С момента внесения «Штабов Навального» (их деятельность запрещена на территории России) в список экстремистских организаций прошло три месяца. Руководитель сети штабов Леонид Волков, распуская их, заявил в конце апреля, что они отпущены «в свободное плавание». РБК узнал, что произошло с момента роспуска.
К моменту блокировки сайта «Штабов Навального» их число по стране достигало 37. РБК поговорил с 16 экс-координаторами, информация об оставшихся была собрана из открытых источников — публикаций СМИ, карточек судов, социальных сетей. Судя по изученным данным, двое из 37 в 2020–2021 годах не привлекались к административной ответственности, 11 находятся под следствием.
Суммарный срок административных арестов, которые экс-руководители штабов отбыли за 2020–2021 годы, составляет 457 дней. Самый долгий административный арест — 102 дня в 2021 году — был у курганского координатора Алексея Шварца. («Я даже Навального пересидел», — сказал он РБК.)
Общая сумма выписанных штрафов — 4,158 млн руб., большая часть из них приходится на иски о возмещении ущерба после январских митингов в поддержку Навального. Экс-главу штаба в Краснодаре Анастасию Панченко оштрафовали на 50 тыс. руб. по делу о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений. Она опубликовала в сторис в Instagram скриншот «двоих лиц, по внешним признакам женского пола», которые «осуществляют тактильные прикосновения губами друг к другу» (об этом сообщил ее адвокат).
Один из координаторов — Андрей Боровиков из Архангельска — осужден по делу о распространении порнографии из-за публикации клипа Rammstein, он отбывает 2,5 года в колонии строгого режима.
Двое — московский координатор Олег Степанов и Алексей Ворсин из Хабаровска — находятся под домашним арестом. Экс-руководитель мурманского штаба Виолетта Грудина, подавшая документы для участия в местный горсовет, принудительно госпитализирована в Мурманский областной Центр специализированных видов медицинской помощи. Туда ее поместили по решению суда для лечения от коронавируса, хотя активистка настаивает на том, что получила отрицательные тесты на COVID-19. Еще восемь руководителей штабов эмигрировали — во Францию, США, Германию и Турцию.
Трое экс-руководителей штабов высказались против Алексея Навального и Фонда борьбы с коррупцией (внесен в список иноагентов, признан экстремистской организацией и запрещен). Так, бывший глава саратовского штаба Михаил Мурыгин заявил, что с Волковым работать «практически невозможно». Экс-глава штаба в Нижнем Новгороде Роман Трегубов зимой 2021 года заявил, что складывает с себя полномочия, так как не согласен с проведением несогласованных митингов. Позже он опроверг свою отставку, заявив, что видео было записано под давлением.
Где работали штабы
Штабы были в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Барнауле, Белгороде, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Ижевске, Иркутске, Казани, Калининграде, Кемерово, Краснодаре, Красноярске, Кургане, Липецке, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Пензе, Перми, Пскове, Ростове-на-Дону, Самаре, Саратове, Тамбове, Твери, Томске, Тюмени, Уфе, Хабаровске, Чебоксарах, Челябинске и Ярославле.
«Без бренда «Навальный»
15 экс-координаторов сказали РБК, что продолжают заниматься политикой (двое — Сергей Бойко из Новосибирска и Ксения Фадеева из Томска — действующие муниципальные депутаты). Также к тем, кто занимается политикой, РБК отнес экс-координаторов, которые заявляли о желании принять участие в региональных или думских выборах в 2021 году, и тех, кто намерен создавать новые проекты.
О намерениях баллотироваться в Госдуму говорили экс-координатор московского штаба Олег Степанов и хабаровского — Алексей Ворсин. Позже находящийся под домашним арестом Ворсин отказался от участия в выборах, а Степанов не смог открыть избирательный счет, без которого невозможен сбор подписей.
Шесть экс-координаторов планировали избираться в региональные парламенты или городские думы. 27 июля в Петербурге аннулировали выдвижение уже зарегистрированной кандидатом в заксобрание Ирины Фатьяновой (ранее возглавляла штаб Навального в Петербурге), 7 июля с выборов сняли экс-главу штаба в Перми Сергея Ухова, который баллотировался в городскую думу. В кандидаты гордумы Саратова не был зарегистрирован Дмитрий Цибирев, аналогичная ситуация у экс-главы штаба в Чебоксарах Семена Кочкина.
Во всех случаях отказы избиркомы объясняли связью кандидатов с признанными экстремистскими «Штабами Навального»: в начале июня Владимир Путин подписал закон о запрете избираться причастным к экстремистским и террористическим организациям.
После принятия этого закона часть бывших руководителей штабов отказалась от идеи баллотироваться и решили заниматься собственными проектами. Экс-координатор в Ижевске Иван Елисеев рассказал РБК о создании общественно-политического движения «Удмуртия против коррупции», участники которого будут выпускать расследования о коррупции на YouTube и следить за госзакупками. Объединение «Аполитичность губит», созданное экс-координатором Максимом Климовым, действует в Белгороде. В разговоре с РБК Климов добавил, что не собирается уходить из политики и планирует сделать «сольную карьеру регионального политика без бренда «Навальный».
Над созданием общественного движения работает экс-глава штаба в Волгограде Евгений Кочегин. Целью движения он называет борьбу с коррупцией и фальсификациями на выборах. «Мы на рожон лезть не собираемся, но делать что-то надо», — отметил он. Экс-координатор в Калининграде Мария Петухова отметила, что планирует создать фем-движение. Региональный You-Tube-проект про гражданские инициативы появится в Твери, рассказал РБК экс-глава регионального штаба Андрей Прокудин. О планах запустить свой общественно-политический проект РБК рассказала и бывший руководитель штаба в Ростове-на-Дону Ксения Середкина.
Бывший саратовский координатор Дмитрий Цибирев рассказал, что помогает проводить кампанию Ирине Фатьяновой в Петербурге, а после этого планирует вернуться в Саратов и заняться подготовкой наблюдателей на выборы.
Проблемы после роспуска штабов
Трудности у бывших сотрудников штабов скорее психологические, считает Андрей Прокудин. С ним согласен экс-глава Волгоградского штаба Евгений Кочегин: «Многие боятся, оппозиционность стала подпольной. Не было понятно, что дальше — уезжать из страны или нет». Покинувший Россию Сергей Беспалов из Иркутска говорит, что его беспокоит судьба родных и друзей из числа экс-волонтеров штаба. В Барнауле после закрытия за штабом установили наружное наблюдение, «оцепили чуть ли не весь квартал», рассказал РБК экс-глава в регионе Вадим Останин. По его словам, в помещении также задержали волонтеров, которые приехали забрать мебель.
Несколько бывших глав штабов в регионах отметили, что их сотрудники столкнулись с трудностями в поиске работы. «В бюджетные организации всех, кто как-то связан с именем Навального, принимают с большой неохотой», — отметила экс-координатор в Красноярске Анастасия Корсакова. Самая большая сложность, по ее мнению, заключается в том, что люди все еще воспринимают бывших сотрудников штабов как представителей ФБК (признан иноагентом и экстремистской организацией, деятельность в России запрещена). Бывшая глава калининградского штаба Мария Петухова среди прочего в числе трудностей отметила закрытие соцсетей штаба и YouТube-канала: «Там довольно много подписчиков; было непонятно, как теперь рассказывать им о том, что будет дальше».
‟Аполитичность губит‟: какие движения создают сторонники Навального
Среди экс-руководителей штабов 21% эмигрировали, 29% находятся под следствием, 40% занимаются собственными проектами и политикой.