15 декабря суд огласил приговор бывшему министру экономического развития РФ Алексею Улюкаеву. Решение суда он дослушивал, уже сидя в клетке; присудили Улюкаеву восемь лет колонии строгого режима и штраф 130 млн рублей – эквивалент полученной им взятки. После освобождения чиновник не сможет восстановиться на государственной службе в течение восьми лет – таким образом, из заключённого он автоматически превратится в пенсионера. Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но в чём здесь подвох?
В те времена, когда Улюкаев работал с Егором Гайдаром в его институте, кто-то из их окружения дал ему кличку Упырь – за вечно угрюмый вид и привычку ворчать. Прошли годы, но ни выражение лица чиновника, ни его привычки не изменились. Незадолго до получения двухмиллионной взятки, участвуя в экономическом форуме в Петербурге, он по привычке бурчал о сомнительности подготовки решения в пользу «Роснефти».
Защита Улюкаева намерена обжаловать судебный вердикт: по мнению адвокатов, он слишком суров для изнеженного эстета в летах. Между тем наивно было бы полагать, что экс-глава МЭР оттрубит свой срок от звонка до звонка. Помнится, одиозной начальнице департамента имущественных отношений Минобороны Евгении Васильевой тоже влепили немалый срок – пять лет колонии. А отсидела она за решёткой не больше полутора месяцев – две недели в столичном СИЗО и ещё пять – в колонии. Возместила 200-миллионный ущерб и улетела белой лебёдушкой условно-досрочно. Год Улюкаев уже «отмотал» под домашним арестом, осталось отсидеть ещё три – кто сомневается, что окружение верного гайдаровца выхлопочет ему УДО? Впрочем, ещё неизвестно, что решит суд высшей инстанции – Улюкаев, по его словам, «намерен бороться» за «справедливый приговор». Виновным себя он не признаёт. Но если признает – сможет претендовать на помилование. Впрочем, пока он ещё «держит лицо»: во время оглашения приговора Улюкаева спросили, не планирует ли он подать прошение о помиловании главе государства. В ответ подсудимый демонстративно отвернулся.
Нажитое непосильным трудом
Только после оглашения приговора окончательно прояснилась картина совершённого Улюкаевым преступления – её огласила в описательно-мотивировочной части приговора судья Лариса Семёнова. Итак, взятку у главы госкорпорации министр стал вымогать в Индии, на форуме стран БРИКС. Согласно свидетельским показаниям генерала ФСБ Олега Феоктистова, Улюкаев «с помощью двух пальцев указал сумму вознаграждения, которое хотел получить, это было равнозначно 2 млн долларов». Генерал написал заявление в ФСБ и принял участие в обработке купюр, предназначенных для дачи взятки, реагентом. Позже на пальцах министра обнаружили их следы. Улюкаев лично принял сумку с деньгами, положил её в автомобиль, а затем поднялся в офис на 15 минут. «Улюкаев виновен в том, что, являясь должностным лицом, получил взятку», – резюмировала судья, отметив при этом, что бывший министр действовал умышленно, руководствуясь корыстными побуждениями.
Почти половину из прожитых лет Улюкаев провёл во власти – как в 1991-м вошёл в группу советников Егора Гайдара, так с тех пор и шёл вверх по карьерной лестнице. То есть можно сказать, что всю сознательную жизнь Улюкаев работал на государство. К чему такое уточнение? А вот к чему. Дело в том, что вскоре после задержания Улюкаева суд принял решение наложить арест на собственность, принадлежащую экс-министру. Естественно, судебное постановление стало достоянием гласности. Так и выяснились весьма интересные подробности относительно финансового состояния бывшего главы МЭР.
Во-первых, на банковских счетах были заморожены принадлежащие Улюкаеву денежные средства на общую сумму более миллиона долларов и 280 млн рублей. Во-вторых, «в собственности у Улюкаева обнаружилось 10 элитных земельных участков в «золотом» ближнем Подмосковье и в Крыму», писал журналист Олег Лурье.
«Площадь участков составляет 151 041 квадратный метр, или более 15 гектаров, дорогой подмосковной земли. По самым скромным ценам стоимость такого счастья не меньше 20 млн долларов. Плюс особняк в 520 квадратных метров и московская квартира в центре в 224 «квадрата». То есть у чиновника Улюкаева, ни одного дня не работавшего в бизнесе и занимавшего только государственные должности, скопилось недвижимости более чем на 25 млн долларов». Кстати, молодая супруга Алексея Улюкаева (жена экс-министра Юлия Хряпина младше него на 27 лет) также не бедствует. Официально ей принадлежало шесть земельных участков, в том числе пять в Крыму, две квартиры и два дома площадью 250 и 162 квадратных метра. Учитывая, что сама она, как сообщается, до недавнего времени трудилась научным сотрудником в Институте экономической политики им. Гайдара, с трудом верится, что на всё это заработала она сама.
