегулова в 1977 году окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ, в 1981-м — аспирантуру МГУ. В 1984 году она начала работать во всесоюзной художественно-производственной ассоциации сначала в качестве куратора международных выставок русского искусства, а после как ассистент гендиректора. В 90-е Трегулова проходила стажировку в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке, после была заведующей отделом зарубежных связей и выставок в ГМИИ им. Пушкина, с 2002 по 2013 год работала заместителем гендиректора музея-заповедника «Московский Кремль», после чего стала куратором государственной музейно-выставочной ассоциации «РОСИЗО». Третьяковскую галерею возглавляла с февраля 2015-го.
При Трегуловой галерея стала по-настоящему модным местом. На выставки русских классиков здесь собирались невиданные доселе очереди из желающих прикоснуться к искусству, одну из таких даже воспела в своем бессмертном хите группа «Ленинград»: «На выставке Серова кто главный экспонат?» Пожалуй, последней в череде таких экспозиций была совершенно выдающаяся выставка Михаила Врубеля, открывшаяся в конце 2021 года и посвященная различным этапам в творчестве и жизни знаменитого художника. Также музей при уже экс-гендиректоре сделал настоящий прорыв в сфере мультимедиа, о чем сама Трегулова недавно рассказывала на Kazan Digital Week.
Что касается претензий к Трегуловой, то они шли и по хозяйственной, и по творческой части, что вполне нормально, когда речь идет о таком хлопотном хозяйстве. Например, в августе 2020-го после ливня затопило здание музея на Крымском Валу, где в это время шла, в частности, выставка из собрания ГМИИ РТ «Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского». Были и вопросы по части современного искусства, скажем, в апреле 2022-го там же, на Крымском Валу, досрочно завершила свою работу экспозиция Гриши Брускина, открывшаяся еще до начала СВО. Кто-то посчитал, что эти работы слишком смело высказываются на тему отношений власти и общества.
Интересно, что несколько дней назад Третьяковка подверглась настоящей информационной атаке, когда появилась информация, что минкульт России требует от музея подготовить ответ на жалобу некоего Сергея Шадрина, у которого возникли сомнения в том, что отдельные экспонаты галереи соответствуют госполитике «по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». А сама Трегулова сегодня заявила НСН, что узнала о своей отставке из СМИ.
Теперь Третьяковскую галерею возглавит Елена Проничева — директор московского Политехнического музея. Она родилась 6 июня 1983 года в городе Мелитополе Запорожской области. В 2005-м окончила МГИМО по специальности «сравнительная политология». Как указано на сайте минобрнауки РФ, в разные годы работала в комитете Госдумы по бюджету и налогам, в департаменте внешнеэкономической деятельности «Газпрома», Газпромбанке, на ВДНХ (ВВЦ). С 2013-го занимала пост исполнительного директора Еврейского музея и Центра толерантности, в декабре 2020-го была назначена директором московского Политехнического музея.
Она дочь генерала армии Владимира Проничева, возглавлявшего операцию по спасению заложников в «Норд-Осте», бывшего первого замдиректора ФСБ, экс-главы погранслужбы и совета директоров футбольного «Динамо». Ее сестра Екатерина Проничева была гендиректором ВДНХ, с 2018 по 2022 год возглавляла комитет по туризму Москвы, а сейчас руководит Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.
«Не думаю, что новое руководство Третьяковки заявит: «Ой, все, мы с Татарстаном не работаем!»
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают качество сотрудничества Третьяковской галереи и Татарстана, а также его перспективы после отставки Трегуловой.
Розалия Нургалеева — генеральный директор ГМИИ РТ:
— Честно говоря, для меня это большая неожиданность. Я хочу сказать, что Зельфира Трегулова — человек очень образованный, настроенный на всевозможные проекты с регионами и с Татарстаном — особенно. Я знаю, что у нее были очень большие планы по организации выставок у нас. Конечно, хозяйство у нее было очень большое. Реконструкция, реновация, здесь протекло, то протекло… Я знаю, что ей вменяются проколы, что крыша текла, и там, кстати, и наши вещи тоже были… Но обошлось все! Вообще, все негативные вещи, которые льются на Третьяковку, мне кажется, спровоцированы какими-то людьми. Какой-то группой людей.
Что касается дальнейшего партнерства республики с Третьяковкой, то я думаю, что этой отставкой оно под сомнение поставлено не будет. Учитывая, что сейчас все взоры российских музеев перенаправлены из-за рубежа в сторону России. Хотя Русский музей уже много лет работает с регионами, Эрмитаж — конечно. В меньшей степени Третьяковка и Пушкинский музей, но сейчас, исходя из того, что и туристические потоки идут сюда, этим крупнейшим музеям поставлены задачи работать с регионами.
Что касается Елены Проничевой, то я практически ничего не могу о ней сказать. Ни хорошо, ни плохо. Она, так сказать, не на слуху. Я, конечно, думаю, что Зельфира Исмагиловна не останется без работы. Она будет работать в культуре. По крайней мере, мне этого очень хотелось бы.
Артем Силкин — директор Свияжского музея-заповедника:
— Мне сложно оценивать работу Трегуловой, потому что у нас не было, по сути, каких-то совместных проектов за последние годы. Но мне кажется, что под ее руководством в Третьяковской галерее проходили выставки, которые все прекрасно знают и помнят. Серов, Поленов, Врубель, Куинджи. Кто еще? На самом деле Третьяковка — это как большая вселенная, как Эрмитаж. Поэтому как можно оценивать ее работу, не зная толком, что там происходило? О каких-то недостатках в ее работе мне неизвестно.
Я думаю, что сотрудничество Третьяковки и Татарстана — это вопрос договоренностей не только на уровне первых лиц, но и на уровне следующих «слоев». И я не считаю, что новое руководство Третьяковки заявит: «Ой, все, мы с Татарстаном не работаем!» Это было бы очень странно, потому что Татарстан, музейное сообщество республики хорошо известно в Российской Федерации, высоко оцениваются успехи Татарстана на «музейной ниве». И я не вижу, честно признаться, никаких причин, чтобы эти договоренности были бы отменены в связи со сменой руководства. Это же государственный музей. Сегодня там один директор, завтра — другой. Вот меня поменяют — думаете, в Свияжске музей, что ли, исчезнет? Нет. Другие лица будут заниматься, ничего особенного не случится.
О Елене Проничевой отзываются хорошо. Я с ней лично, кажется, не знаком, но в музейной среде о ней ничего плохого не говорят.
Зельфира Трегулова уступила кресло в Третьяковке дочери генерала ФСБ
Почему отправили в отставку успешного директора музея и кто заменит Трегулову.
14.02.2023