Мошенничество на арктических военных стройках привело в СИЗО бывшего главу ГУОВ Евгения Горбачева. Правда, пропало из бюджета на порядок больше, чем ему вменяют, а внимания правоохранителей пришлось ждать пять лет. Пока бизнесмены, чью работу Горбачев пытался выдать за свою, сидели за решеткой, он уверенно шел к успеху — получил руководящую должность в структуре Минобороны и госнаграду от президента, заработал миллиарды на оборонных объектах и даже попытался прикрыться депутатским иммунитетом. Подробнее о трудовых “подвигах” Горбачева при освоении бюджетных средств и о его высоких покровителях — в материале ПАСМИ.
Арктическая схема
На прошлой неделе были задержаны бывшие учредитель и гендиректор ООО «Спецстрой-1» Евгений Горбачев и Александр Ашгибисов. Их подозревают в хищении около 232 млн рублей при строительстве военных объектов в Арктике. Уголовное дело по ч.4 ст. 159 УК РФ было возбуждено 1 октября по материалам проверок ГУЭБиПК МВД России и генеральной прокуратуры, расследованием занимается следственная часть УВД по Юго-Западному округу Москвы.
Речь идет о двух контрактах общей стоимостью свыше 4,3 млрд рублей, которые летом 2015 года заключила с компанией Горбачева структура ныне ликвидированного “Спецстроя России” Минобороны — Главное управление инженерных работ № 2. За эти деньги «Спецстрой-1» обязался построить к маю 2016 года объекты для радиолокационных отделений и пунктов наведения авиации на мысе Шмидта и острове Врангеля Чукотского автономного округа.
По версии следствия, обязательства выполнены не были, а 232 млн рублей из аванса 2,5 млрд рублей руководители ООО похитили, перечислив на счета подконтрольных им фирм «Форматика» и «Санпласт». С первой компанией был заключен договор на поставку стройматериалов, со второй — договор займа. Материалы поставлены не были, заем не вернули, а деньги пропали. 28 октября Гагаринский суд Москвы отправил под арест Евгения Горбачева и бывшего учредителя ООО «Форматика» Андрея Харченко.
При этом, как сообщал “Коммерсантъ”, Горбачев и Ашгибисов пытались скрыть хищения путем подделки документов о сдаче работ с использованием стройматериалов на сумму свыше 508 млн рублей. На самом же деле эти материалы были приобретены и доставлены на отдаленные северные объекты ООО «РусАльянсСтрой».
Срок за отказ
Надо сказать, что эта компания не только обеспечила доставку стройматериалов и оборудования на остров Врангеля и мыс Шмидта, но и построила там основные объекты для Минобороны, о чем торжественно рапортовали федеральные телеканалы. Стройка велась ударными темпами — конкурс «РусАльянсСтрой» выиграл в 2014 году, а на 2015 планировалась сдача объектов. Но этим планам сбыться не удалось: как заявляли учредители «РусАльянсСтроя» Алексей Эккерт и Дмитрий Бушманов, врио начальника ГУИР №2 Олег Сиразетдинов и его зам Владимир Ходневич якобы потребовали за приемку работ взятку в 700 млн рублей — 20% от суммы контракта.
Предприниматели платить откат не стали, а свидетельствующую о вымогательстве аудиозапись обнародовали в СМИ. После этого Сиразетдинов сначала отказался выплачивать дополнительные средства на продолжение строительства, а когда Эккерт и Бушманов вложили в стройку порядка 1 млрд собственных и заемных средств, разорвал заключенные с их компанией контракты, обвинив предприятие в срыве сроков выполнения работ.
В марте 2016 года Алексей Эккерт и Дмитрий Бушманов были арестованы по обвинению в хищении 3,2 млрд рублей бюджетных средств, выделенных в качестве аванса на строительство военных объектов. Позднее сумма ущерба была снижена до 2,9 млрд рублей — после того, как Арбитражный суд Москвы признал, что работы по возведению пункта боевого дежурства на Новой Земле были выполнены в соответствии с договором с заказчиком. Было еще одно решение арбитража по объектам на острове Врангеля, на которые из казны было выплачено 1,5 млрд рублей, но оно на сумму ущерба в уголовном деле не повлияло.
Защита Эккерта и Бушманова указывала на многочисленные нарушения в расследовании дела “РусАльянсСтроя”, которым руководила следователь центрального аппарата СКР Марина Ломоносова. Эти нарушения отмечали судебные и надзорные органы: в марте 2018 года Таганский суд вернул уголовное дело строителей арктических объектов генеральному прокурору РФ Юрию Чайке из-за серьезных нарушений УПК, а в октябре надзорное ведомство отказалось утверждать новое обвинительное заключение и возвратило дело для дополнительного расследования.