Курочка по зёрнышку
По данным Международного консорциума журналистов-расследователей, в бытность Улюкаева зампредом Центробанка его сын Дмитрий являлся директором офшорной компании Ronnieville Ltd, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Затем во главе офшора встала Юлия Хряпина. Известно, что офшорные компании популярны как гарантированный способ спрятать деньги и активы, происхождение которых, мягко говоря, небезупречно. Потому, видимо, недаром Алексей Улюкаев сразу же начал открещиваться от заявлений расследователей – мол, я не я и лошадь не моя. В Интернете легко найти документ о существовании кипрского офшора, записанного на некоего Валентина Улюкаева – так зовут отца экс-министра. Наверное, это просто совпадение? Наверняка Алексей Улюкаев опять нашёл бы оправдание, но, поскольку к тому времени он уже был под арестом, услышать его не удалось.
Конечно, зарабатывают министры неплохо – в 2015 году Улюкаев задекларировал годовой доход в сумме почти 60 млн рублей. Однако всё же сложно представить, что вместе с женой и двумя детьми он все деньги вкладывал в недвижимость, питаясь лишь «дошираком». Потому стоит рассмотреть альтернативные версии происхождения капитала экс-министра. А они существуют и выглядят весьма занятно. «Большая часть серьёзной профессиональной карьеры Алексея Валентиновича была связана с Банком России, где его ближайшим партнёром был бывший куратор системообразующих банков Михаил Сухов, – сообщает портал «Компромат». – Источники дохода Улюкаева этого периода, похоже, складывались из взносов коммерческих банкиров за комфортное или достаточно лояльное отношение преимущественно при криминальном банкротстве.
Главным коррупционным проектом был, конечно же, банк «Пушкино», принёсший Улюкаевым (для удобства назовём отца и приёмного сына так) несколько десятков миллионов долларов США». Банк «Пушкино», напомним, лишился лицензии ещё осенью 2013 года. О том, что он находится в плачевном состоянии, заинтересованным сторонам стало известно ещё весной. В итоге крушение банка «Пушкино» обошлось государству в 20 млрд рублей. В свете истории с виргинским офшором несколько иначе начинает выглядеть вся нынешняя история с задержанием экс-министра и последующим судом.
Потёртый миллионер
Впрочем, присутствовавшие на судебных заседаниях едва ли распознали бы в подсудимом благополучного миллионера. В суд Улюкаев неизменно являлся исхудавшим и постаревшим, в рубашке фасона «прощай, молодость», обвисших штанах и с сумкой на плече, заставлявшей припомнить расхожую мудрость о суме и тюрьме. В этом облике побитого жизнью пенсионера было трудно узнать того холёного чиновника, каким Улюкаев был ещё год назад. Но недаром говорят, что внешность обманчива. И те, кого Улюкаев разжалобил своим видом, пожалуй, сильно удивились бы, узнав о капиталах подсудимого «пенсионера». Ну а так-то всё ясно. В самом деле – досадно отдавать свою подпись под документом за просто так, зная, что она стоит миллионы. Однако возможная попытка выклянчить себе «благодарность» закончилась в итоге задержанием, арестом и перспективой уехать в иркутскую колонию, предназначенную для осуждённых чиновников. Конечно, менять элитные квартиры и особняки на нары в общем бараке куда как обидно. Тут не только пенсионерские штаны на себя натянешь вместо костюма «Бриони».
Михаил ХАЗИН, экономист:
– У Улюкаева был период, когда он работал в Институте Гайдара, и это был бизнес. Они тогда писали всё российское законодательство и брали за это довольно большие деньги. Этим занимались Институт Гайдара и Высшая школа экономики, после чего закон в готовом виде направлялся в Госдуму и там принимался. Да и во время приватизации существовали структуры, которые писали схемы приватизации. И деньги там были миллиардные. Их писал Российский центр приватизации, который возглавлял Максим Бойко. Американцы в начале 90-х выделили на это дело изначально 2 или 3 млрд долларов, которые до конца даже не сумели освоить. Так что откуда у Улюкаева деньги – это как раз абсолютно понятно.
Алексей Улюкаев и волшебное освобождение
Как долго Алексею Улюкаеву сидеть на тюремных нарах?