Судьба фигурантов одного из самых громких дел десятилетия складывается по-разному: кто-то меняет один высокопоставленный пост на другой, кто-то побеждает на чемпионатах по танго, а кто-то надеется на УДО за хорошее поведение.
Бывший министр обороны РФ Анатолий Сердюков может в скором времени стать членом совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации – подтверждением служит распоряжение, опубликованное на правительственном сайте. Коррупционный скандал не сломал экс-министру карьеру, он по-прежнему находится на верхних ступенях руководства российским ВПК. С 2014 по 2017 год Сердюков поднялся на четыре ступени, продвинувшись с должности советника первого зама гендиректора ГК «Ростех» до индустриального директора авиационного комплекса корпорации, а затем – войдя в состав правления. Не портит репутацию Анатолия Сердюкова и судимость: объявленная в честь 20-летия Конституции амнистия смыла кляксу с послужного листа.
Евгения Васильева, соседка и коллега Анатолия Сердюкова, в Минобороны возглавляла департамент имущественных отношений. На зоне если и была, то совсем не долго. В июле 2015 года Васильеву, признанную виновной в мошенничестве, легализации денежных средств, добытых преступным путем, а также в хищении агентских вознаграждений, этапировали в женскую колонию №1 во Владимирской области. Наведывавшиеся в ИК общественники встретиться с Васильевой не смогли, оттого стали поговаривать, что до поселка Головкино знаменитая осужденная не доехала. Так или иначе, вместо пяти лет лишения свободы в колонии общего режима Васильева отбыла лишь месяц – после чего райсуд освободил ее по УДО, засчитав в срок отбывания наказания время, проведенное под домашним арестом. Надо сказать, находясь взаперти в собственной квартире, экс-чиновница не скучала: писала стихи и песни, снялась в клипе и устроила выставку картин.
Выйдя на свободу, Евгения Васильева старается совмещать деловую активность и саморазвитие: она учится в магистратуре факультета искусств МГУ, а параллельно руководит ювелирным бизнесом. По данным базы «Контур.Фокус», на которые ссылается Газета.ру, в собственности Евгении Васильевой находятся фирмы «Константа», «Ваш Выбор», «Аргумент», «Приоритет», «СтройПартнер» и «Результат».
Еще одно направление деятельности Васильевой – сдача в аренду недвижимости. «Собеседник» считает, что бывшей главе департамента Минобороны принадлежит офис на Арбате площадью 642,7 кв. м. Арендует это помещение ООО «Фастлэнд», на рынке общественного питания известное по сети кафе «Му-му». Новых клипов Евгения Васильева (пока?) не снимает, картины пыталась передать в музей, но получила вежливый отказ.
Глава ООО «Центр правовой поддержки «Эксперт» Екатерина Сметанова в публикациях о деле «Оборонсервиса» упоминалась не так часто, как Евгения Васильева. А между тем, именно ЦПП «Эксперт» проводил оценку объектов Минобороны, которые затем выставлялись на продажу. Следствие утверждало, что за «правильно» определенную (то есть, существенно заниженную) цену имущества министерства Сметанова через посредника получала незаконное вознаграждение.
За эту деятельность весной 2016 года Екатерину Сметанову осудили на четыре года лишения свободы условно – с испытательным сроком в пять лет – и штрафу в размере «однократной суммы коммерческого подкупа», который составил 6,5 миллиона рублей. Дело Сметановой рассматривали в особом порядке и в закрытом режиме: тремя годами ранее она пошла на сделку со следствием, заключив досудебное соглашение о сотрудничестве. Сметанова признала свою вину и «сдала» других фигурантов истории, после чего ее выпустили из СИЗО и взяли под госзащиту, во избежание давления.
Период с 2013 по 2016 год, как выяснилось, Сметанова провела довольно активно. Она не оставила занятия бизнесом, а на досуге успешно занималась латиноамериканскими танцами и даже стала призером отрытого чемпионата РФ по аргентинскому танго.
Муж Екатерины Сметановой Максим Закутайло также «отметился» в деле «Оборонсервиса». На свободу мужчина также вышел условно-досрочно летом прошлого года. С журналистами супруги стараются не общаться.
Ирину Егорову, которая в той же ИК-1 в поселке Головино провела целых десять месяцев, называли личным казначеем Евгении Васильевой. Следователи были уверены, что именно она занималась обналичкой полученных от махинаций с недвижимостью Минобороны денег. В мае 2015 года Ирина Егорова была приговорена к трем с половиной годам лишения свободы. Менее чем через год тот же судья, который принял решение об освобождении Васильевой, отпустил по УДО и Егорову. Уже через четыре месяца она зарегистрировала фирму под названием «Вольф». Согласно уставным документам, предприятие, которым владеет и руководит Ирина Егорова, ведет розничную торговлю спиртными напитками. По данным базы «Контур.Фокус» Егоровой также принадлежат ООО «Статус» (оптовая торговля продуктами питания), «Хорс» и «Роникс плюс». Одновременно Егорова успевает еще и руководить компаниями «Вектор-СПб» и «Гидрон», которые, по некоторым данным, принадлежат Евгении Васильевой.
Наталия и Николай Дыньковы, мать и сын, – фигуранты другого уголовного дела, связанного с «Оборонсервисом», в котором Евгения Васильева выступала в качестве свидетеля. Дынькова была генеральным директором компании «Агропром» (дочки «Оборонсервиса») и 439-й Центральной экспериментальной военно-картографической фабрики. Обвинили ее в незаконном заключении сделок, касавшихся военного имущества. Не утруждаясь согласованием с департаментом имущественных отношений, как того требовали правила, Дынькова на свое усмотрение распорядилась 6 тысячами квадратных метров казенной недвижимости, сдав ее в аренду – на заведомо невыгодных для Минобороны условиях – компании собственного сына, Николая Дынькова. Полученные шесть зданий Дыньков успешно передал в субаренду и оказался в плюсе на 34 с лишним миллиона рублей.
Бурная деятельность прекратилась летом 2014 года, когда Замоскворецкий суд Москвы осудил Наталью Дынькову к трем годам, а Николая Дынькова – к двум годам колонии-поселения. Отбыв наказание, Николай Дыньков, как свидетельствует база Kartoteka.ru, без работы не остался: занял пост руководителя строительной компании «Крафт», владельцем которой является… сын Анатолия Сердюкова Сергей.
Бывший заместитель директора ОАО «Оборонстрой» Юрий Грехнев, а также экс-глава «Оборонстроя» Лариса Егорина все еще находятся в местах не столь отдаленных. Говорят, однако, что уже на днях оба планируют обратиться с ходатайствами в суд об условно-досрочном освобождении. Вероятно, просьбы будут удовлетворены: ФСИН характеризует обоих как дисциплинированных и трудолюбивых заключенных. Да и предыдущая практика может служить тому подтверждением. Судимость по делу «Оборонсервиса» – не крест на карьере, а всего лишь досадная заминка.
Справка
28 ноября 2012 года Следственный комитет России сообщил, что ущерб от хищений в «Оборонсервисе» составляет 6,7 миллиарда рублей. В ходе следствия у подозреваемых изъяты деньги и ценности на сумму более 1 миллиарда.
Жизнь после «Оборонсервиса»
Фигуранты дела «Оборонсервиса» выходят по УДО один за другим и успешно возвращаются в бизнес.