Каков максимальный размер взятки за раздачу военных госконтрактов “своим” подрядчикам? Сколько можно заработать, если забирать премии у живых преподавателей академии РВСН и зарплаты “мертвых” инженеров ВКС? Как можно обогатиться на распродаже солдатских штанов и топлива? Самые популярные схемы получения незаконного вознаграждения подчиненными Сергея Шойгу — в обзоре ПАСМИ.
Миллионы на подряде
Мещанский суд Москвы рассмотрит уголовное дело о получении особо крупных откатов от подрядчиков министерства обороны. По данным следствия, советник главного управления вооружений Юрий Здравило, а также советник из департамента по обеспечению гособоронзаказа Виталий Ликучев за 7,4 млн рублей обеспечили помощь в получении госконтрактов ЗАО «НПП «Русбал»». За эти деньги они предложили сделать производителя надувных макетов танков и другого маскировочного оборудования единственным поставщиком соответствующих товаров в рамках оборонзаказа. Военные свою вину отрицают, хотя взяли их с поличным сотрудники ФСБ. Чекисты задержали двух советников в ресторане после того, как гендиректор «Русбал» Александр Таланов передал им конверт с деньгами.
Примерно такая же сумма заработка на госконтрактах фигурирует в деле замглавы инженерных войск ВС России Руслана Алахвердиева. Генерал-майора обвиняют в том, что он получил от подрядчиков по стройконтрактам порядка 8 млн рублей. Уголовное дело было возбуждено в июле, сейчас идут активные следственные действия и сумма вменяемых взяток может возрасти. Изначально генерал находился под подпиской о невыезде, но затем был взят под арест по ходатайству следствия — из-за нарушения условий подписки и давления на участников дела. А в сентябре по делу Алахвердиева провели обыски у его начальника — главы инженерных войск Вооруженных сил России генерал-лейтенанта Юрия Ставицкого. Пока он является свидетелем.
Групповые рекорды
В июне 2021 в суд поступили материалы дела в отношении экс-начальника продовольственного управления Минобороны Александра Бережного. Ему вменяют получение взятки и превышение полномочий в составе преступной группы. По версии обвинения, в эту группу входил зам Бережного Александр Вакулин и еще ряд бывших сотрудников структур военного ведомства.
Общая сумма полученных ими взяток составила 368 млн рублей. За эти деньги военные на протяжение нескольких лет лоббировали интересы компании Алексея Калитина «Профбизнес». Благодаря своим покровителям, бизнесмен выиграл десятки тендеров по закупкам различных товаров — от автомобильных кухонь до ножей для чистки овощей. В большинстве случаев контракты заключались по завышенной стоимости, общий ущерб Минобороны превысил 650 млн рублей.
Первый приговор по этому делу был вынесен в марте — бывший замруководителя управления департамента госзакупок Минобороны РФ Александр Борувков, признавший вину и давший показания на подельников, получил 6,5 лет колонии строгого режима и штраф в 650 млн рублей.
Летом текущего года начался процесс по еще одному групповому кейсу — в суд поступило второе уголовное дело в отношении руководства компании «Славянка». Эта организация входила в ОАО «Оборонсервис» — многопрофильный холдинг Минобороны. На скамье подсудимых оказался бывший директор «Славянки» Александр Елькин и его подчиненные — Юлия Ротанова и Константин Лапшин.
Им вменяют хищение 357 млн рублей и 18 эпизодов коммерческого подкупа чиновников оборонного ведомства на общую сумму в 385 млн рублей за получение госконтрактов на обслуживание и благоустройство военных городков. В дальнейшем, по версии следствия, руководство “Славянки” отдавало тендеры субподрядчикам за откаты в размере 15% от стоимости договора. В 2016 Елькин уже был приговорен к 11 годам лишения свободы, фабула обвинения по первому делу была аналогичной, только в материалах фигурировало вдвое меньше эпизодов.
Еще одно громкое групповое дело касается бывшего заместителя начальника Генштаба Халила Арсланова, одновременно являющегося начальником главного управления связи (ГУС) Минобороны. По версии обвинения, Арсланов и его подчиненные похитили 6,7 млрд рублей на поставках портативных радиостанций для армии. Военные якобы вступили в сговор с подрядчиком — АО «Ярославский радиозавод», в результате чего цена на рации оказалась завышена почти в полтора раза.
Обвинения Арсланову были предъявлены на основании показаний двух его подчиненных — генерал-майора ГУС Александра Оглоблина и полковника Павла Кутахова, хотя позже офицеры признались, что оговорили начальника под давлением следствия в обмен на смягчение меры пресечения. По версии Арсланова, который не признал свою вину в суде, его арест придумали для дискредитации Сергея Шойгу.
Живые и мертвые
Еще одна схема обогащения подчиненных Шойгу основана на том, что деньги они получают не от подрядчиков, а от своих подчиненных. К примеру, начальника академии Ракетных войск стратегического назначения Леонида Михолапа подозревают в сборе премий у преподавательского состава. Уголовное дело на генерал-майора завели в апреле 2021 года — пока в нем только два эпизода на общую сумму в 1 млн рублей. При этом бывшие подчиненные генерала Михолапа утверждают, что вымогательство было поставлено на поток с момента его назначения — в 2019 году. В августе на фоне скандала главу академии РВСН отправили в отставку с формулировкой “по собственному желанию”.
Гораздо больше, как выяснилось, можно заработать не на реальных подчиненных, а на зарплатах “мертвых душ”. Так, еще один генерал-майор из ведомства Шойгу — экс-глава ЦНИИ ВКС в Твери Сергей Ягольников — создал на базе научно-исследовательского института компанию «Радиотехнические и информационные системы воздушно-космической обороны» и фиктивно устроил туда около 100 человек. В основном, это были вышедшие на пенсию конструкторы ЦНИИ. По данным следствия, через “мертвую сотню” было похищено около 285 млн рублей. С их помощью якобы искусственно раздувались затраты на разработку проектов для Минобороны, ФСО России и еще около десяти предприятий российского ВПК.
Военный магазин
Также военные продолжают наживаться на банальной распродаже имущества Минобороны. Так, начальника 161-й школы техников РВСН Алексея Прудникова в июне арестовали по обвинению в пропаже 300 тонн мазута. Дело инициировали его подчиненные. Они утверждают, что топливо выкачали бензовозы компании «Я-Автодизель». Общая стоимость мазута оценивается более чем в 2 млн рублей. Из них 1,9 млн рублей Яваев якобы передал начальнику ракетной школы в качестве благодарности.
А офицер ВКС Сергей Пудиков зарабатывал на том, что воровал со складов обмундирование, а затем реализовывал его через торговые точки по продаже спецодежды. Ущерб Минобороны от бизнеса капитана Пудикова составил 8,5 млн рублей. За эти деньги он продал 80 мешков и четыре баула одежды для военных. Среди похищенного — куртки, офисная форма, обувь и кальсоны. Летом 2021 года военный суд приговорил военного к 6 годам колонии общего режима.
Золотые ножи и мертвые души: на чем делают деньги в Минобороны
Нелегальные заработки подчиненных Шойгу.