В российский банковский бизнес возвращается Владимир Антонов, в прошлом известный банкир, долгое время пребывавший в забвении. С января 2017 г. он фактически контролирует банк "Русский инвестиционный альянс" (РИА-банк), а в ближайшее время его доверенные лица могут приобрести еще один банк, "Русский международный" (РМБ), говорят человек, узнавший об этом от ЦБ, банкир, сотрудничающий с РИА-банком, а также сотрудник контрагента одной из компаний Антонова. Однако участники российского банковского рынка оценивают перспективы создания новой банковской системы весьма как весьма небольшими. В частности, свое недовольство может выразить Центробанк.
"Хотя формальных претензий к Антонову со стороны [российских] властей нет, для ЦБ он не является надлежащим собственником", говорят люди, владеющие ситуацией. Тут же вспомнились прошлые, очень нелицеприятные истории с банками, владельцем которых являлся господин Антонов. Они касаются калининградского Инвестбанка и литовского банка Snoras.
Инвестбанк и его предтеча
До создания Инвестбанка Владимир Антонов вместе со своим отцом Александром Антоновым купили контролирующий пакет акций в находившимся на грани банкротства "Академхимбанка". Их "правой рукой" и ближайшим сподвижником стал Виктор Ямпольский, занявший пост зампредправления "Академхимбанка". По данным оперативников МВД РФ, Ямпольский в свое время являлся штатным сотрудником КГБ СССР.
Ямпольский решил укрепить кредитную организацию так сказать, мощной силовой поддержкой. И привлек к этому делу тоже бывшего кадрового чекиста Юрия Молчанова. Тот возглавил службу безопасности банка. Молчанов имел довольно тесные связи с бойцами специальных подразделений госбезопасности. Их он и стал привлекать для выполнения наиболее деликатных поручений владельцев банка Антоновых.
При этом бывший силовик Молчанов не гнушался близкими отношениями и преступными авторитетами. В частности, как поговаривали в то время, при банке свою нишу занял Юрий Федоров - один из лидеров липецкой ОПГ, контролировавшей большую часть рынка "Лужники" и промышлявшую незаконными операциями по переводу денег из России на Украину.
Как считали сотрудники правоохранительных органов, после того, как банком завладели Антоновы, его основным занятием стало отмывание денег, либо их обналичивание. В начале 2002 года СК при МВД РФ возбудил уголовное дело, в котором фигурировал "Академхимбанк", а Александр Антонов проходил, как свидетель. СК тогда вел расследование об отмывании денег через банк "Новатор" и ООО "Флуран".
Отмывались они можно сказать примитивно. Прямо в недрах банка штамповались поддельные банковские облигации, потом составлялись документы о том, что их приобрели иностранные клиенты. Под этим соусом деньги из кредитной организации просто выводились в неизвестном направлении. Но потом ерепениться стал и Молчанов, требуя все большие и большие гонорары за свою работу. Антоновы предложили ему уйти с миром. В ответ на это Моланов потребовал 200 миллионов долларов в виде отступных, пригрозив в противном случае неприятностями с ФСБ и МВД.
Тогда терпение у Владимира Антонова лопнуло. И проблемы начались уже у самого Молчанова. На него на ровном месте накатали заявление в правоохранительные органы (сделал это Антонов-старший) о том, что Молчанов якобы вымогал с банкиров 200 тысяч долларов. В результате бывший компаньон и охранник был упечен за решетку. Банк без лишних неудобных людей поблизости вроде бы стал подтягивать свои позиции на рынке, но тут случилась заковыка. Владимир Антонов поссорился с тогдашним заместителей главы ЦБ Андреем Козловым, слывшим человеком в финансовых кругах порядочным и принципиальным. Козлов отказывался принимать "Академхимбанк" в Систему страхования вкладов (ССВ).
Вскоре после этой истории Андрей Козлов был застрелен в самом центре Москвы, когда возвращался с футбольной тренировки. Виновным в результате был признан владелец другого банка, также не получившего доступ в ССВ. Однако злословы упорно шептались, что дело могло не обойтись без Антонова. После этого, Владимир Антонов внезапно сплавил Академхимбанк другим владельцем и в срочном порядке уехал вместе с отцом за границу. Там они и замутили новую банковскую пирамиду, на вершине которой оказался Инвестбанк.
Под ним казалось еще несколько английских и прибалтийских банков. И тут не обошлось без криминального мухлежа. Владимир Антонов попросил в деловых целях перевести из России, где обосновался Инвестбанк, за границу 400 миллионов долларов. Деньги выводились под соусом выдачи кредитов различным структурам и без одобрения совета директоров банка. По данным МВД РФ, большая часть этих денег пошла на приобретение автогиганта Saab. Владелец Saab, General Motors, отказался продавать фирму Антоновым, прямо сославшись на их преступную финансовую деятельность.
Тогда изворотливый Антонов выкупает свою долю в шведском концерне якобы за кредит одной из азиатских компаний, которая якобы выступала инвестором. На самом деле, инвестором выступил сам Антонов, который просто хотел выкупить принадлежащие ему в концерне 30 процентов акций. Причем сделка планировалась провернуться через фирму Spyker cars, принадлежащей в конечном счете тоже Владимиру Антонову. Но свершиться ей помешало вмешательство владельца Saab концерна General Motors и правительства Швеции.
Балтийские ходы
Еще Владимир Антонов совместно с литовским партнером Раймондасом Баранаускасом влип в историю с литовским банком Snoras. Правоохранители заподозрили обоих в выводе активов банка и его дочки в соседней Латвии в фирмы-однодневки в Великобритании и оффшорные компании. Оба даже были арестованы британским судом, правда и выпущены после того, как не была доказана их степень вины. И вот теперь Владимир Антонов вновь выходит на российскую банковскую авансцену. Никто после этой новости не вздрогнет?
Банковских дел ‟ломастер‟ Антонов
Сомнительный бизнесмен снова вышел на российсктй рынок.