«Новая газета» продолжает изучать бизнес-интересы и активы ближайшего окружения Владимира Путина. Сегодня речь пойдет о, пожалуй, самом близком человеке к президенту России — бывшем начальнике его службы безопасности Викторе Золотове. На протяжении 13 лет (с 2000 по 2013 год) в России, наверное, не было человека, который физически проводил бы больше времени возле президента, чем Золотов, охраняя его безопасность и секреты.
Изучив по открытым источникам бизнес-интересы семьи Золотова, мы обнаружили, что его сын занимался строительным бизнесом с человеком, который обвиняется в попытке хищения из бюджета почти двух миллиардов рублей; а общая стоимость недвижимости, принадлежащей Золотовым, может составлять сотни миллионов рублей.
Виктор Золотов начинал свою карьеру в 9-м управлении КГБ СССР, которое позже было преобразовано в Федеральную службу охраны (ФСО). В начале 90-х он был телохранителем мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака и его тогдашнего заместителя Владимира Путина. А когда Путин стал премьер-министром, Виктор Золотов возглавил его охрану. До 2013 года Золотов был начальником службы безопасности президента, но затем перешел в МВД, где годом позже возглавил внутренние войска и был назначен заместителем министра.
Как ни парадоксально, пока Золотов работал телохранителем Путина, о нем знали только в узких кругах. Но стоило ему перейти в МВД, как его имя стало упоминаться в сюжетах федеральных каналов; Золотова начали уверенно называть будущим министром внутренних дел. Источники «Новой» в различных правоохранительных органах, в том числе знакомые с Золотовым, разделились на два лагеря. Одни так же уверенно называли даты будущего назначения, при этом, правда, сдвигая их все дальше и дальше (и пока остановились на мае 2015 года). Другие, наоборот, уверяли, что никакого назначения пока не планируется, а информация об этом была сознательно вброшена в СМИ врагами бывшего охранника президента. (По словам источников «Новой», у Золотова есть противоречия с так называемым «кланом Патрушева», куда входит и директор ФСБ Александр Бортников.)
В этом расследовании мы сознательно опустим подробности «клановых войн» и сосредоточимся на том, что поддается безусловной верификации, — бизнес-интересах.
Строительный бизнес
Как стало известно «Новой», сын Виктора Золотова, Роман, как минимум до 2014 года занимал руководящий пост в ФГУП «Охрана» МВД России, которое на коммерческой основе предлагает услуги по охране имущества граждан и организаций. Уточнить, работает ли Роман Золотов в ФГУП «Охрана» сегодня, нам не удалось — в приемной предприятия отказались с ним соединять.
Одновременно с работой в ФГУП «Охрана» Роман Золотов занимался бизнесом. В июне 2013 года в Москве была создана компания «Стройальянс». Партнерами Золотова в этой фирме стали Александр Сабадаш и Сергей Сомов. Сабадаш — бывший сенатор от Ненецкого автономного округа и владелец нескольких алкогольных предприятий, за что его часто в СМИ называют «водочным королем». Чуть менее чем через год после основания компании с Золотовым, в мае 2014 года, Александр Сабадаш был задержан следователем СК России. В декабре прошлого года Гагаринский суд Москвы продлил его арест до мая 2015 года.
Сабадаш обвиняется в попытке хищения 1,8 млрд рублей из бюджета под видом возмещения НДС. По версии следствия, в 2010 году компания «ЭС-Контрактстрой» подала в налоговую инспекцию Москвы №28 заявление о возмещении 1,8 млрд рублей НДС. Поводом для возмещения стали строительные работы, якобы проведенные для принадлежащей Сабадашу компании «Выборгская целлюлоза». По мнению следователей, стоимость строительных работ была многократно завышена, и поэтому «ЭС-Контрактстрой» не имела права на возмещение налога.
Напомним, что 28-я налоговая инспекция может считаться уже легендарной. Возглавлявшая ее Ольга Степанова принимала решение о незаконном возмещении 5,4 млрд рублей налога на прибыль в рамках «дела Магнитского». В 2009–2010 годах из бюджета с помощью решений за подписью Степановой было похищено еще около 8 млрд рублей под видом возмещения НДС. По этому факту СК России сейчас расследует уголовное дело.
Как сообщало питерское новостное агентство fontanka.ru, в рамках того же уголовного дела, по которому был задержан Сабадаш, сотрудники ФСБ провели обыски в банке «Таврический» в Санкт-Петербурге. Этот банк возглавляет второй партнер Романа Золотова — Сергей Сомов (см. справку). У Золотова с Сомовым есть еще одна совместная компания — «Стройальянс плюс», которая также занимается строительством.