О незаконности содержания предпринимателей под стражей и отсутствии оснований для их уголовного преследования заявлял бизнес-омбудсмен Борис Титов, делом арктических строителей интересовалась уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.
Тем не менее, 20 октября 2020 года Черемушкинский суд Москвы приговорил Алексея Эккерта и Дмитрия Бушманова к девяти годам колонии и обязал их выплатить свыше 2,9 млрд рублей ФГУП ГУИР №2 при Спецстрое России. Сейчас апелляционную жалобу на приговор рассматривает Московский городской суд. При этом источник ПАСМИ в правоохранительных органах предположил, что в связи с уголовным делом Евгения Горбачева приговор может быть пересмотрен — все зависит от того, какие он даст показания.
Сомнительный подрядчик
Между тем, Горбачев засветился на арктических стройках еще в то время, когда оборонный контракт исполнял “РусАльянсСтрой”. Он оказывал юридические услуги компании «Технострой», которую Эккерт и Бушманов привлекли в качестве субподрядчика к работам на сумму порядка полумиллиарда рублей. Фирма получила аванс 90 млн рублей, но строить ничего не стала, и от работ ее отстранили.
Вместо того, чтобы возвращать аванс, «Технострой» подал на своих нанимателей в суд, требуя доплатить оставшиеся деньги. Компания предоставила суду поддельные документы, свидетельствующие о выполнении работ. Представители «Техностроя» уверяли, что отправляли в Арктику около 100 своих работников, хотя, по данным налоговой службы, в штате организации было всего три человека. Также там не было необходимых лицензий, техники, и стройматериалов. В марте 2019-го Арбитражный суд Москвы признал, что документы ООО “Технострой” о якобы выполненных работах ничем не подтверждаются. Суд снял с “РусАльянсСтроя” требования в выплате 700 млн рублей и потребовал ООО “ТехноСтрой” вернуть 90 млн аванса.
Тем не менее, достраивать военные объекты на мысе Шмидта и острове Врангеля, возведение которых было поручено президентом Владимиром Путиным и находилось под пристальным контролем министра обороны Сергея Шойгу, после того, как с них вывели “РусАльянсСтрой”, доверили именно компании Евгения Горбачева. Держателя контракта не смутил тот факт, что ООО “Спецстрой-1” имело уставный капитал в 10 тыс. рублей и все признаки фирмы-однодневки. Горбачев купил компанию у номинала, который ранее работал грузчиком и официантом, но потом в один день зарегистрировал на себя целый десяток фирм с похожими названиями и одинаковыми юридическими адресами.
Не исключено, что контракт сомнительной компании помогли получить высокие связи Горбачева. Так, по его же собственному признанию в суде по делу Эккерта и Бушманова, он близко знаком и регулярно общается с бывшим сенатором Александром Тер-Аванесовым. При этом именно Тер-Аванесова Дмитрий Бушманов называл бенефициаром взятки в 700 тыс. рублей, которую не стали платить совладельцы “РусАльянсСтроя”.
Двухмиллиардный провал
В итоге, как ранее писало ПАСМИ и как теперь выяснили правоохранители, многомиллиардный контракт по возведению стратегически важных объектов для Минобороны исполнен не был — ни в 2016 году, как это предполагалось, ни позднее. Выполнить свои обязательства компании Евгения Горбачева не помог ни захват техники и стройматериалов, принадлежащих “РусАльянсСтрою”, ни тот факт, что оплаченные из бюджета работы уже практически были выполнены компанией-предшественником. Впрочем, судя по всему никаких попыток построить военные объекты “Спецстрой-1” и не предпринимал, за исключением поползновений выдать чужие работы за свои.
Тем не менее, никаких санкций за этим, в отличие от истории с Алексеем Эккертом и Дмитрием Бушмановым, не последовало. Минобороны, судя по всему, устраивала сложившаяся ситуация — контракт с ООО “Спецстрой-1” был расторгнут лишь спустя три года после истечения сроков его исполнения. Что интересно, в письме одного из руководителей правопреемника ГУИР № 2 — ГВСУ № 14 — о расторжении контракта указывалось, что «Спецстрой-1», получив аванс в сумме 1,99 млрд рублей, сдал работы на сумму 0 рублей.
Взыскивать пропавшие 2 млрд аванса структуры военного ведомства тоже не торопились. Впрочем, в августе 2020 в СМИ появились сообщения, что Главное управление обустройства войск все-таки заявило к «Спецстрой-1» десять исков на общую сумму 2,5 млрд рублей. Подробности исковых требований не раскрывались, но обращение в арбитраж было вызвано ненадлежащим исполнением контрактов со стороны подрядчика.
