История с банкротством "Липецкого кузнечного завода" (производит детали для тракторов, грейдеров, а также продукцию для нужд РЖД) завершилась мировым соглашением. В апреле 2021-го завод сам подал в суд иск о собственном банкротстве на фоне долгов перед кредиторами и налоговиками.
Как удалось выяснить корреспонденту The Moscow Post, до предбанкротного состояния завод могли довести "коллеги по цеху" Михаил Болотин и Альберт Баков. Подробности – в материале The Moscow Post в Липецкой области.
Болотинские следы
На текущий момент ЛКЗ принадлежит виргинскому офшору "КИНГРОСС ИНЖИНИРИНГ С.А." и некоей Екатерине Конотоп, которая более не имеет бизнеса и, скорее всего, является номинальной фигурой. В Сети мы нашли лишь несколько человек с таким именем. Среди них 26-летнюю Екатерину Конотоп из Украины. Судя по записям на её странице в соцсети – ещё недавней студентки.
Как рассказывают источники The Moscow Post, подработка "номиналами" в фирмах, где собственники не хотят "светить" свои данные – распространённая практика среди студентов.
Офшор был в управлении с самого начала, только кроме него до 2018 года завод контролировала ещё АО "Уник". Сейчас она в процессе банкротства по искам от многочисленных кредиторов. До 2021 года "Уник" принадлежала АО "Мост", что до января 2022 года владел Михаил Болотин. Это крайне примечательный субъект, который, по сути, через "Уник" мог контролировать "ЛКЗ".
Болотин неоднократно становился героем расследований The Moscow Post. Это бывший владелец и гендиректор машиностроительного холдинга "Концерн "Тракторные заводы" (КТЗ), который сейчас отбывает срок в СИЗО за мошенничество на 90 млн рублей.
По версии следствия, в 2014-2015-х годах, когда Минобороны выделило КТЗ 5,2 млрд руб. на проектирование и производство опытных образцов бронетранспортеров и боевых машин пехоты под шифром "Курганец", часть этих средств по подложным договорам ушла аффилированным с Болотиным и его подельниками компаниям. А эти средства те потом, вероятнее всего, обналичили и использовали на собственные нужды.
Госконтракт был сорван, КТЗ погряз в долгах. Его удалось сохранить только благодаря поддержке Правительства РФ. Завод был передан в управление "Ростеха".
Обошли вниманием
При этом как-то за кадром всей этой истории остался тогда Альберт Баков – ещё один тогдашний совладелец КТЗ, который вряд ли не знал о тем, что творил его ближайший партнёр.
Более того – именно ему приписывают проворачивание неких "мутных схем" в концерне, о чём The Moscow Post подробно рассказывал в расследовании "Полный Баков "Тракторных заводов". В частности, речь идет об оплате услуг специально созданных обособленных подразделений, которые по сути дублировали работу управляющей организации - иными словами, за одну и ту же работу платили дважды.
Происходили и странные истории с имуществом: например, находящаяся на балансе "Курганмашзавода" гостиница "Славянка" досталась некоей Инвестиционной компании "Актив" за 21,5 млн рублей, из которых 2,8 миллиона были получены денежными средствами, а 18,7 миллиона – акциями ООО "Промтрактор-Финанс". Но спустя какое-то время гостиницу выкупили обратно уже за 111,4 млн рублей. Кому нужны были такие финансовые пертурбации?
Вполне возможно, что это банальная схема по выводу денег в офшоры, о возможном наличии которых у Бакова писала "Новая газета". Последний пытался судиться с изданием за этот материал, но суд не нашёл в нём недостоверных сведений.
Баков является зятем известного режиссёра Никиты Михалкова. С последним у него и Болотина была совместная компания "Челпром-Даймонд". Она попала в некрасивую историю с закупкой партии алмазов, для чего взяла кредит в 134 млн рублей у "Челябинвестбанка". И заодно - контракт на поставку бриллиантов с иностранной фирмой Dundela Limited. Следователи, которые заинтересовались происходящим, вскоре возбудили уголовное дело о незаконном обороте природных драгоценных камней, группой лиц по предварительному сговору.
В итоге "Челпром-Даймонд" стала распродавать имущество на торгах. И часть его отошла ТД "Красивые вещи" под управлением Болотиной Анны Михайловны. Как-то не верится, что фамилия просто совпала с фамилией нашего героя. Скорее всего, Болотин и партнёры совершили продажу самим себе.
На завод – под эгидой Чемезова и Махмудова
Но есть у Бакова, вероятно, и ещё один талантливый покровитель. Речь о Сергее Чемезове. Известно, что глава "Ростеха" в 2018 году пристроил Бакова главой "Центрального научно-исследовательский института точного машиностроения" (АО "ЦНИИТОЧМАШ").
В этой связи переход КТЗ в руки "Ростеха" выглядит даже несколько закономерно. А также вызывает подозрения – уж не в интересах ли в том числе г-на Чемезова чуть не довели до опустошения стратегически-важное предприятие? Возможно, ретиво помогал в этом как раз г-н Баков, за которого г-н Чемезов "замолвил словечко" перед судьями, чтобы не трогали?
Известно, что приходом в госструктуру топ-менеджера существенно выросли судебные претензии: в 2020 году иски к "ЦНИИТОЧМАШ" в шесть раз превышают 2017 год.
В распоряжении The Moscow Post даже есть письмо от сотрудников "ЦНИИТОЧМАШ" Председателю Совета Федерации Федерального собрания Матвиенко Валентине Ивановне письма с просьбой не допустить банкротства ведущего института.
Кстати, интересно, что был период, когда КТЗ также, как и сейчас ЛТЗ, управлялся нидерландской структурой. Схема по выкачке денег та же?
Похоже, что интересантом "прибирания к рукам" КТЗ мог быть не только Чемезов, но и олигарх Искандер Махмудов. Последний через "Транспортные компоненты" (связанная с "Трансмашхолдингом" Махмудова структура) инвестировал в реабилитацию завода, впоследствии в знак благодарности получив гражданские площадки завода.
"Транспортные компоненты" помогали и Бакову – когда "Бинбанк" подавал к нему иск о взыскании 78 млн рублей долга, эта компания вскоре выкупила права заявителя. А потом неожиданно заявила об отказе от исковых требований. Видимо, в благодарность за КТЗ?
Профессиональный "банкротчик" и его новое дело
Большая часть предприятий, оформленных на Бакова, сейчас либо ликвидирована, либо в процессе банкротства. Складывается ощущение, что его берут в фирмы как эффективного "менеджера по развалу" с целью выкачать финансы из компаний.
Как ранее писал в своём расследовании "Утомленные банкротством" зятя Михалкова" The Moscow Post, Бакова обвиняли и в доведении до предбанкротного состояния АО "КБАЛ им. Л. Н. Кошкина".
В 2021 году Баков ушёл из "Ростеха" работать в Минобороны. Сейчас он возглавляет АО "Авиаремонт". Финансовые показатели компании намекают на то, что 2023 год она может не пережить.
В итоге, мы имеем очередной почти доведённый до банкротства завод, который опосредованно контролировался "коллегой" Бакова Михаилом Болотиным, отсиживающимся в СИЗО. Баков при этом вероятно продолжает с помпой грабить стратегические активы, причём ещё и в период СВО. Не пора ли остановить находчивого менеджера?
Знакомьтесь, Баков - профессиональный банкротчик
Очередной стратегически важный завод рискует пасть жертвой "схемы Альберта Бакова".