Получить комментарии Сомова и представителей Сабадаша для этой публикации «Новой газете» не удалось. Ранее адвокаты Сабадаша заявляли, что их клиент не признает своей вины.
Недвижимость
Чтобы понять, насколько Виктор Золотов близок к Владимиру Путину, достаточно на картах «Яндекса» проложить маршруты от официальных и неофициальных резиденций президента к той недвижимости, которая принадлежит семье Золотовых.
Например, Роману Золотову принадлежат земельный участок (4,5 тыс. кв.м) и жилой дом (280 кв.м) в деревне Ящерово Валдайского района. Буквально в 7 км от этого дома находится официальная резиденция президента Путина «Валдай».
В мае 2014 года Роман Золотов стал владельцем трехэтажного дома в Геленджике. Общая площадь дома составляет почти 1 тыс. кв.м. На спутниковых снимках видно, что этот дом находится на первой береговой линии, прямо возле Черного моря. Судя по последним доступным фотографиям, дом еще активно строится, и когда строительство будет завершено, то весь комплекс превратится в настоящую резиденцию.
Всего в 30 км от этого дома находится поселок Прасковеевка, где расположена другая резиденция — приписываемая Владимиру Путину, о чем в 2010 году рассказал питерский бизнесмен и бывший партнер друзей президента России Сергей Колесников.
И, наконец, еще один интересный объект недвижимости, который принадлежит Роману Золотову, находится в поселке Эстосадок, в Сочи. Это — коттедж (188 кв.м), расположенный возле «Горно-туристического центра «Газпром» на территории гранд-отеля «Поляна». Отсюда начинается канатная дорога на олимпийский объект — лыжно-биатлонный комплекс «Лаура».
Шале Золотова, приобретенное за три года до Олимпиады (в 2011 году), соседствует здесь с домами других влиятельных владельцев, которые составляют сегодня своеобразную современную элиту России (см. справку).
Помимо вышеперечисленных объектов недвижимости, семье Золотовых также принадлежат две элитные квартиры в Москве (160 и 172 кв.м) на улице Звенигородской и в Спасоналивковском переулке.
Общая кадастровая стоимость всей обнаруженной нами недвижимости составляет более 120 млн рублей. Рыночная стоимость может быть в несколько раз больше.
Источник «Новой» в МВД знает, что зарплата на должности, аналогичной той, которую занимал Роман Золотов, вряд ли может превышать 2–3,5 млн рублей в год. Если так, то этих доходов явно не хватило бы на покупку и половины той недвижимости, что мы обнаружили.
Каковы легальные источники происхождения средств, которые позволили семье Золотовых пробрести все эти активы? К сожалению, нам не удалось ответить на этот вопрос. Виктор Золотов отказался отвечать на запрос «Новой газеты», а обнаружить декларации о доходах и имуществе Золотова нам не удалось — их нет ни на сайте МВД, ни на сайте ФСО, где до 2013 года он занимал должность заместителя директора.
Справка — 1
В 2013 году «Новая газета» уже писала о банке «Таврический», правление которого возглавляет Сергей Сомов. Тогда нам удалось обнаружить, что связанная с этим банком компания «ИК «Таврический» стала монопольным поставщиком угля для Минобороны. Становление «ИК «Таврический» как главного поставщика твердого топлива для Минобороны совпало по времени с тем периодом, когда за отопление военных объектов отвечал Григорий Нагинский, бывший замминистра обороны и глава Спецстроя России. Как показало наше расследование, основной акционер банка «Таврический» Олег Захаржевский и Григорий Нагинский оказались давними знакомыми и бывшими партнерами по бизнесу. Одновременно с публикацией «Новой газеты» ГУЭБиПК МВД России проводил доследственную проверку в связи с поставками угля в Минобороны. Привела ли эта проверка к возбуждению уголовного дела, «Новой газете» неизвестно.
Справка — 2
По соседству с шале Романа Золотова в Сочи находятся дома других влиятельных владельцев. Этот мини-поселок на территории отеля «Поляна» можно считать закрытым VIP-клубом современной элиты России. Помимо Золотова, домами здесь владеют Виктор Зубков, председатель совета директоров «Газпрома»; Любовь Кабаева — мама Алины Кабаевой, председателя совета директоров холдинга «Национальная Медиа Группа»; Кирилл Селезнев, член правления «Газпрома», и другие.
Золотов партии Путина
Чем владеет самая близкая к телу президента семья.