Преемник замминистра
Правда ни о какой ответственности руководителей компании “Спецстрой-1” речи до сих пор не шло. Более того, в награду за срыв стратегически важной стройки и бесследное исчезновение бюджетных миллиардов Горбачев получил высокий пост — в 2017 году он продал оскандалившуюся компанию и стал руководителем Главного управления обустройства войск — структуры, отвечающей за все военное строительство.
Кстати, в период возведения объектов в Арктике ГУОВ возглавлял Тимур Иванов. После реализации схемы с “РусАльянс Строем” он стал замом Сергея Шойгу и продолжил курировать строительные структуры. При этом в должности замминистра Тимур Иванов сохранил связи со своим преемником Евгением Горбачевым.
А с еще одним героем арктической истории — бывшим членом Совета Федерации Тер-Аванесовым — Тимура Иванова связывают приятельские отношения. Во всяком случае, совместные фотографии их семей выкладывались в соцсетях чиновников.
С медалью, но без мандата
Ответственная должность главы ГУОВ стала не единственной наградой для Евгения Горбачева. “По итогам строительства военных объектов, в том числе находящихся в Арктике, Евгению Горбачёву в 2021 году в Кремле вручили медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени”, — указал в письме в редакцию ПАСМИ некто Николай Мостовой, заявивший, что представляет интересы теперь уже бывшего главы ГУОВ и “Спецстроя-1”.
В письме содержалось требование опубликовать опровержение материалов о Евгении Горбачеве, опубликованных на сайте “Первого антикоррупционного СМИ”. Это опровержение было написано от лица самого Горбачева. Не можем не привести его полностью:
«В изложенном правда лишь то, что компания, совладельцем которой я являлся, участвовала в строительстве объектов в арктической зоне в 2015-2016 годах. Ситуация там сложилась очень простая и печальная: некая фирма под названием «Русальянсстрой» взялась выполнить чрезвычайно важный и ответственный госзаказ по возведению военных сооружений в условиях Крайнего Севера, получила на это миллиарды рублей из бюджета… И всё полностью провалила. Случился так называемый «недострой».
А на наши плечи легло погашение долгов по зарплате перед работниками прошлого подрядчика и запуск самих объектов — в оставшиеся краткие сроки, на остатки финансирования — того, что еще не успели окончаительно разворовать будущие подсудимые. Мы справились, всё ввели в строй, и на этих объектах уже более 5 лет успешно несут боевое дежурство солдаты и офицеры.
А я, когда разгребал те авгиевы конюшни «специалистов по недострою» (многие облепили тогда Минобороны еще со времен Сердюкова) — видимо, нажил себе немало врагов. Которые с тех пор много раз пытались обвинить меня в своих собственных грехах — взяточничестве, кумовстве и халатности прежде всего. Итог закономерен: руководство “Русальянсстроя” осуждено на длительные сроки. Не жалею, что разворошил то осиное гнездо. И ко всем их «компроматам» отношусь спокойно, по принципу «собака лает — караван идет». Людей ведь не обмануть: за мной — построенные и укрепляющие нашу оборону объекты, которые каждый год показывают в «Новостях» о военных учениях в Арктике; за ними — были и остаются только украденные деньги и проваленные стройки».
Кстати, попытки зачистить информационное пространство Евгений Горбачев минувшим летом предпринимал неспроста — КПРФ выдвинула его в депутаты Государственной думы от Ивановской области. Руководителя “Военно-строительной компании” и помощника зампреда ЦК КПРФ Юрия Афонина называли фаворитом выборной гонки, но заполучить парламентскую неприкосновенность ему не далось. В начале сентября суд отменил его регистрацию кандидата в депутаты из-за нарушения законодательства об интеллектуальной собственности в агитационных материалах.
Тогда его однопартийцы заявили о применении административного ресурса против популярного кандидата. Выступили представители КПРФ в защиту Горбачева и после его задержания. Так, первый секретарь ивановского обкома компартии Александр Бойков назвал уголовное преследование Горбачева политической местью со стороны губернатора области Станислава Воскресенского.
Впрочем, некоторые СМИ связывают такую поддержку со щедрыми пожертвованиями коммунистам от бизнесмена Горбачева, “заработавшего” свои миллиарды, в том числе, и на арктических объектах Минобороны.
Арктические стройки стали для Евгения Горбачева американскими горками
История успеха и провала протеже замминистра и экс-сенатора.